Занятие дискуссия Мои нравственные ценности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «ВОЗВРАЩЕНИЕ»



Занятие-дискуссия по теме:
«Мои нравственные ценности»



Выполнил:
воспитатель старшей группы
отделения соцреабилитации
Чернова Д.С.





Саратов 2016
Цель: формирование понятий о нравственности, духовности, приоритетных жизненных ценностях
Задачи:
Воспитывать нравственные качества: доброту, честность, отзывчивость
Развивать критическое отношение к своим поступкам, умение их анализировать
Формировать представление об общечеловеческих ценностях
Диагностика системы жизненных ценностей
Возраст: 13-16 лет
Форма проведения: дискуссия
МО: ручки, бумага; компьютер для демонстрации диаграмм
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем наше занятие с красивой и мудрой притчи:
«Любовь и верность»
Я женюсь только на самой прекрасной принцессе, объявил принц родителям.
Королева стала приглашать в гости красавиц принцесс, но ни одна из них не понравилась принцу. Тогда королева позвала во дворец мудрого волшебника.
Ваше Высочество, что вам нравится в девушках? спросил волшебник принца.
Иногда мне нравятся голубые глаза, но через минуту зелёные кажутся красивее. Один раз мне понравились золотые волосы, в другой раз чёрные, ответил принц.
Я заколдую одну принцессу, которая любит вас, и её внешность будет меняться в зависимости от вашего желания, предложил волшебник.
Отлично, такая жена мне никогда не надоест! воскликнул принц.
Вскоре состоялась свадьба. Юная принцесса выглядела так, как этого хотел принц. К тому же она была доброй, верной и разумной. Принц был в восторге. Прошло время, и однажды принц сказал жене:
Ты верная и добрая жена. Я не представляю жизни без тебя, но я мечтаю увидеть твоё настоящее лицо.
Если я покажусь в настоящем своём облике, вы разлюбите меня, испугалась принцесса.
Нет, ни за что! Мне не нужна другая женщина, как бы прекрасна она ни была, настаивал принц.
Наконец принцесса согласилась. Она позвала мудрого волшебника и попросила вернуть ей настоящий облик. К своему изумлению, принц увидел свою подругу детства курносую принцессу из соседнего государства.
Я с детства любила вас, принц, призналась принцесса.
Да, я помню, в детстве ты была лучшим моим другом. Как я рад, что ты стала моей женой, рассмеялся принц.
Нельзя разлюбить, если любишь за нравственные достоинства. Такая любовь привязана к вечному, произнёс волшебник.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Сегодня мы поговорим о том, что такое нравственность и духовность человека.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности, составляют ее основу. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова нравственность определяется, как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. То есть нравственные качества человека определяют его поведение в обществе, коллективе, отношение к окружающим его людям.
Какие нравственные качества, по-вашему, являются самыми главными в человеке? Назовите пять качеств.
Вот какие результаты получены по итогам социологического опроса 386 подростков в Волгоградской обл., 2009 г.

Каждый воспитанный человек должен соблюдать определенные нравственные нормы поведения. На мой взгляд, самые важные нравственные качества, определяющие уважительное отношение человека к другим людям, это – доброта, честность, отзывчивость, толерантность. А какие качества личности для вас наиболее отталкивающие?
При перечислении человеческих качеств, которые опрошенные подростки считают неприемлемыми, чаще всего называют «ложь» - 44 % и «предательство» - 28%. Далее идут такие варианты ответов, как «подлость» и «безответственность» (20%), «злость» и «злопамятность» - 18% и 17 % соответственно.
Духовно-нравственные качества человека являются базой для формирования системы личностных ценностей и приоритетов. Что является главным в жизни любого из нас? Здоровье, образование, семья, карьера, духовный рост, материальное благополучие или что-то другое Важно, чтобы система личностных ценностей опиралась на понятие об общечеловеческих ценностях, сформированных нашей культурой, историей и духовными традициями народа. Для русского народа всегда важнейшими человеческими ценностями были милосердие, уважение к старшим, любовь к родине и готовность служить ей, забота о детях или внуках, престарелых родителях, понятие о чести и дружбе.
К сожалению, сегодня наше общество и государство сильно изменились? Какие ценности для вас сегодня самые главные? К чему стремитесь вы?

Вот, что ответили волгоградские подростки


Как мы видим, сегодня для будущего поколения по-прежнему важно иметь крепкую семью, найти настоящую любовь, иметь верных друзей. Но вместе с тем, для большинства современных подростков на первое место в системе жизненных ценностей выходят материальное благополучие, карьера, веселое времяпрепровождение.
Многие подростки считают, что деньги дают возможность достигнуть успеха (41%) и стать полноправным членом общества (30%). 17% респондентов считают, что деньги – необходимое условие существования, а 11% - источник независимости. А вы обращаете внимание на материальное благополучие окружающих вас людей, друзей?
Сегодня все больше молодых людей согласны с мнением, что деньги решают все! 75% респондентов согласились с этим утверждением и лишь 24% не согласны с ним.

Важное значение для формирования наших жизненных ценностей имеет умение организовать свое свободное время.

Молодежь сегодня в качестве досуга предпочитает «развлечение» - гуляние с друзьями, походы в кино или просмотр телевизора, общение в соцсетях или блуждание по Интернету. Влияние этих средств массовой информации определяет сегодняшних кумиров у подростков, а так же зачастую формирует ложное представление, что насилие - вполне приемлемое средство разрешения конфликтных ситуаций в жизни. В одном исследовании, где было опрошено 134 подростка («Учительская газета», №15 от 10 апреля 2007 года) ребята назвали двух киногероев Сашу Белого из «Бригады» (33%) и Нео из «Матрицы» (17%), основываясь на следующих характеристиках:
Нравится внешность 27%
Сильный, мужественный 18%
Манера поведения 12%
Характер 8%
Кого из известных людей, литературных или киногероев можете назвать вы своим кумиром и на основании каких качеств личности?
Сегодня россияне стали намного меньше читать, в том числе и подростки; чтение же классической литературы и лучших произведений современных авторов дают все необходимое для самообразования и самовоспитания важнейших нравственных качеств человека. А какую последнюю книгу прочитали вы?
Чтобы определить вашу систему нравственных ценностей предлагаю краткий тест М. Рокича для учащихся 5-8 классов:
1. Укажите ваш возраст (полных лет) _____    
2. Расставьте в порядке значимости для вас следующие ценности:
    1) базовые ценности личности
__  здоровье (физическое и психическое);
__  интересная работа;
__  красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
__  любовь
__  материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
__  наличие хороших и верных друзей;
__  уважение окружающих, коллектива, товарищей;
__  возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие;
__  развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
__  свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
__  счастливая семейная жизнь;
__  счастье других.
2) нравственные качества
__  аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
__  воспитанность (хорошие манеры);
__  жизнерадостность (чувство юмора);
__  исполнительность (дисциплинированность);
__  образованность (широта знаний, высокая общая культура);
__  ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
__  смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
__  твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
__  терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
__ честность (правдивость, искренность);
__  трудолюбие;
__ чуткость (заботливость).

Чтобы человеку развиваться духовно и нравственно нужно сначала узнать самого себя, задавать себе вопросы и уметь найти на них ответы. И они могут быть такими: «Правильно ли я поступаю?» «Если я обидел кого-то своими словами или действиями, мог ли я поступить иначе?» или другими Важно не лениться думать и научиться анализировать свои поступки, слова, желания; тогда появиться осмысленное отношение и к своей жизни и уважение к жизни окружающих нас людей.
Для размышления о своих жизненных позициях несколько вопросов, ответы на которые нужно попытаться обосновать:
1. За что Вы ввели бы смертную казнь?
2. У Вас есть 1 миллион долларов и 3 дня. Как Вы распорядились бы деньгами? А если бы это были последние 3 дня Вашей жизни?
3. Вы хотите заняться благотворительностью. Кому (чему) Вы помогали бы?
4. Какой поступок Вы хотели бы совершить, чтобы знать, что жизнь прожита не зря?
5. Надо ли быть хорошим человеком и почему? Какой он, по-вашему, хороший человек?
В Евангелии записана главная христианская заповедь: «Возлюби ближнего как самого себя» (Мф 22,39), т.е. делай окружающим людям только то, чтобы хотел получить от них. На этом правиле построены нравственные законы всех времен. Исчезают одни народы, появляются другие, а заповедь «Возлюби ближнего как самого себя» остается актуальной всегда, особенно в наш такой скудной любовью друг к другу век.
А в заключении практическое задание - объясните значение качеств человека, начинающихся со слов «добро»:
добродетельный (высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели) добродушный (добрый и мягкий по характеру, незлобивый) доброжелательный (желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный) добронравный (отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом) добропорядочный (приличный, достойный одобрения, порядочный) добросердечный (обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый) добросовестный (честно выполняющий свои обязательства, обязанности)
Интересно ли было вам на занятии? Что нового вы отметили для себя?
Спасибо за внимание!

Картинки по запросу нравственные ценности картинкиРисунок 1Картинки по запросу нравственные ценности картинкиРисунок 114hђ Заголовок 215