Законы жизни семьи,законы жизни класса


Родительское собрание: "Законы жизни семьи, законы жизни класса"
Цель: Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье. Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнка Форма: Информационный лекторий с элементами дискуссии Подготовительная работа: До собрания проводился психологический тест детей - Рисунок «Моя семья», подбор ассоциаций детей на тему «Моя семья», анкета для детей «Семейное отношение»
Ход собрания
- Уважаемые родители! Сегодня мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и общее развитие ребёнка.
Г81: «К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий»
Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелёгкий труд - быть родителем. Русская пословица говорит: « Не мы на детей походим, а они на нас».
Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления. Семья является ведущим фактором развития ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьёй.
- А что вы понимаете под словом «семья»?( Выслушиваются ответы родителей).
- Вашим детям было предложено назвать ассоциации, связанные со словом «семья». Хотите узнать, какие у них ассоциации?
«СЕМЬЯ – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью» Педагогический словарь
- Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости, дела. Это любовь и счастье.
- Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что вас объединяет – ваши дети.
- Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет свое начало в детстве.
Дороти Нолт писала:
“Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;
- если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;
- если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными;
- если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает
место чувству вины;
- если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
- если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
- если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
- если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире”.
Анкета для родителей. Можете ли вы:
В любой момент оставить все дела и заняться ребёнком?
Посоветоваться с ребёнком, несмотря на его возраст?
Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
Извиниться перед ребёнком в случае, если были не правы?
Владеть собой и сохранить самообладание, даже если проступок ребёнка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребёнка?
Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
Пообещать ребёнку, что исполните его желание за хорошее поведение?
Выделить ребёнку один день, когда он может делать всё, что хочет, а вы при этом не вмешиваетесь?
Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребёнка?
Устоять против слёз, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Варианты ответов: А – могу и всегда так поступаю – 3 балла.
Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла.
В – не могу – 1 балл.
Интерпретация
От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания: кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребёнка.
Рассмотрение педагогических ситуаций, обсуждение с родителями. Предлагаю вам различные ситуации, которые возникают в повседневной жизни. Обсудите их и определите, какой закон жизни семьи рассматривается в каждой ситуации. Как необходимо поступить?
Мама запрещает играть в компьютерные игры, а папа разрешает: «Играй, сынок!»
Ребёнок: «Мама, давай вместе будем лепить вареники!»
Мама: «В следующий раз. А сейчас не мешай, иди поиграй. Я быстрее справлюсь сама».
Ребёнок ухаживает за своим любимцем (домашним животным), содержит игрушки в порядке. За это его каждый раз нахваливают родители.
В течение недели семья готовила новогодний костюм младшему ребёнку.
На утреннике мальчику за лучший костюм дали шоколадку. Придя домой, он начал её есть. На просьбу сестры угостить её и родителей ответил : «Но это же меня наградили.»
- Родители – первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Родители иногда не замечают, какое воспитательное влияние оказывают они на детей своим поведением. Между тем они воспитывают их каждый день, каждый час. Каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей и старших, который они ведут в присутствии детей, действует на характер и умственное развитие детей.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты, друзья своего ребенка, значит ребенок состоится как личность.
Домашнее задание
- В школе в конце каждого урока детям задаётся домашнее задание. Сегодня на собрании вы прослушали лекцию, выполнили практические упражнения, а теперь предлагаю вам необычное домашнее задание.
1. В течение четырёх дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребёнка голос. Стремитесь добиться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
2. В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать!» - вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через десять минут?» Другие ситуации: «Молока налить целый стакан или половину?», «Из школы придёшь сразу или на полчаса задержишься?»
3. В минуту сильнейшего раздражения на ребёнка – сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?
VII. Подведение итогов
По окончании родительского собрания раздаются памятки с советами.
Памятка для родителей
Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в семье (пусть даже по мелочам).
Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.