Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Фразеология. Фразеологизмы».
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Фразеология. Фразеологизмы».
Тип урока: Урок-путешествие
Тема урока: «Неизвестная страна Фразеология».
Цель урока:
- в игровой занимательной форме познакомить ребят с разделом «Фразеология», с фразеологизмами;
- научить находить фразеологизмы и употреблять их в речи
- формировать у ребят умение работать с фразеологическим словарем, обогащать их словарный запас.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня мы все вместе отправимся в увлекательное путешествие по стране, которая вам неизвестна. Называется она Фразеология. Фразеология –это удивительная страна, в которой много загадочного и интересного. Ее жители ничем не отличаются от нас с вами. Правда, они говорят загадками. Давайте послушаем диалог жителей этой страны.
2.Просмотр сценки –диалога( индивидуальное задание)
Ребята изображают ссору.
Один кричит:
- Я тебе покажу, где раки зимуют!
Второй ему:
-Ишь разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подходит к ним дежурный, начинает их растаскивать.
Они ему отвечают вместе:
- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.
3.Введение нового материала:
1) Беседа с классом.
-Какими же такими загадками говорят ребята? ( они употребляют особые выражения, сочетания слов)
-Что же такого в них загадочного и необычного? (их надо понимать не буквально, они употребляются в переносном значении)
- Назовите эти выражения:
Где раки зимуют (проучить, выражение угрозы)
Из кожи вон лезет (очень стараться)
Спит с открытыми глазами ( следить за кем-нибудь)
*Такие выражения жители называют фразеологизмами. Чтобы их речь была выразительной, они всегда говорят, используя их.
-Попробуйте перевести эти фразеологизмы на наш язык, объясняя их смысл и заменяя одним-двумя словами.
* Ребята, наверное, вам интересно узнать, как фразеологизмы появились в языке этой страны, какая у них история. Сами жители сейчас расскажут вам об этом.
4. Сообщение учащихся на тему: «История одного фразеологизма» (индивидуальное задание).
5. Слово учителя.
Ребята, чтобы понимать этот интересный язык жителей страны, надо его изучать. Давайте сейчас выполним несколько заданий, чтобы больше узнать фразеологизмов. Новый язык изучать всегда сложно, поэтому вы будете пользоваться фразеологическим словарем.
6. Игра – соревнование( ребята работают в группах, за каждый правильный ответ команда получает один балл)
Задание №1
«Соберите фразеологизмы» (соедините так слова, чтобы получились фразеологизмы, объясните сами их смысл.)
Водить, втирать, заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть// голову, в переплет, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, очки, за нос.
После выполнения задания они объясняют смысл фразеологизмов. Если не смогут правильно объяснить, то обращаются к словарю.
Задание №2
«На загадку дай отгадку» (отгадайте загадку, отгадкой к которой будет фразеологизм, объясните сами их смысл.)
Его вешают, приходя в уныние (вешать нос)
Его держат за зубами (держать язык за зубами)
Ее «просит» дырявая обувь (каши просит)
Ее набирают в рот, не желая говорить (набрать в рот воды)
Проверка выполнения задания осуществляется также.
Задание №3
Закончите предложения фразеологизмами- сравнениями, объясните их смысл:
Новые дома растут в поселке как (грибы после дождя)
Город он знает как (свои пять пальцев)
Похожи они с братом как (две капли воды)
Что ему ни говори, ему все как (с гуся вода)
Проверка выполнения задания осуществляется также.
Задание № 4
«Кто быстрее» (в приведенных фразеологизмах в словах перепутаны буквы. Расставьте их правильно и прочитайте фразеологизм, объясните их смысл)
Трабь кабы аз гаро- брать быка за рога.
В ценок ковноц- в конце концов
Стяпус рувака- спустя рукава
Ладеть зи химу налос- делать из мухи слона.
Слово учителя:
Сейчас мы проверим, научились вы говорить на этом языке.
Задание №5
Придумайте сценку с несколькими репликами, включая в них 3-4 фразеологизма.
7.Подведение итогов игры и выставление оценок.
8. Заключительное слово учителя:
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам, ребята, пути!
Домашнее задание: (Дифференцированное, по выбору учащегося)
подготовить сообщение «История одного фразеологизма»
нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения
напишите сочинение- миниатюру, включите в него 3-4 фразеологизма.
( Эта тема рассчитана на 2 часа, поэтому на втором уроке по рисункам ребят ученики будут отгадывать фразеологизмы, а также слушать сообщения и сочинения- миниатюры учащихся.)
15