Тренинг для родителей «Счастливые родители»
Тренинг для родителей «Счастливые родители»
Цель: способствовать развитию у родителей навыков конструктивного взаимодействия.
Оборудование: 6 повязок, карточки со словами «Перестань глазеть!», «Закрой свои уши!», «Закрой рот!», «Убери руки!», «Стой смирно!», «Перестань реветь!».
Тренинг рассчитан на группу 12 – 14 человек.
1.Знакомство.
Здравствуйте, уважаемые родители! Прежде чем приступить к нашему занятию, давайте познакомимся. А знакомиться будем следующим способом. По кругу каждый называет свое имя и любое качество, характеризующее его с хорошей стороны, на ту букву, которая есть в его имени. Например, меня зовут Лариса, я ласковая.
2.Что хорошего произошло со мной за прошедшую неделю?
3.Упражнение «Дарю улыбку».
Отгадайте загадку:
Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мнгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали!
Что это?
Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!
Итак, если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь.
«Я сейчас кому-нибудь улыбнусь, и пошлю свою улыбку вот так (улыбается и сдувает свою улыбку с ладошки). Тот, кому была послана улыбка – ловит ее в кулачок, и также посылает другому. Это нужно делать быстро и хорошо».
Как вы себя чувствуете?
4.Сценка «Ребенок-статуя»
Выбирается один желающий, который сыграет роль ребенка. Ему предлагается выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку.
Поддерживающий встает за спиной «ребенка», приложив руки к его спине и ни в коем случае не отпускает их во время всего действия.
Затем присутствующие делятся примерно на шесть групп и каждой предлагается запомнить фразы (даются на карточках), которые я буду произносить во время игры.
Ты – моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мыс тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку пойдем к автобусу. Я тебя беру за руку, и мы побежали.
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть! – я тебе отвечаю.
И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально – он закрывает глаза, как приказывает мама. (Я завязываю ей глаза).
Мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать вчерашний день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
- Мама, мама, а ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши! (Завязываю девочке уши).
Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.
- Ой, какой сегодня будет день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей обещала принести ластик, тот, что
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро закрой рот! (Завязываю девочке рот).
Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:
- Что у тебя за руки, ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (Завязываю руки). Но тут дочь начинает скакать , задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:
- Где ты этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (И в этот раз завязываю ноги).
Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:
- Что ты тянешься, копуша, делай шире шаг, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки – ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи, я тобой разговариваю, глухомань!
(И в этот момент я прошу всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им).
Ребенок начинает хныкать. Я уже почти кричу на нее: - что ревешь? Что ты плачешь, я спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (На этих словах я сильно перевязываю живот).
И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.
Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем – обязательно хорошо.
Спрашиваю у дочери, что ей хочется развязать. (Чаще всего – это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, т.е. наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право на то, что он чувствует).
Затем я развязываю по очереди то, о чем просит девочка.
Спрашиваю:
- Что чувствовала на протяжении всего действия?
- О чем думала?
- Каково было, когда все вокруг начали приказывать тебе?
- Что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери?
Спрашиваю у поддерживающего, что он чувствовал и думал на протяжении всего действия.
Предлагаю поблагодарить дочь поддерживающего. «Поддержка» садится.
Очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково ребенку, у которого даже такой поддержки нет?
Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных мамы и папы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как вести себя? Что предпринять?
Карл Роджерс: воспитатель – садовник, создающий условия для роста. Какие же это условия?
Потребность в любви;
Потребность в принадлежности, нужности;
Потребность в контроле.
Каким образом мы, родители, удовлетворяем потребность в любви ребенка? Как ребенок понимает, что его любят? Обсуждение:
- физический контакт (похлопывание, поглаживание, объятия, поцелуи и т.п.);
- слова «Я тебя люблю», «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе», «Ты мне нравишься».
Семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия надо не менее 8 объятий в день. ЭТО ПИЩА ДЛЯ РАСТУЩЕГО ОРГАНИЗМА – при отсутствии эмоциональной проблемы, а то и нервно-психического заболевания. А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально – 12 раз в день!
Подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
5.Упражнение «Все равно ты молодец».
Цель: помочь понять, что любую ситуацию можно понять, проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны; возможность испытать на себе поддержку.
Ход упражнения: Первый участник начинает рассказ со слов «Мне не нравится в себе». Второй выслушав, должен отреагировать, начиная словами «Все равно ты молодец, потому, что». Выполняется по кругу.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
- Какие трудности вы испытывали, оказывая поддержку собеседнику?
- Что чувствовал тот, к кому была обращена поддержка?
Завершение занятия.
Мои внутренние преобладающие ощущения на сегодняшнем занятии.
Какая информация отложилась в моей памяти.
15