Буклет Коми национальные игры для детей
«Шырöн-пельöсöн»С помощью считалки выбирают участника, который становится «воробьём». Глаза ему завязывают платком. Остальные ходят вокруг него и поют:Миян гажа сад йöрöЛоктiс пышкай да сьылö,Пышкай, пышкай, эн вуграв,Кодi нявöстас, тöдмав!Когда все умолкнут, кто-то из игроков мяукает. Если водящий отгадает мяукнувшего, то они меняются местами, а если нет - дальше будет водить. «Шег»Игроки бросают жребий. На кого падает, тот водит (он будет котом), остальные – мышами. Мышки занимают пустые места в комнате (если углов не достаточно, устраивают дополнительно с помощью стульев и скамеек). Водящий ходит по середине комнаты и говорит:Шырö, шырö, вай мен пельöс,Шырö, шырö, вай мен пельöс.Мышка, мышка, дай мне угол,Мышка, мышка, дай мне угол!Мышки в это время меняются местами (своими углами), перебегают из одного угла другой. А кот занимает пустой угол, и становится мышкой, а мышь оставшаяся без угла становится котом. Игра повторяется заново. Один из ребят берет косточки в ладони, а затем подбрасывает их вверх. Рассыпавшиеся косточки падают в одну из четырех позиций: «стол» (вверх ровной стороной), «сак» (с двумя ямками вверх), «пук» (выпуклой стороной вверх), «гатш» (вверх углублением). По считалке ребята определяют очередность, в которой они будут щелкать по косточкам. Большим или указательным пальцем игроки ударяют косточку, лежащую в том же положении. Если удар был метким, то игрок забирает выбитую косточку, лежащую в том же положении и получает право на очередной удар. Игра заканчивается после того, как все косточки будут выбиты.«Пышкай»
2016 годВорсöмъясМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»Работу выполнила: Львова Анастасия,5б класс Руководитель работы: Ларионова И.А., учитель коми языка «Гöрань»Бросив жребий, один из игроков становится водящим, остальные убегают от него. Водящему закрывают глаза платком или тряпицей и кружат его на одном месте, одновременно приговаривая: Шапка-тотарка, Синъясыд куньса,Колöкö, кутав Да эн жö нин аддзы!Покружив водящего, отталкивают в сторонку, а остальные тихонько, на цыпочках перебегают с одного места на другое. Водящий на ощупь начинает искать игроков. Кого поймает, тот и будет водящим в следующий раз.