«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных методик»


«Развитие мелкой моторики
с использованием нетрадиционных методик»
Тодинова Е.В., г.Абакан,
воспитатель МБДОУ «ЦРР- д/с «Колокольчик»
«Истоки способностей и дарований детей–на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский.
«Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…» писал В.А. Сухомлинский
Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей и пальцев рук. Движения руки человека, писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности очень актуальна, т. к. именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук детей являются занятия по изобразительной деятельности. И. М. Соловьёв в своих исследованиях обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения различных видов рисования, которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательной деятельности. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребёнка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие.
На руке находятся биологически активные точки нашего организма. Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем сильное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте необходимо выполнять массаж пальчиков и кистей рук, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Так же развитию мелкой моторики дошкольников способствует перебирание крупных, а затем и более мелких предметов – пуговицы, бусины, крупы, выполнение пальчиковой гимнастики и др приятие поступающей информации. В дошкольном возрасте основная работа по развитию мелкой моторики проводится через игры и игровые упражнения.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Если ребёнок не любит застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это говорит о том, что у малыша недостаточно развита мелкая моторика. Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения.
Используя нетрадиционную технику рисования у детей «загораются глазки». У них появляется радостное настроение, и нет страха перед тем, что у них не получиться. Рисуя, ребёнок не утомляется, у него сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, развивается уверенность в своих силах, пространственное мышление, мелкая моторика рук, появляется усидчивость и внимательность. Изобразительная деятельность требует от ребёнка проявления разносторонних качеств и умений. Для того, чтобы нарисовать какой-либо предмет, его не только необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать своё внимание на руке. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности работы. Так дети учатся планировать свою работу.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать разные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Список нетрадиционных видов изодеятельности можно продолжать до бесконечности. Главное — полет Фантазии.
Литература:
1.    Журнал «Дошкольное воспитание», 2006 г., №11, статья О. Жуковой «Развитие руки: просто, интересно, эффективно».2.    Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности». – Санкт – Петербург, КАРО, 2007.3.    Рисование с детьми дошкольного возраста/ Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., Творческий Центр, 2004.