Классный час для 2 класса Хакасия — чудесный край
Государственное Управление Образованием
Администрация города Абакана
Профессиональный конкурс «Уроки патриотизма»
725170976630Хакасия – чудесный край!
Классный час
Автор-составитель: классный руководитель 2 «Б» класса
МБОУ «СОШ № 11» г. Абакана Григорьева Алиса Андреевна
Абакан 2013
Классный час во 2 «Б» классе
Тема: «Хакасия – чудесный край»
Задачи: воспитывать патриотизм, любовь к родной природе, поэзии; развивать умение слушать произведения литературного искусства, дать представление о традициях коренного народа нашей малой Родины.
Оформление: парты расставлены по периметру класса, в цетре – березка с ленточками. На стенах – фотографии курганов и менгиров.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, для детей – ленточки, кедровые шишки, оборудование для игр.Стихи о Хакасии детям раздаются заранее.
Время 25-30 мин.
Ход мероприятия:
Дети заходят в оформленый кабинет под хакасскую народную музыку, рассаживаются на места.
Учитель: Пусть сегодня не будет шума, пусть нас оставит суета. Сегодня мы приоткроем полог истории. Заглянем в глубины поэзии, восхваляющей наш родной край. Зачем любить родину? Зачем о ней знать? Эти вопросы граничат с абсурдными: зачем любить маму? Зачем знать, кто твоя семья.
И сегодня мы с вами поговорим о Хакасии – чудесном крае, в котором живем.
Где-то в мире нашем есть замки древние,
Где-то там, в чужой стране гиганские деревья.
Пирамиды и сады, замки, крепости-
Сколько в мире нашем есть всякой древности!
Есть история своя у любого места,
Что из прошлого несет сумрачные вести.
Я пойду, пойду туда, где древние курганы.
Постою чуть, а потом возле камня встану.
Посмотрю издалека на земляные насыпи.
Расскажи мне о себе, милая Хакасия…
Ученик 1:
Василий Андреевич Кобяков
“Песня о степи”
Здравствуй, степь, напомни мнеО родимой стороне,Где в цветах курган,Где струится АбаканПо раздольной стороне.Все равно здесь, вдалиОт моей родной земли,Лишь подумаю о ней, -Радость в сердце всё сильнейОт ветров родной земли.Вижу синь её лугов,Пью нектар её цветов.Светлой грустью озарён.Слышу жаворонка звонНад ковром её лугов.Степь, к тебе издалекаМчится здешняя река.Ты, река, в родимый крайЭту песню передай,Как привет издалека.
Ученик 2:
Живым ковром меж снежных гор покоясь,Горишь жарками – блёстками шитья,А Енисей, как будто синий пояс,Обвил тебя, Хакасия моя.Гощу ли в отдаленной стороне я,Где голую равнину выжег зной, -Встает и там, отрадно зеленея,Весенняя тайга передо мной.Я вижу твои древние курганы,Где рыж ковыль, как ржавчина копья, -Они – как зарубцованные раныПод сердцем у тебя, земля моя.
Учитель: Хакасия – неповторимый по уникальности край, проезжая по его дорогам, удивляешься разнообразию картин природы. То выжженная солнцем степь, то травяной ковер с разноцветными головками цветов. Если же дорога заведет путника в хвойную тайгу, то он поразится высоте пихт, толщине кедра, янтарной смоле лиственниц, а если повезет, то отведает он наше знаменитое сибирское лакомство – знаменитые кедровые орешки.
Не менее богат и животный мир тайги. Здесь можно встретить и белую куропатку, жителям крайнего Севера, и самого крупного из оленей – лося. Живут здесь косуля, марал, медведь, рысь. Гордостью хакасской тайги являются белка, соболь, горностай, колонок и другие пушные звери. Не менее разнообразен птичий мир: глухарь, тетерев, рябчик – законные обитатели тайги.
Ученик 3:
Михаил Семенович Коков
“Родная земля”
В лесу – и зверь пушной и птица,В заимке – скот, в земле – металл.Недаром родиной гордитсяХакас, что равноправным стал.На склонах гор шумит пшеница,По волнам рек спешат плоты, -И блещут стройки, как зарницы,Среди полночной темноты.И, просыпаясь в дымке синейОт рева мощного гудка,Седой тасхыл сквозь зыбкий инейГлядят на звёзды рудника.
Учитель: Символом нашей республики считается удивительно пламенный цветок – жарок. Он даже изображен на гербе нашей столицы - Абакана.
Ученик 4:
Валерий Георгиевич Майнагашев
“Жарки”
Вновь брожу я по лесам зеленымНад бездымным пламенем жарков,И кукушки голос отдаленныйСловно сердце вешнее лесов.О жарки, жарки, вы дети солнца(Так у нас в народе говорят),По лесам, лишь только май вернётся,Миллионы солнышек горят.Знаю я, что есть цветы другие.Восхищает нас их красота,Но они, как девушки чужие,Мне не грели душу никогда.
Учитель: Хакасы – кочевой народ. Издревле славились как замечательные скотоводы и коневоды. Трудолюбивый народ, любящий однако праздники и игры. И в некоторые из таких игр мы с вами сейчас и поиграем:
Состязание лошадей (Аттар тартызы)
Место, инвентарь. Ровная площадка с нанесённой линией. Веревка длиной 3-4 м, концы которой связываются.
Описание. Два участника надевают верёвку на шею, пропускают подмышками и становятся по обе стороны линии на равном расстоянии. По сигналу они, упершись в пол руками, начинают тянуть соперника в свою сторону.
Правила.
Победителем считается участник, перетянувший другого за зачётную линию.
Не разрешается поворачиваться боком к сопернику, ложиться вперёд или в сторону.
Хозан орых» (Хулагас)
Детская игра «хозан орых» (заячья тропа) была широко распространена среди хакасских пастушат.
Для игры на земле или зимой на снегу чертится большой круг (д - 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают ее в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге (тойрацнап) как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т.е. перекресткам внутренних линий. Как только водящий произносит один, два, три! - игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займет вперед пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.
Мелей тастазах
В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.
Вокруг верёвки
Участники берут верёвку двумя руками, в середине водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из игроков. Игроки должны быстро отпустить верёвку и спрятать руки от водящего, как только водящий отходит, они снова берут верёвку. Верёвка не должна падать из рук на пол. Кого водящий заденет, тот и водит.
Учитель: Но помимо веселых игр есть в нашем краю и красивые троготельные обычаи:
Каждый из жителей Хакасии не раз встречал на ее просторах места, где повязываются разноцветные ленточки. Это может быть и специально сооруженное для этого место и обыкновенное дерево. Повязывая ленточку в таком месте, я думаю, вы хоть раз задумывались о том, а что же это означает?…
Эти цветные ленточки называются «чалама». «Чалама» повязываются в священном месте на березе, дереве священном для хакасов. Данный обряд несет в себе определенный смысл, а также существуют определенные правила его проведения.
Хакасы издавна придавали большое значение не только тому, где разместить «чалама», но и их цвету.
Каждый цвет «чалама» соответствует определённым силам, к которым обращается человек повязывающий «чалама». Завязывая узелки на «чалама», человек делает по одному пожеланию на каждый узелок.
Ученик 1(завязывая ленточку на березе) Черная «чалама» – туда собирали то, что мешало жить. Черная ленточка завязывается узлами, по числу бед, болезней и несчастий у человека за прошедший год и сжигается в священном очищающем огне. Это означало, что все твое плохое отправляется в подземный мир при сжигании.
Ученик 2: Цвет белой ленточки означает в мифологии хакасского народа чистоту дел и помыслов. Завязывая узелки на белом «чалама», просят о здоровье.
Ученик 3: Красный – символ солнца, символ тепла, жизни и достатка. Завязывая узелки на красном «чалама», человек обращается к духам – хозяевам местности и просит сил и удачи.
Ученик 4: Синий цвет – это символ чистого неба, обращение к Небу (Хан Тигiр), связь с Космосом, с «верхним миром». Завязывая узелки на ленточке этого цвета, просят о хорошей судьбе.
Учитель: Я прошу всех вас поочереди, не толкаясь и не шумя выйти к березе и завязать свои ленточки.
Дети завязывают ленточки, встают возле парт, читают стихотворенье:
Хакасия моя! Мой край обетованный...Раздольные поля и пряный дух степей,В торжественный закат и на заре туманной Несказанной красой любуюсь я твоей.Сибирский рай! Земля в цветеньи диком, Где в полыханьи трав горят огнём жарки, Алмазный трепет звёзд в ночном мерцаньи тихом И ветер, как изгой, гуляет у реки.Хакасия моя! Под щедрым солнцем небо,Лазурный блеск озёр, духмяные луга, Колышатся волной в полях колосья хлеба,И дикий Енисей штурмует берега.Венчают взгляд бескрайние просторы Где хвойные леса и воздух чист и пьян. Стоят как на посту в дремучих думах горы И тонут в облаках хребты седых САЯН.Ирония судьбы! Я странник в мире этом, Нашедший свой причал вдали родимых мест. Я в кандалах любви бреду зимой и летом, По жизненным тропам несу нелёгкий крест.Хакасия моя! Земля моя родная! Любимый край! Сердечный мой бальзам! Я лишь тебе, всем сердцем прирастая, Свой долг сполна, как матери отдам.
Звучит хакасская народная музыка, все выходят из класса.