Сценарий игры Что? Где? Когда?
Что? Где? Когда?
Интеллектуальная игра
по вопросам избирательного права
«Что? Где? Когда?»
Тема: « Избирательное право и избирательный процесс»
Цели:
развивать умение учащихся логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи;
выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию;
развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике;
активизировать познавательную деятельность, внимание;
способствовать воспитанию взаимоуважения, взаимопомощи .
Оборудование:
игровой стол;
конверты с вопросами;
черный ящик;
гонг;
бейджики ;
приз- сувенирная сова
Ведущий:
Здравствуйте уважаемые гости, игроки!
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру « Что? Где? Когда?» знатоков избирательного права. За игровым столом собрались участники игры. Они должны будут проявить смекалку, эрудицию, сообразительность, быть взаимно вежливыми, соблюдать правила игры.
Давайте с ними познакомимся:
Капитан –мозговой центр команды ,отвечает за выбор правильной версии ответа
Игрок-1 –теоретик правовых знаний
Игрок-2- член молодежного парламента
Игрок-3-участник заочных олимпиад по избирательному праву
Игрок-4-глава школьного самоуправления
Игрок-5-член избирательной комиссии по выборам в молодежный парламент.
Я приветствую всех игроков-знатоков ! Желаю всем удачи и победы!
Правила игры:
Игра состоит из 10 раундов, она идет до 5 очков.
Каждый сектор содержит один вопрос.
На обсуждение и обдумывание вопроса даётся 1 минута. За это время команда может совещаться и принять одно решение.
После обсуждения на вопрос отвечает капитан или игрок уверенный в том, что его ответ верный.
После ответа знатоков ,ведущий говорит свою версию правильного ответа.
Вращать юлу на игровом столе может только капитан команды.
Подсказки из зала исключаются, т.к. игрокам будет засчитан проигрыш.
Итак, начинаем игру !
В свое время В. Шекспир сказал: «Вся жизнь –игра» ,сегодня мы можем сказать, что наша жизнь –это выбор , который делает каждый человек ,каждый день и каждую минуту .Знатокам предстоит за одну минуту найти ответы и выбрать один правильный.
Первый раунд (звучит гонг, вращается юла)
Уважаемые знатоки , первый раунд : сектор № 1
Вопрос:
Вскоре после принятия «сталинской Конституции 1936 г. состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР. Писатель М. Пришвин записал 26 июня 1938 г. в своем дневнике : «Голосование походило на какие-то торжественные ?»: молча, люди подходили к избирательным урнам и уходили. .»
На что походили эти выборы и о чем молчали люди?
Правильный ответ: В бюллетень вносилась только одна фамилия, выборы носили формальный характер. По словам Пришвина выборы походили на торжественные похороны.
Раунд второй: Сектор № 2
Вопрос:
В царе воплощались здоровье и зрелость нации. Когда цивилизация только начала развиваться в долине Нила, царь правил до тех пор, пока был здоров физически. Когда его оставляли силы, его приносили в жертву. Со временем этот обычай был забыт, но его пережитки сохранились в форме праздника «Хеб сед». Через определенные промежутки времени, каждые 33 года, царь участвовал в церемонии, которая символизировала обновление его здоровье и силы.
Что должен был сделать фараон Джосер, на празднике «Хеб сед»?
Правильный ответ: Он должен был пробежать определенное расстояние(А.Литвинов «История становится ближе»).
Раунд третий : Сектор №3
Вопрос:По звуку медного колокола на майдан со всех сторон городка собирались казаки .Помощник атамана ,есаул, возглашал : « А ну помолчи, атаманы-молодцы, атаман наш войсковой трухменку гнет !» Атаман снимал в знак уважения перед Кругом трухменку – высокую барашковую шапку ,и все читали молитву .После чего начиналось обсуждение разных вопросов ,которое вел сам атаман. Одобрение или неодобрение казаки выражали криками Утвержденные большинством членов Круга решения считались законом .Выполнять их был должен каждый казак .Ослушников ждало строгое наказание. Аналогично проходили и выборы атамана. Что выкрикивали казаки на Кругу?
Правильный ответ : Казаки выкрикивали в знак одобрения –« Любо!», а если были против – « Не Любо!»( О.Г.Веряскина История Донского края.)
Раунд четвертый : Сектор №4
Вопрос: При подготовке Декларации прав человека и гражданина один из деятелей Великой Французской революции Сиейс предложил такую формулировку в декларацию : « Если люди не равны в средствах ,т.е. по богатству, по уму, по силе и т.д. то из этого не следует , что они не равны в » В чем по мнению Сиейса должны быть равны люди?
Правильный ответ : «Если люди не равны в средствах ,т.е. по богатству, по уму, по силе и т.д. то из этого не следует , что они не равны в правах » (А.А. Кредер Новая история)
Раунд пятый : Сектор № 5
Вопрос: Черный ящик
В Танаисе жеребьевку всех должностных лиц вел архонт. В его распоряжении имелось два сосуда: в одном находились таблички с именами кандидатов на должности, а в другом - требуемое количество предметов находящихся в черном ящике .Что являлось предметом для жеребьевки ,что находится в черном ящике?
Правильный ответ: Танаис был греческим городом , система управления была заимствована из Афин .Процедура голосования проходила с помощью белых и черных бобов. Белый- за; черный- против. В черном ящике черный и белый боб.(Аристотель, "Афинская полития", IV, 8)
Раунд шестой: Сектор № 6
Вопрос:В избирательной практике многих стран долгое время существовали различные ограничения для отдельных категорий граждан. Предусмотренные1 законодательством условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать или быть избранным, называются избирательным цензом. Известны имущественный, возрастной, расовый, половой, религиозный, оседлости и другие цензы.Объясните, какой смысл заключался в запрете избирать и быть избранным человеку, у которого годовой доход меньше определенной (как правило, не слишком большой) суммы.
Правильный
ответ: Это имущественный ценз
(А.Ф.Никитин Право и политика.)
Раунд седьмой : Сектор №7
Вопрос :
А.И. Солженицын в 1990 году написал в произведении «Как нам обустроить Россию»: «Демократия малых пространств веками существовала и в России. Это был сквозь все века русский деревенский мир, общинные городские веча, казачье самоуправление. С конца прошлого века росла и проделала немалый путь еще одна форма его - земство, к сожалению, только уездное и губернское, без корня волостного земства. Октябрьский переворот насильственно сломал всякое земство, заменив его советами, от самого начала подмятыми компартией. Всей историей с 1918-го эти советы опорочены: они никогда не были реальным самоуправлением на каком – либо уровне. Вносимые сейчас робкие избирательные изменения тоже не могут эту форму спасти: она не обеспечивает местных интересов с их влиянием через всю структуру снизу вверх. Я полагаю, что «советы депутатов» надо, шаг за шагом, снизу вверх, заменить
Чем же предлагал заменить советы Солженицын?
Правильный ответ:
Я полагаю, что «советы депутатов» надо, шаг за шагом, снизу вверх, заменить земской системой». (Солженицын А. Как нам обустроить Россию.)
Раунд восьмой:Сектор № 8
Вопрос:
Европе и Америке в XVIII – XIX веках выборы тоже сложно назвать демократичными. В США после Войны за независимость, право голоса было только у белых мужчин, не имели право голоса женщины, индейцы, чернокожие рабы. Причем некоторые штаты устанавливали ценз грамотности, благонадежности и добропорядочности.
Кроме того, был введен имущественный ценз. Томас Пейн, известный публицист писал: «Вы требуете, чтобы у избирателя было имущество стоимостью в 60 долларов. У человека есть осел, стоимостью 60 долларов и он имеет право голоса, он избиратель. Но завтра осел сдох и человека не пускают к избирательной урне. Скажите мне, кто голосует в этой стране: .?»Правильный ответ : осел и его хозяин?(Т.Пейн.)
Раунд девятый : Сектор № 9
Вопрос:
:
Взгляните на портрет. Это первый русский царь избранный Земским собором в 1613 году , при поддержке казаков . Любопытно, что В.О. Ключевский позднее очень точно заметил по поводу выборов: «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего». О каком царе идет речь? В результате каких событий к власти пришел 16-летний юноша?
Правильный ответ:
В России наконец-то окончилось Смутное время, как бы то ни было, выборы были проведены и Михаила Романова провозгласили русским царем.
( Владимир Рогоза. Почему выбрали царем М. Романова ?)
Раунд десятый : Сектор № 10
Черный ящик
Вопрос:
В годы существования Танаиса была еще одна форма тайного голосования, названная "остракизмом". Община имела право официально изгонять из пределов полиса любого общественного деятеля, чья популярность могла привести к узурпации власти и угрожала основам демократии. Изгнание длилось десять лет.
Один раз в году народное собрание рассматривало вопрос о необходимости применения остракизма. При положительном ответе на этот вопрос созывалось специальное собрание. О том, как оно проходило, рассказывают сочинения античных историков: "Каждый, взяв ( ), писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать, а затем нес к определенному месту на площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала подсчитывали, сколько всего набралось ( ): если их было меньше необходимого количества, остракизм признавался несостоявшимся. В другом случае все имена раскладывались порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее число раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущества".Что находится в черном ящике?
Правильный ответ:
В годы существования Танаиса была еще одна форма тайного голосования, названная "остракизмом"или "судом черепков" (от греческого "остракон" - глиняный черепок).В черном ящике глиняный черепок.
Ведущий:
Наша интеллектуальная викторина подошла к концу .Мы можем подвести итоги ,наградить победителей, назвать лучшего игрока,голосованием определить самый интересный вопрос.
ВСЕМ УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА!!!
2011 год Черкасская Е.Н. МОУ СОШ№7 х.Новоселовка
15