Коллективно-творческий проект Всемирный День Земли
Донецкий городской совет Донецкой области
Донецкая общеобразовательная школа I – III ступеней № 90
Коллективно-творческий проект
«Всемирный День Земли»
(4 класс)
Учитель начальных классов,
учитель – методист
Мамаева Татьяна Михайловна
Тема.
День Земли.
Цель:
расширить знания детей о Международном Дне Земли;
способствовать формированию у детей понятия того, что они являются частичкой окружающего мира;
развивать наблюдательность и интерес к окружающему миру;
помочь увидеть красоту и неповторимость родной природы;
расширять кругозор и развивать эрудицию;
прививать умение соблюдать правила поведения на природе;
воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к родной природе, к нашему общему дому - к планете Земля.
Оборудование:
плакаты «Международная символика Дня Земли»;
плакат «Сохранять природу – сохранять жизнь на Земле»;
плакат «Охранять природу – значит охранять Родину»;
плакат «Сохраним первоцветы»;
плакат «Накорми птиц зимой»;
картины природы и рисунки детей;
музыкальные фонограммы мелодий и песен;
презентация информационного проекта «День Земли» (в формате Microsoft Office PowerPoint)
Ход мероприятия
1 ведущий
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой и неоглядными полями.
С. Дрожжин
Наша Земля удивительно прекрасна. Жизнь на Земле – явление увлекательное, и природа на ней – это великий и мудрый воспитатель. Нет лучше земли, чем наша. Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океана белоствольные березки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры.
2 ведущий
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природы – значит охранять Родину».
3 ведущий
«Пусть будут лишь мирные и радостные Дни Земли для нашего прекрасного космического корабля планеты Земля, летящей и вращающейся посреди холодного космоса со своим столь уязвимым грузом жизни » – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] У.Тан, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] года. Сегодня в мире существует два Дня Земли. Давайте прослушаем краткую, но очень интересную истерическую справку.
1 ведущий
Праздник "День Земли (Всемирный День Земли)" отмечается 21 марта. Эта дата была выбрана по той причине, что на это время выпадает день весеннего равноденствия. Считается, что ежегодно в день весеннего равноденствия происходит смена биологического ритма планеты и обновление природы. Этот праздник начали отмечать жители многих стран мира для того, чтобы как-то выделить тот момент, когда в Северном полушарии начинается весна, а в Южном полушарии – осень.
Идея проведения Дня Земли зародилась в США. Она была заложена бизнесменом и издателем Джоном Макконеллом, который стал также создателем флага Земли.
В ноябре 1969 года, в рамках конференции ЮНЕСКО, посвященной вопросам охраны окружающей среды, он представил свой проект празднования этого дня. Руководство города Сан-Франциско издало Декларацию о Дне Земли. 21 марта 1970 года состоялось первое организованное празднование этого дня. Причем, данная акция сразу привлекла общественное внимание.
Спешу напомнить, что сегодня в мире существуют даже не один, а два Дня Земли сходных между собой. Один из них проводится 21 марта, а второй выпадает на 22 апреля.
22 апреля отмечается Международный день Матери-Земли, который в 2009 году провозгласила Генеральная Ассамблея ООН.
2 ведущий
Существует даже своя специальная символика этого Дня. В мире существует Флаг Земли. При этом он не считается официальным символом. Этот флаг представляет собой фотографию нашей планеты, снятой из космоса. В этом качестве сейчас используется снимок планеты на тёмно-синем фоне, который был сделан астронавтами Аполлона-17 на их пути к Луне.
Выбран был и специальный Символ Дня Земли. Он представляет собой греческую букву
· зеленого цвета, расположенную на белом фоне. Этот символ появился в 1971 году, его автором стал Гайлорд Нельсон. Он призван побудить человечество обратить пристальное внимание на то, какой хрупкой является экосистема Земли и стараться делать все для ее сохранения. Различные антропогенные воздействия приводят к нарушению структуры и функционирования природы.
В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Первый Колокол Мира был установлен в штаб-квартире [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г. Он отлит из монет, пожертвованных детьми всех [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и является символом глобальной солидарности людей Земли. В него также вплавлены ордена и медали, другие почетные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] такой же колокол был установлен в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Колокол Мира установлен во многих городах Японии, в крупных городах Германии ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), Польши, Турции ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), Мексики ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), Австралии ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), Монголии ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), Филиппин ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), Канады ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), Бразилии ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), Аргентины ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), Эквадора ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), Узбекистана ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и других стран.
3ведущий
Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда давайте прямо сейчас отправимся в путешествие. Но сегодня оно будет у нас необычное – экологическое. Нас ждут интересные встречи с живой природой. Мы сделаем свой шаг в природу, покажем, что мы уже знаем о родной природе и что мы можем сделать, чтобы сохранить этот мир чистым, научиться выполнять правила поведения на природе.
Мы сегодня отправляемся
В дальний путь, в дальний путь.
Погуляем по просторам
И побудем там чуть-чуть.
Дети поют песню «Это называется природа», слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова. (Приложение)
Ученик
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит лес.
Ученик
А будет жажда мучить,
То мне Лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Ученик
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода – водица,
Вкусна и холодна.
Ученик
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ученик
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Ученик
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит Леший
С зеленой бородой.
Ученик
Жизнь кажется иною
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
1 ведущий
Первая наша остановка – «Цветочная полянка» (звучит музыка П. Чайковского из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов». На сцене появляются девочки в костюмах цветов: ромашки, сирени, красного мака, колокольчика, - а также мальчики в костюмах мотыльков. Все танцуют).
Ромашка
На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные (ромашки)
Колокольчик
Эй, звоночки, синий цвет!
С языком, а звону нет!
Сирень
Ветка в грозди разодета
Фиолетового цвета –
Это в летний жаркий день
Расцвела в саду (сирень)
Мак
Вот шершавый стебелек,
В середине – уголек,
Лепестки блестят, как лак,
Распустился (красный мак)
Сценка «Ребенок и мотылек» по Г. Тукай
Мальчик
Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал!
Расскажи, как ты живешь,
Что ты ешь, что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Мотылек
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня.
(На цветочной поляне появляются дети).
Ученик
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Ученик
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
Ученик
В нас молчало безумное «Стой!»
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
Ученик
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели
Е. Карасев
Ученик
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
Ученик
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Г. Собакина
Звучит песня «Городские цветы», слова Л. Дербенева, музыка М. Дунаевского. (Приложение)
2 ведущий
Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы – добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение – более непринужденным и доверительным. Цветы – прекрасные и хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.
К. Жанэ
Чтобы мы могли дальше продолжить наше общение с природой, цветы хотят узнать, а знаете ли вы загадки о них.
Он стоит в одежке, как огонь на ножке,
Станет без одежки шариком на ножке. (Мак)
Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунет ветерок – остался стебелек. (Одуванчик)
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыши)
- Фью, фью! – птица распевает,
И цветочек расцветает
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз. (Фиалка)
Там на грядке яркий шарик
Днем зажегся, как фонарик. (Тюльпан)
На верхушке стебелька –
Солнышко и облака. (Ромашка)
Эти гордые цветы небывалой красоты,
Яркие, пахучие Ай-ай-ай! Колючие! (Розы)
1 ведущий
Ну что ж, цветы остались довольны. Прощаясь с вами, они приглашают вас пройти на следующую полянку.
Всю жизнь цветы не оставляют вас.
Прелестные наследники природы –
Они заходят к вам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
2 ведущий
А вот и следующая полянка, но с очень странным названием «Просьба». Я думаю, что сейчас мы все быстро поймем, почему же мы здесь остановились и почему такое название у этой полянки (звучит песня «Просьба», музыка А. Пахмутовой, слова Р. Рождественского). (Приложение)
Сценка «Белая черемуха» по З. Александровой
Девочка
(идет по сцене и читает стихотворение, показывая на дерево)
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она
Много-много дней.
(Любуясь черемухой, проходят две девочки)
- Это чья черемуха?
- Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
(Идет группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева).
Прибежали девочки,
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черемуха,
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.
Ученик
Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком –
Так надо им и быть.
Сценка «Прогулка» по С. Михалкову
Мы приехали на речкуВоскресенье провести,А свободного местечкаВозле речки не найти!Тут сидят и там сидят:Загорают и едят,Отдыхают, как хотят,Сотни взрослых и ребят!Мы по бережку прошлиИ поляночку нашли.Но на солнечной полянкеТут и там - пустые банкиИ, как будто нам назло,Даже битое стекло!Мы по бережку прошли,Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;Тоже пили, тоже ели,Жгли костер, бумагу жгли -Насорили и ушли!Мы прошли, конечно, мимо...- Эй, ребята! - крикнул Дима. -Вот местечко хоть куда!Родниковая вода!Чудный вид!Прекрасный пляж!Распаковывай багаж!Мы купались,Загорали,Жгли костер,В футбол играли -
Веселились, как могли!Пили квас,Консервы ели,Хоровые песни пели...Отдохнули - и ушли!И остались на полянкеУ потухшего костра:Две разбитых нами склянки,Две размокшие баранки -Словом, мусора гора!
Мы приехали на речкуПонедельник провести,Только чистого местечкаВозле речки не найти
1 ведущий
Ребята, мы не можем с вами дальше отправиться в путешествие. Этим горе-отдыхающим необходима ваша экстренная помощь. Вы знаете, как им помочь? Мы должны им рассказать правила поведения на природе. Ведь природа доставляет людям огромную радость своей красотой. Отдых на природе улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам природа! Никто не должен забывать, что здесь он – в гостях у природы и обязан соблюдать определенные правила поведения.
Я знаю, ребята, что, ожидая это путешествие, вы приготовили различные рисунки, экологические знаки, которые отражают правила поведение на природе. Так вручите свое памятки – рисунки героям стихотворения С. Михалкова «Прогулка» и напомните им, как же надо относиться к природе.
Интерактивная технология «Микрофон»
(дети выходят на сцену со своими рисунками, вручают их и комментируют правила поведения на природе)
Не рвите цветы;
Не разоряйте муравейники;
Не ломайте ветви деревьев и кустарников;
Не разводите костер в лесу;
Не повреждайте кору деревьев;
Нельзя брать яйца из гнезд;
Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей;
В лесу, на природе запрещается кричать и шуметь;
Отдыхая в лесу, не оставляйте после себя мусор.
2 ведущий
Известный писатель М. Пришвин говорил: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес».
(Стихотворение «Просьба» Р. Рождественского)
Ученик
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица.
Ученица
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря.
Ученик
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
Я земля без зверей – не земля!
Ученица
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье,
Сила есть навечно,
Должно быть сердце – сердце человечье!
Ученик
Люди – человеки, страны и народы!
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
1 ведущий
А нас уже ждет, как вы догадались, следующая остановка – «Ягодно- грибная лужайка».
(Звучит музыка русской народной песни «Как пошли наши подружки». На сцене появляются дети в костюмах грибов и ягод). (Приложение)
Здравствуй, светлая лужайка,
Чем богата, угощай-ка!
Угощу наславу всех.
Вот – брусника.
Вот – орех,
Вот – родник студеный, пей
Есть чем потчевать гостей.
С. Погореловский
Брусника
Растет брусника в тихой роще
Смолистым воздухом дыша,
Ведет всю жизнь как можно проще
И оттого так хороша!
Н. Холодковский
Земляника
На прогалинке лесной –
Земляничка под сосной.
Солнце грело много дней
Пышный кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей да крупней.
Е. Трутнева
Боровик
Под старою сосною,
Где склонился пень – старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден (боровик)
Лисички
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом
Золотистые (лисички)
Сыроежки
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай,
Это (сыроежки).
2 ведущий
Ребята! Грибы перед расставанием хотят вам устроить небольшое испытание: знаете ли вы съедобные и ядовитые грибы? От ваших ответов зависит наше дальнейшее путешествие. А ведь так хочется отправиться дальше в путь.
(стихотворение Е. Трутневой)
Ученик
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Их обходим стороной.
Ученица
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Нам не нужен мухомор,
Не пойдем на косогор.
Ученик
Рядышком с иголками
Рыжики под елками.
Не малы, не велики,
А лежат, как пятаки.
Ученица
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко,
А за ним еще штук пять –
Это грузди – надо взять.
Ученик
Под осинками на кочке
Гриб в малиновом платочке
Подосиновиком звать –
И его придется взять.
Ученица
Вот и гриб – боровик.
И красив он, и велик.
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
(Ответы очень понравились грибам, и они радостные указывают путь к следующей остановке. Покидая сцену, они исполняют грибные частушки по Г. Залеской).
Шоколадная папаха,
Белый, шелковый мундир.
Посмотрев, опенок ахнул:
Нестоящий командир.
Не грайте вы, опятки,
До темна с Ванюшей в прятки,
Окажите Ване честь –
В кузовке местечко есть!
Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду – старичок.
Удивил грибок меня:
- Возраст мой – всего два дня.
1 ведущий
Во время путешествия мы встретились со многими жителями царства живой природы. Общались с ними и узнали много интересного. Поэтому очередной привал мы сделаем на полянке «Знатоки природы». Здесь ребята поделятся своими знаниями, интересными интересами и фактами из жизни животного и растительного мира. И успех здесь решит не случай, а только ваши знания.
(звучит фрагмент арии Германа из оперы П. И.Чайковского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] («Что наша жизнь? Игра!»).
Какие народные приметы, связанные с жизнью животных, вы знаете? Ваши сообщения должны быть точными и краткими.
Ответы детей:
муравьи переносят личинки – будет дождь;
ночная песня соловья предсказывает ясный день;
ласточки летают высоко – к сухой погоде;
комары летают роем – быть хорошему дню;
вороны сидят на нижних ветках – будет ветер.
Какие интересные факты из жизни животных вы знаете?
Ответы детей:
насекомых в 250 миллионов раз больше, чем людей;
общая масса всех насекомых в 30-40 раз больше, чем масса всех людей на земле;
синица за летний день съедает столько насекомых, сколько весит сама;
скворец при строительстве своего гнезда прилетает с ношей в клюве примерно 750 раз;
одна сова сберегает за лето 1 тонну хлеба, она съедает за это время до 1 тысячи серых полевок и мышей;
существуют памятники птицам: воробью – в США, гусям – в Риме, петуху – в Германии, журавлям – в России, лебедям – в Японии.
Блиц – опрос:
Какой зверь умеет летать? (летучая мышь)
Самый тяжелый зверь? (зубр, масса до 1 тонны)
Из какого дерева делают пианино? (ель)
Родина хризантем? (Япония)
Самая легкая птица? (колибри, 1,5 – 2 грамма)
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (клен)
Самая быстрая птица? (стриж, 17 км/час)
Родина ромашки? (Европа)
Самая высокая птица Украины? (журавль серый, его высота 120 см, масса 7 кг)
Какое дерево применяется для изготовления лыж? (береза)
Самая большая птица на земле? (африканский страус, высота 2,5 м, масса до 135 кг)
Родина пиона? (Китай)
Самая маленькая птица, которая водится на Украине? (золотушка или королек)
2 ведущий
Ну что ж, ребята, молодцы! Подведем итоги.
Пожелаю я всем вам счастливой дороги!
Я внимательно следила – кто что делал, что сказал.
Ставлю вам сегодня всем за работу высший балл.
Пусть знания вас не подведут и по лесу безопасно проведут.
1 ведущий
Наше экологическое путешествие приближается к конечному пункту, который называется «Красная книга». Природа, как раненая птица, кричит, просит нас помочь ей. Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. К сожалению, пагубное отношение человека к природе привело к тому, что многие растения и животные находятся под угрозой исчезновения и требуют охраны.
2 ведущий
В 1967 году Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) учредил Красную книгу. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся данные о всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите человека. В нашем государстве приняты Закон Украины «Об охране растительного мира» и Закон Украины «Об охране животного мира». Красная книга Украины основана в 1976 году, новое издательство «Животный мир» - в 1994 году, а «Растительный мир» - в 1996 году.
Ученик
Охраняется Красной книгойСтолько разных животных и птиц,Чтобы выжил простор многоликийРади света грядущих зарниц.
Ученица
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы. (Б. Дубровин)
1 ведущий
Красный сигнал – это сигнал смертельной опасности, это призыв к разуму и совести каждого жителя планеты Земля. Давайте вместе споем песню на слова Б. Дубровина, муз. Б. Тухманова «Красная книга». (Приложение)
(чтение стихотворения А. Яшина)
Ученик
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим,
Не жалеем!
Ученица
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Ученик
Не хозяева, вроде,
Так добро свое губим,
А гордимся природой
И отечество любим.
Хором
Нас много, ребята.
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Пусть лучше и краше
Сама, как весна,
Становится наша
Родная страна.
2 ведущий
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птаху, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется родиной твоей!
1 ведущий
Есть одна Планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою Планету,
Ведь другой на свете нету!
2 ведущий
Берегите это землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
1 ведущий
Берегите Землю,
Землю берегите!
Берегите жаворонка
В голубом зените.
Берегите горы,
Реки и леса,
Пусть не исчезает
В жизни красота!
(исполняется песня «Давайте сохраним», музыка А. Черного, слова А. Старшиного)
Литература
Н.О.Шматько, Н.О.Забашта. Екологія. Розробки уроків. – Х.: «Ранок», 2010. – 160 с.
М.О.Володарська. Година спілкування. 4 клас. – Х.: «Ранок», 2011. – 160с.
Алферов Л.А. Жизнь леса. – М.: Знание, 1963
Байбара Т.М. Методика вивчення природознавства у початкових класах: Навч.посіб.для пед.ін-тів. – К.: Веселка, 1998
Запорожан З.Є. Екологія в початковій школі. Дидактичний матеріал з методикою його використання / З.Є. Запорожан. – Кам’янець-Подільський: Абетка, 1999
Сухіна Л.А. Цікаве про довкілля. Херсонський державний педагогічний університет / Л.А. Сухіна, Г.М.Семашкіна, О.В.Саган. – Херсон, 2002
Хитяєва Л.П. Цікаві завдання з природознавства для початкової школи. - Х.: Ранок, 2005
13PAGE 15
13PAGE 14215