Открытый урок Декупаж посуды
Открытый урок в 7 классе:
Декупаж посуды
Программа открытого урока:
Организационная часть, встреча детей.
Основные сведения о прикладном творчестве “Декупаж”.
Мастер класс по декупажу. Практическая работа.
Подведение итогов.
Цель урока:
Познакомить учащихся с историей возникновения и развитию техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере.
Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.
Задачи урока:
Обучение:
Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
Развития:
Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.
Воспитания:
Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость,
Средства обучения:
Наглядные
- образцы салфеток;
- инструкционные карты;
- образцы готовых изделий.
Учебные:
- объект для декупирования, ножницы, салфетки для вырезания, клей ПВА, кисти.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления с выполнением практической работы.
Ход урока
1 этап. Организационный момент.
Цель этапа: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.
Организация начала занятия: подготовка учащихся к работе на занятии – полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм.
- Здравствуйте, дети. Все готовы к уроку? Садитесь.
2 этап. Актуализация знаний и умений.
Цель этапа: Повторение материала прошлых уроков в форме беседы. Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Учитель:
- Человек всегда заботился о красоте ежедневно окружающих его предметов. Как не прозаична была функция вещи, она создавалась творческим трудом, щедро украшалась и была по- своему неповторима. Глядя на вещи, созданные своими руками, убеждаемся, что не иссякла у людей потребность в творческом самовыражении, не оскудела фантазия и всё также искусны руки.
- Тема нашего сегодняшнего урока «Декупаж посуды»
- Целью нашего сегодняшнего урока является ознакомление с историей возникновения и развития техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере, научиться простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.
Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы, ответьте на несколько вопросов:
1. Какие виды прикладного творчества мы уже изучили?
Дети называют - изонить, вышивка, вязание спицами и крючком.
2. Что такое декорирование предмета? (всякое художественное украшение предмета или помещения, легкий и приятный способ сделать домашний очаг уютнее и красивее).
3. Какие предметы можно декорировать? (посуду, мебель, бытовую технику, одежду, кухонную утварь, рамки для фотографий, шкатулки и др.)
3 этап. Усвоение новых знаний.
Цель этапа: Узнать основные сведения о салфеточной технике, о видах декорирования и этапах подготовки к нему.
План объяснения:
Исторические сведения о технике “декупаж”
Определение слова "декупаж"
Применение техники в современном интерьере
Основы "декупажа"
Материалы и аксессуары.
Учитель - Декупаж как форма искусства возник в Венеции 300 лет назад. Считается, что XVII век стал самым благоприятным для развития техники декупаж и других рукоделий с использованием бумаги или салфеток
(сообщения детей – 2 человека)
Давайте обратимся к истории возникновения данного вида декоративно – прикладного творчества и послушаем сообщения, которые подготовили Климкина Маша и Кулагина Алина
Климкина М - «Декупаж» – французкое слово, означает «вырезать». Это искусство украшать вырезками из бумаги поверхность, изображая какую-либо сцену или историю. В разные времена декупаж был известен под различными названиями. Итальянцы называли его искусством для бедных. Французы – глазурь для бедняков. В Англии декупаж носил название япанинг, поскольку подражал работам японских и китайских мастеров, что привозились в Европу в XVIII веке. Декупаж в том виде, в каком мы его знаем сейчас, стали делать краснодеревщики, желая сделать более дешёвые копии предметов, поставляемых из Китая и Японии, которые пользовались в то время огромной популярностью. Декупажированные вещи (в основном мебель) окрашивались однотонной краской, а затем украшались вырезками из гравюр. Наклеенные картинки покрывались краской или позолотой, затем вся поверхность покрывалась лаком. Мебель, украшенная таким образом, издалека выглядит как расписная, но при более тщательном рассмотрении становится понятно, что это декупаж. Чаще всего так украшали комоды.
В XVIII веке любое путешествие было делом длительным, и, как правило, гости приезжали не на день или несколько дней, а оставались на недели или даже месяцы. И тут перед хозяевами вставал вопрос, чем развлекать гостей. Декупаж стал развлечением для гостей. У любой дамы на столике для рукоделия можно было обнаружить пару маленьких ножниц для того, чтобы вырезать картинки для украшения альбомов. Искусство украшения альбомов стало естественным продолжением шитья и прочего рукоделия, и было очень популярно в Англии и Европе в целом. В Италии чаще всего декорировали письменные столы.
Кулагина А. - Искусство декорирования мебели возникло в Венеции. Тонкие узоры, плетения, воздушные золотые нити – всё это использовалось в венецианской мебели. По мере роста популярности декупаж распространился и во Францию. И говорили, что Мария Антуанетта и придворные дамы настолько увлечены декупажем, что разрежут всё, что попадётся им на глаза. Поговаривали, что даже работы Буше и Ватто не избежали ножниц этих леди. Французкий декупаж был замысловатый и изящный. Он отражал причудливый, странный и декоративный характер французской мебели того периода. Обычно использовались цветы, бабочки, птички, музыкальные инструменты и венки. Королева Виктория не только сама увлеклась декупажем, но и стала коллекционировать декупажные работы других авторов. В эпоху Викторианства следящие за модой юные девушки часто декорировали ширмы, входящие в их приданное. Мода на декупаж в Англии исчезла с началом Первой мировой войны. Во Франции она прекратила своё существование после революции, в то время как в Венеции, колыбели декупажного искусства, по разным источникам работы делались до вхождения Наполеона в город. Декупаж в США В 1730 году был популярен в американских колониях. Картинки приклеивали на мебель, раскрашивали и покрывали лаком.
Немцы использовали рельефные рисунки детей. Эти выдавленные мотивы для вырезания и изобретены были сами германцами и они имели превосходное качество. Норвежский декупаж был полностью посвящён мифологии. Польские декупажисты использовали блеск и сияние. Обычно в дизайне использовали красочную и блестящую бумагу. Мексиканский декупаж яркий и многоцветный. Его используют для декорации праздничных украшений. В общем техника декупажа мало чем отлиется от той, что использовалась в XVII веке в Венеции.
Учитель - “Техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И собственно единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
В России всплеск этой техники начался приблизительно 10 лет назад. Сейчас эта старинная техника вновь стала модной для украшения: ваз, тарелок, цветочных кашпо и т.д.
Разнообразие материалов появляющихся в магазинах позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, дерево, ткань, металл и т.д. А использование различных техник и их смешивание даёт неограниченный простор фантазий!
Для работы в технике "Декупаж" используются:
1. Основа – предмет, который декорируется.
2. Салфетки - из трехслойной салфетки в декупаже используется только один самый верхний цветной слой. Этот тонкий слой накладывают на поверхность заготовки и наносят мягкой кистью средство для декупажа.
3. Кисти - удобно использовать плоскую синтетическую кисть шириной. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик
4. Для приклеивания вырезанных элементов к основе мы будем использовать клей ПВА
5. НожницыПрежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами, клеем (опрос учащихся).
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ
1. Соблюдать порядок на своем рабочем месте
2. Работать ножницами только на своем рабочем месте
3. Следить за движением лезвий во время работы
4. Ножницы класть кольцами к себе
5. Подавать ножницы кольцами вперед
6. Не оставлять ножницы открытыми
7. Не играть с ножницами, не подноси ножницы к лицу
8. Использовать ножницы по назначению
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С КЛЕЕМ
1. При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется
2. Берать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе
3. Излишки клея убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымыть с мылом
У каждого на столе лежит инструкционная карта. В ней описаны все этапы работы.
Учитель - Рабочие места готовы, можете приступать к работе.
4 этап. Практическая часть
Учащиеся, основываясь на инструкционную карту и презентацию оформляют посуду для в технике "декупаж".
Снять слой салфетки
Приклеить на фон.
Возникшие пузыри разглаживаем кисточкой.
Дать высохнуть клею.
Во время практической работы учитель наблюдает за работой учащихся и при необходимости помогает.
5 этап. Подведение итогов урока
Учитель - Вот ваши изделия и готовы. Давайте их внимательно рассмотрим. Что вам нравится в вашей работе, а что бы вы исправили?
- Приближается 8 марта – время дарить подарки. А мы с вами знаем, что лучший подарок тот, который приготовлен своими руками. Я думаю, ваши замечательные тарелки и салатники будут идеальным подарком для ваших близких.
6 этап. Рефлексия
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я научился(сь)…
- меня удивило…
- мне захотелось…
7 этап. Закрепление и обобщение темы урока. Кроссворд.
А теперь, подводя итог урока, давайте разгадаем кроссворд:
Вопросы:
1. Для декорирования нужна…
2. Основа картинки - это…
3. Жидкость для скрепления…
4. Инструмент для вырезания…
5. Предмет для нанесения клея…
Учитель: Итак, девочки, сегодня вы узнали об одной из многих техник в мире декорирования.
Так, что же такое ДЕКУПАЖ»?
Как, где и почему возник этот вид прикладного творчества?
Как в настоящее время относятся к прикладному творчеству “декупаж”?
Какие поверхности можно декорировать помощью салфеточной техники?
Какие виды декоративно-прикладного творчества вы знаете?
7 этап. Домашнее задание – На следующем уроке мы с вами доделаем наши рамки для фотографий (покроем их лаком). И приступим к декорированию ткани в стиле Декупаж. Для этого принесите – х/б ткань (размером 20*20), салфетки с любым рисунком, и все принадлежности для выполнения работы в технике Декупаж.
8 этап. Выставление оценок. Каждый учащийся оценивает свою работу и в целом работу на уроке (самооценка)
9 этап. Уборка рабочих мест.
Учитель - Сегодня, освоив технику декупаж, вы сможете создавать эксклюзивные предметы интерьера, декоративно оформлять одежду, самостоятельно изготавливать модные аксессуары и делать многое, многое другое насколько позволяет ваша фантазия.
- Всем спасибо за урок, до свидания (уход детей).