Годовой план работы с родителями


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Мероприятия Форма проведения Ответственный Сроки проведения
1 Определение социального статуса семей обучающихся. Посещение на дому. Соцпедагогклассный руководитель Сентябрь
2 Индивидуальные консультации по вопросам воспитания:
Причины непослушания.
О карманных деньгах. Беседа Соцпедагогклассный руководитель В течение года
3 Об обеспечении безопасности несовершеннолетних во время каникул и в выходные дни.
О роли семьи в трудовом воспитании школьников. Родительское собрание Соцпедагогклассный руководитель Сентябрь
4 О предотвращении детского травматизма в семье.
О правах и обязанностях родителей по воспитанию и образованию детей.
Об итогах первого триместра. Родительское собрание Соцпедагогклассный руководитель Октябрь
5 Агрессивность детей. Как с ней бороться?
О режиме дня в жизни школьника. Родительское собрание Соцпедагогклассный руководитель Ноябрь
6 О профилактике детского травматизма в зимний период.
Об итогах первого полугодия. Родительское собрание Соцпедагогклассный руководитель Декабрь
7 О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Родительское собрание Соцпедагогклассный руководитель Январь
8 Правильное питание – залог здоровья ученика. Родительское собрание Соцпедагогклассный руководитель Февраль
9 Что нужно знать родителям об отношениях ребенка с друзьями.
Об ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей. Родительское собрание Соцпедагогклассный руководитель Март
10 Роль книги в развитии читательских интересов. Родительское собрание Соцпедагогклассный руководитель Апрель
11 Воспитание здорового ребенка.
Об ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей. Родительское собрание Соцпедагогклассный руководитель Май
12 Работа с семьями детей, входящих в «группу риска» Беседы. Соцпедагогклассный руководитель В течение года.
13 Посещение семей на дому. Соцпедагогклассный руководитель В течение года.
Социальный педагог : Богданова Т.И.
МКОУ "Школа-интернат" Ступинского муниципального района по Московской области
конспект
«Как жить в мире с родителями?»
Воспитатель: Богданов С.Ю.
2016 год.
Воспитательный час по теме «Как жить в мире с родителями?»
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Семья, являясь важнейшим условием социализации личности, в наши дни нередко перестает выполнять функцию воспитания детей, не дает подросткам чувства защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Результаты соцопросов говорят о том, что только один из трех подростков не конфликтует с родителями. Почти половина малолетних преступников считают, что главной причиной преступлений являются именно конфликты в семье и плохое воспитание детей. Предлагаемый воспитательный час посвящен обсуждению причин и способов выхода из семейных конфликтов. В сценарии используются такие воспитательные приемы, как беседа, незаконченное предложение, проблемная ситуация, групповые формы работы.
Цели: расширить представление детей о том, что такое конфликт и конфликтная ситуация, дать представление о способах предупреждения конфликтов в семье;
Задачи:способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Форма проведения: час общения. Подготовительная работа с детьми: найти исполнителей на роли мамы и Тани (им нужно выучить или пересказать своими словами два небольших монолога).
Оборудование: - написать на доске тему, эпиграф; - написать список: Способы выхода из конфликта: - соревнование (соперничество); - приспособление; - компромисс; - уход; - сотрудничество. - написать незаконченные предложения: Умение владеть собой - это... Чтобы научиться владеть собой, нужно... Чтобы найти компромисс, нужно...
План воспитательного часа:
Проблемная ситуация «На приеме у психолога».
II. Интерактивная беседа.
III. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта».
IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я...».
V. Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи». VI. Работа в группах. Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга».
VII. Заключительное слово.
VIII. Подведение итогов (рефлексия).
Ход воспитательного часа
I. Проблемная ситуация «На приёме у психолога» Воспитатель. Тема сегодняшнего классного часа - конфликты детей и родителей. Начать наш разговор я бы хотела с маленькой сценки в кабинете психолога. Сегодня на прием пришла мама с дочерью - восьмиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее. Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.
Воспитатель. Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала. Таня: Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!» А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут что я уже взрослая.
II.Интерактивная беседа Воспитатель. Вот такие клиенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете: - хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани? - можно ли назвать их семью счастливой? - что отравляет отношения? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт? (Дети высказываются.) А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово? (Дети высказываются.) Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид? Примерные ответы детей: - Трудный возраст дочери. - Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери. - Успеваемость, учеба. - Лень, неаккуратность. - Придирчивость родителей. - Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек. И т. п. Классный руководитель. Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т, д. Что значит, по - вашему, быть взрослым человеком? Примерные ответы детей: - Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба. - Получить паспорт, участвовать в выборах президента. - Делать что тебе захочется. - Делать не то, что хочешь, а то, что должен. - Иметь много обязанностей. - Жить по правилам, выполнять все законы. Воспитатель. Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими. К какой части детей относитесь вы? (Дети высказываются.) На какой почве чаще всего случаются конфликты? Примерные ответы детей: - Не помогал по дому. - Учеба, поведение. - Поздно приходил домой. - Вредные привычки (курение). - Из-за моей компании. - Внешний вид (прическа, одежда). - Мои поздние возвращения домой. - Плохой характер родителей. - Из-за денег, покупки вещей. И т. п. Воспитатель. Как видим, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.
III. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта» Воспитатель. Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него? На доске написаны 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации (перечисляет, потом комментирует): а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому; б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого; в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок; г) уход от конфликта (уклонение); д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.
IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я...» Классный руководитель. Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как бы вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? Примерные ответы детей: - Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку. - Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери теряет уважение к себе. - Лучший способ поведения для них - это найти компромисс Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.
V. Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи» Классный руководитель. Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор? Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы. На доске записаны три незаконченных предложения. Предложите свои варианты окончаний. (Учитель дает высказаться по цепочке каждому ряду.) Умение владеть собой - это... - контролировать свое поведение; - сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно; - держать себя в руках; - не позволять себе грубости, хамства; - не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешенным, корректным. Чтобы научиться владеть собой, нужно... - работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого; - читать книги по психологии; - не терять своего достоинства; - научиться уважать других людей; - научиться видеть свои недостатки; - быть строгим к себе и снисходительным к другим. Чтобы найти компромисс, нужно... - найти такое решение, которое устроит всех; - войти в положение другого человека; - видеть правоту другого человека; - отказаться от своего эгоизма; - не считать себя выше других; - уважать чужое мнение. Классный руководитель. Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми. Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.
VI. Работа в группах. Сочинение-миниатюра «Закон бумеранга» Классный руководитель. Говоря о конфликтах, нельзя забывать о том, что все наши поступки влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Добро, которое мы делаем людям, возвращается к нам, делая нас счастливее, так же как и зло, которое мы причиняем другим, возвращается к нам. Можно сказать, что в человеческих отношениях действует закон бумеранга. Допустим, меня сутра оскорбила своей грубостью продавщица - придя в школу, я выплеснула свое раздражение на учеников - кто-то из них сорвал свою злость на прохожем - этим прохожим оказался муж той самой продавщицы, который от злости и бессилия напился и, придя домой, устроил скандал своей жене. Так бумеранг возвратился к тому, кто его послал. Но к человеку бумерангом может вернуться и добро - все зависит от содержания послания. Я уверена, что всем вам приходилось сталкиваться с действием бумеранга. Сейчас вы будете работать в группах (по 4 человека - две соседние парты в одном ряду). Задание для групп: вспомните, как возвращались к вам ваши хорошие и плохие поступки, и сочините небольшую миниатюру «Закон бумеранга». (Звучит музыка. В течение 5-7 минут дети придумывают рассказы.) Послушаем, что у вас получилось. (Дает слово представителям групп. Дети читают свои рассказы.) Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвращалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
VII. Заключительное слово Классный руководитель. Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным писателем.
VIII. Подведение итогов (рефлексия) Воспитатель. Какие эмоции остались в конце классного часа? Захотелось ли сразу после школы сходить за хлебом или вынести мусор? Примерные ответы детей: - Эмоции положительные, но после школы хочется отдохнуть. - За хлебом я и так хожу всегда - это моя постоянная обязанность. - Если родаки попросят, сделаю что-нибудь. - Эмоции отрицательные - мои родители могут только приказывать, пошлют - пойду. - А у нас все это делает бабушка. Никаких добрых дел для меня не остается.