Конспекта урока по русскому языку в 6 классе Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №31
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
ТЕМА:
«Правописание –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных»
Составитель:
Арутюнян Лилит Кароевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 31
Сургут 2017
Цели:
Учить отличать отглагольные прилагательные от причастий;
обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма занятия: комбинированная
Методы и приемы: индуктивный метод подачи материала, метод упражнения.
Оборудование: проектор, школьная доска, карточки с заданиями, учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской.
Ход урока
Орг. момент (2 минуты)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Прошу вас открыть свои тетради и записать сегодняшнюю дату и тему урока: «Правописание нн- и -н- в причастиях».
Актуализация знаний (10 минут)
Учитель: Итак, мы продолжаем с вами изучать правописание -нн- и
-н- в причастиях. Но прежде, чем выполнить упражнение, мы с вами поучаствуем в викторине и выясним, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущего урока.
Викторина
Учитель: В каких суффиксах причастий пишется -нн-?
Учащиеся: -нн- пишется в суффиксах полных страдательных причастий.
Учитель: Верно, приведите примеры.
Учащиеся: Расстроенный, нарисованный.
Учитель: Правильно, при каких условиях в страдательных причастиях прошедшего времени пишется суффикс -нн-?
Учащиеся: При условии, если страдательные причастия прошедшего времени образованы от глаголов на -ать, -ять, -еть.
Учитель: Хорошо, а в каких суффиксах причастий пишется -н-?
Учащиеся: Буква -н- пишется в кратких страдательных причастий.
Учитель: Верно, приведите примеры.
Учащиеся: Расстроены, нарисованы.
Учитель: Хорошо, при каких условиях в страдательных причастиях прошедшего времени пишется суффикс -енн-?
Учащиеся: При условии, если страдательные причастия прошедшего времени образованы от глаголов на -ить, -ти, -чь.
Учитель: Хорошо, а сейчас мы с вами письменно выполним упражнение на выявление знаний правописания -нн- и -н- в суффиксах причастий. От данных глаголов вам нужно будет образовать полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Слова записывать поморфемно.
Задание 1
Глагол Полное страдательное причастие Краткое страдательное причастие
Брос-и-ть Брош-енн-ыйБрош-ен-
Вы-суш-и-ть Вы-суш-енн-ыйВы-суш-ен-
За-держ-а-ть За-держ-а-нн-ыйЗа-держ-ан-
У-множ-и-ть У-множ-енн-ыйУ-множ-ен-
Про-суш-и-тьПро-суш-енн-ыйПро-суш-ен-
У-велич-и-тьУ-велич-енн-ыйУ-велич-ен-
У-держ-а-тьУ-держ-а-нн-ыйУ-держ-а-н-
От-числ-и-тьОт-числ-енн-ыйОт-числ-ен-
По-се-я-тьПо-се-я-нн-ыйПо-се-я-н-
На-ве-я-тьНа-ве-я-нн-ыйНа-ве-я-н-
У-слыш-а-тьУ-слыш-а-нн-ыйУ-слыш-а-н-
Учитель: Мы справились с заданием. Нам удалось не только образовать от глаголов краткие и полные страдательные причастие, но и закрепить правописание -н- и -нн-. Были ли у вас затруднения при выполнении упражнения?
Учащиеся: Да / нет
Учитель: Ребята, прошу обратить внимание на задание, которые мы с вами выполнили. Какую общую особенность вы заметили в написании этих слов?
Учащиеся: Все слова связаны с правописанием -н- и -нн-.
Учитель: Верно, а как вы думаете, почему данной теме мы уделяем так много внимания?
Учащиеся: Часто допускаются ошибки, как в причастиях, так и в других частях речи.
Учитель: Правильно, поэтому сегодня мы продолжим изучать орфограммы
-н- и –нн- не только в причастиях, но и в других частях речи.
Объяснение нового материала
Учитель: Сегодня мы продолжим изучать орфограмму «Н» и «НН» в различных частях речи», но только в причастиях и отглагольных прилагательных. Научимся различать эти части речи, правильно их писать.
Напоминаю, что большинство прилагательных образовано от существительных, но есть немало других прилагательных, которые образовались от глагола.
Обратите внимание на слова («Крашеный, ломаный, сеяный»), записанные на доске, и скажите, от каких слов они образованы?.
Учащиеся: Данные слова образованы от глаголов «красить, ломать, сеять».
Учитель: Верно, как называются прилагательные, образованные от глаголов?
Учащиеся: Отглагольными.
Учитель: Правильно. Чтобы более подробно узнать о правописании –н- и нн- в причастиях и отглагольных прилагательных, я попрошу вас обратить внимание на правило, данное в учебнике (М. М. Разумовской)
Учитель просит одного из учащихся прочитать вслух правило
Учитель: Сейчас на определение частей речи мы с вами выполним следующее задание устно. О прилагательных, образованных от существительных, мы много говорили, уберем их из таблицы, а причастия и отглагольные прилагательные оставим.
- Назовите только причастия и отглагольные прилагательные.
Задание 2
Торжественный (торжество) день, кипяченое молоко (отглагольное прилагательное), перенесенный на следующий день (причастие), искусственный (искусство) шелк, услышанный голос (причастие), сушеные грибы (отглагольное прилагательное), операционный (операция) стол, ледяной (лед) пол, жареный картофель (отглагольное прилагательное), выкрашенный краской (причастие), сваренный картофель (причастие) Учитель: А теперь посмотрите внимательно на слова, как определить, где перед нами причастие, а где – отглагольное прилагательное
Отглагольные прилагательные Причастия
Образуются от глаголов несов. вида (золоченый – образовано от глагола «золотить», который отвечает на вопрос «Что делать?»). Если же форма образована от глагола совершенного вида.
(решенная задача – образовано от глагола «решить», который отвечает на вопрос «что сделать?»)
Не имеют приставок (жареная котлета) Имеют приставки (кроме приставки не-, которая не влияет на количество н в слове) (пожаренная в масле рыба).
Нет зависимых слов (квашеная капуста, сушеные грибы) Имеют зависимые слова (квашенная на зиму капуста, сушенные на солнце грибы)
Отглагольные прилагательные на -ованный,
-еванный , всегда пишутся с -нн- (прессованный, корчеванный). В остальных случаях пишутся с –н(крашеный пол – прил.) 4. Однокоренные причастия пишутся с –нн-.
(выкрашенный пол – прич.Учитель: Сколько «н» пишется в отглагольных прилагательных и причастиях? С чем это связанно?
Учащиеся: Отглагольные прилагательные пишутся с «н», так как они образованы от глаголов несов. вида
Учитель: Верно. В русском языке есть целый ряд отглагольных прилагательных-исключений, написание которых нужно запомнить.
Отглагольные прилагательные: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный, недреманное (око)Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это причастие. Исключения: смышленый, названый — с одним –н-.
IV.Закрепление полученных знаний
Учитель: Для того чтобы вы лучше отличали отглагольные прилагательные от причастий, выполним с вами упражнение № 3.
Задание 3. Отделите отглагольные прилагательные от причастий. Письменно объясните правописание н или нн в данных частях речи.
Образец:
Соленый – отглагол. прил., от гл. несов.в. «солить».
Скошенный – причастие, так как есть приставка с-
Вариант 1
Кованый – отглагол. прил., от гл. несов.в. «ковать»
Кошеный – отглагол прил, от гл.несов.в «косить»
Скрученный – причастие, так как есть приставка с-.
Тренированный - отглагол. прил., от гл. несов.в. «тренировать».
Считанный - причастие, так как есть приставка с-
Заученный – причастие, так как есть приставка за-
Изломанный - причастие, так как есть приставка
Вариант 2
Отстиранный - причастие, так как есть приставка от-
Глаженый - отглагол. прил., от гл. несов.в. «гладить»
Поставленный - причастие, так как есть приставка по-
Жева..ый - отглагол. прил., от гл. несов.в.
Избалованный - причастие, так как есть приставка из-
Медленный – отглагол. прил., искл.
Ломаный - отглагол. прил., от гл. несов.в.
Учитель: И теперь, по образцу выполняем это упражнение на оценку!
Учитель делит учащихся по вариантам. Ученики выполняют упражнение. В конце урока сдают тетради.
V.Подведение итогов
Учитель: Какую тему мы рассматривали на сегодняшнем уроке?
Учащиеся: Правописание –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Учитель: По какому признаку мы можем отличить отглагольные прилагательные от причастий?
Учащиеся: если мы рассматриваем форму, образованную от глагола, которая не имеет приставки или зависимого слова, то прежде чем решить, причастие это или отглагольное прилагательное, следует определить вид глагола, от которого эта форма образована.
VI. Домашнее задание
Учитель: Все верно, ребята. Дома вам предстоит выполнить
упражнение № 4.
Учитель читает задание, поясняет при необходимости. Затем выставляет оценки за работу на уроке.
Всем спасибо! Можете быть свободны!
Задание 4. Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Графически обозначьте условия выбора орфограмм.
Жаренный в масле гусь (прич. с завис.словом), цветы сорваны (крат. прич), подстреленная утка (прич. с приставкой), растерянный вид (прич. с приставкой), прессованный янтарь (отглагол. прил. на –ованный), свечи зажжены (крат. прич.), испеченный в духовке пирог (прич. с завис. словом), высушенная рыба (прич. с приставкой), поле засеяно (крат. прич.), вязаный шарф (отглагол.прил), балованный ребенок (отглагол. прил. на -ованный), писанная маслом картина (прич. с завис. словом), письмо отправлено (крат. прич), топленое масло (отглагол. прил), сваренная на молоке каша (прич. с завис.словом), незаслуженная обида (прич), корчеванный участок (отглагол. прил. на -ованный).
Раздаточные материалы
Задание 1. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Слова записывайте поморфемно.
Глагол Полное страдательное причастие Краткое страдательное причастие
Бросить, высушить, задержать, умножить, просушить, увеличить, удержать, отчислить, посеять, навеять, услышать.Задание 2. Найдите причастия и отглагольные прилагательные. Объясните свой выбор.
Торжественный день, кипяченое молоко , перенесенный на следующий день, искусственный шелк, услышанный голос, сушеные грибы, операционный стол, ледяной пол, жареный картофель, выкрашенный краской, сваренный картофель.
Задание 3. Отделите отглагольные прилагательные от причастий. Письменно объясните правописание н или нн в данных частях речи.
Образец:
Соленый – отглагол. прил., от гл. несов.в. «солить».
Скошенный – причастие, так как есть приставка с-
Вариант 1
Кова…ый –
Коше…ый –
Скруче…ый –
Тренирова…ый -
Счита…ый -
Зауче…ый –
Изломанный -
Задание 3. Отделите отглагольные прилагательные от причастий. Письменно объясните правописание н или нн в данных частях речи.
Образец:
Соленый – отглагол. прил., от гл. несов.в. «солить».
Скошенный – причастие, так как есть приставка с-
Вариант 2
Отстира…ый -
Глаже…ый -
Поставле…ый -
Жева..ый -
Избалова…ый -
Медле…ый –
Лома...ый –
Задание 4. Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Графически обозначьте условия выбора орфограмм.
Жаре(н, нн)ый в масле гусь, цветы сорва(н, нн)ы, подстреле(н, нн)ая утка, растеря(н, нн)ый вид, прессова(н, нн)ый янтарь, свечи зажже(н, нн)ы, испече(н, нн)ый в духовке пирог, высуше(н, нн)ая рыба, поле засея(н, нн)о, вяза(н, нн)ый шарф, балова(н, нн)ый ребенок, писа(н, нн)ая маслом картина, письмо отправле(н, нн)о, топле(н, нн)ое масло, сваре(н, нн)ая на молоке каша, незаслуже(н, нн)ая обида, медле(н, нн)ый вальс, корчева(н, нн)ый участок
Отглагольные прилагательные Причастия
Образуются от глаголов несов. вида (золоченый – образовано от глагола «золотить», который отвечает на вопрос «Что делать?»). Если же форма образована от глагола совершенного вида.
решенная задача – образовано от глагола «решить», который отвечает на вопрос «что сделать?»)
Не имеют приставок (жареная котлета) Имеют приставки (кроме приставки не-, которая не влияет на количество н в слове) (пожаренная в масле рыба).
Нет зависимых слов (квашеная капуста, сушеные грибы) Имеют зависимые слова (квашенная на зиму капуста, сушенные на солнце грибы)
Отглагольные слова на -ованный, -еванный - прилагательные, они всегда пишутся с двумя н (прессованный, корчванный)