Презентация Редкие промыслы Кировской области


2.Изделия из капокорня 3.Кукарские кружева 4.Инкрустация соломкой 5.Плетение из соломы 6.Резьба по дереву 7.Вятская матрёшка 8.Поделки из бересты 9.Роспись по дереву 10.Плетение из корня сосны Стародубцев Вячеслав 4Акласс Редкие промыслы Кировской области 1.Дымковская игрушка Дымковская игрушка Своеобразным символом вятского края стала знаменитая на весь мир яркая глиняная дымковская игрушка. Этот промысел существует более 400 лет. Дымковская игрушка - искусство рукотворное. Каждая - создание одного мастера, а мастера в основном - женщины. От лепки и до росписи идет никогда не повторяющийся творческий процесс. Нет и не может быть двух одинаковых изделий, каждая игрушка уникальна. Классические сюжеты дымковской игрушки - свистульки, барыни и кавалеры, индюки, олени. Современные мастерицы создают многофигурные композиции на исторические и сказочные темы. Изделия из капакорня Уникальны вятские изделия из капа - нароста на стволе и ветвях старых деревьев. Ценность капа в неповторимом рисунке, созданном природой. Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается. Еще в 19 веке вятские мастера-умельцы делали из капа часы, самовары, чайную посуду - эксклюзивные произведения. Более широкое распространение получили каповые шкатулки, табакерки, портсигары, трубки, сахарницы. Кукарские кружева Вятская губерния входила в своеобразный «куст» кружевоплетения центральной части России. История вятского кружева таит в себе много неразгаданного до сих пор. Мы не можем пока сказать точно, когда оно появилось на нашей земле, как и откуда к нам пришло. Считают, что первое упоминание о нем относится к 1849 год. Действительно, в фондах краеведческого музея г. Советска довелось читать запись о рукописи Императорского географического общества за 1849 год, в которой указывается на широкое распространение и хорошее качество кукарского кружева. Но рождение вятского кружева относят к более ранним срокам. М. Н. Шатров в книге «Кировские кустари» приводит бытовавшее предание: «В начале 18 века какой-то знатный плотник, изучавший плотничье дело в Голландии, женатый на голландке, по возвращении в Россию указом Петра l был назначен мастеровым по кораблестроению в Воронеж. Здесь за какую-то провинность попал в немилость, и чтобы избежать казни, бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотницкой части и многих местных жителей обучил плотничьему делу, а жена его занималась плетением кружев и обучила этому промыслу женщин Кукарки...»… Инкрустация соломкой Народные мастера всегда стремились сохранить на долгие годы подмеченную ими красоту. Золотистый цвет и переливчатый блеск соломы... Солома приносила свою пользу в хозяйстве, но для художников она долгое время не представляла ценности. Возможно, первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор мастера-краснодеревщики, владеющие техникой мозаичной отделки древесины — маркетри и интарсии. Сущность первой техники заключается в том, что детали, представляющие собой элементы, вырезанные из тонкой стружки, а позднее фанеровки, наклеивают на поверхность деревянного изделия. В этом смысле техника инкрустации соломкой (аппликация) ближе к маркетри, чем к интарсии (инкрустации). Плетение соломой Плетение из соломки - пожалуй, самый интересный вид художественного творчества. Появилось оно вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек со свойственной ему практичностью стал задумываться над дальнейшим ее использованием. Наши предки занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявились фантазия и мастерство крестьян. И связано соломенное плетение с обожествлением хлеба. Люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Резьба по дереву Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании декоративных бытовых изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами – резчиками, бережно хранятся в музеях нашего города. Вятская матрёшка Народный промысел изготовления деревянной расписной игрушки зародился на Вятской земле в начале ХХ века. Первое упоминание о вятской матрешке: «Матрешки деревянные раскрашенные и выжженные…» Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Поделки из бересты Пожалуй, на Руси не встретишь другое такое дерево, о котором сложено столько пословиц, поговорок и песен, как о белоствольной березке. За белую кору и получила она свое название. Покрытая нежной зеленью весной и летом, золотом листвы осенью, березка не только радует человека своей красотой, но и дарит ему прекрасный поделочный материал — бересту. Возможности бересты, красивого, легкого, эластичного и прочного поделочного материала, очень велики. Бересту можно склеивать, сшивать, плести, на ней можно рисовать, выжигать. Великолепно смотрятся изделия из бересты, украшенные резьбой, набойкой, аппликацией — вазы, карандашницы, шкатулки, игрушки, заколки, бусы, серьги. Роспись по дереву Искусство росписи по дереву имеет свои особенности и характерные черты во многих регионах России. Существовала своя особая роспись и на Вятке, ее элементами наши предки украшали предметы домашнего обихода – образцы вятской росписи сохранились на прялках, досках, сундуках, бураках и на другой деревянной утвари. Сегодня эти предметы можно увидеть в постоянной экспозиции Кировского областного краеведческого музея.Вятская роспись очень символична. Рисунки наносились с учетом смысла изображаемого. Например, часто в вятской росписи встречается изображение дерева – оно является символом энергии, жизни, радости; круг олицетворяет солнце; изображение нескольких кругов обозначает движение солнца по небосводу. Львы, которых также можно встретить на старинных предметах быта, олицетворяют собой мужскую силу, а птицы символизируют вести или небесных посланников. Плетение из корня сосны Корни хвойных пород деревьев (сосны, ели, пихты) удивительно прочные и красивые (при правильной их заготовке и обработке). Они широко использовались при плетении различной домашней утвари. С древних времен из корней плели красивые короба, корзины, специальные корзинки-чаруши для выпечки хлеба. Плетение из корня встречается у разных народов на территории нашей страны. Также встречаются особые корзины полусферической формы с одной ручкой, или широкой овальной формы с двумя ручками-отверстиями. Для хранения круп и муки использовались большие плетеные изделия, похожие на круглые горшки с крышками. Для хранения рукоделий предназначались овальные ларцы, а праздничный стол украшали овальные корзиночки – невысокие и с ажурными бортиками. Сложность заготовки сырья и изменение условий жизни крестьян значительно уменьшили количество изделий сплетенных из корня.