Разработка к уроку по физической культуре на тему: Игры большей подвижности
Выполнил учитель физической культуры: Ненашев Виталий Анатольевич, МБОУ СШ №32
Игры большей подвижности
011811000
Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых - физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры».
Семь основных условий подвижной игры:
-движение;
-физическая раскованность и свобода;
-общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»
-состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»
-наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так что нарушением правил, игра противоречит сама себе»
-лёгкость, которую приобретает каждый её участник;
-ограниченность во времени – «у каждой игры должен быть свой конец, так как затянувшаяся игра надоедает»
Подвижные игры в учебном процессе начальной школы применяют строго целенаправленно, с учётом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания. Подвижные игры должны эффективно содействовать нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма учащихся с учётом возраста, а также формированию правильной осанки.
Особенность методики проведения подвижных игр на уроках состоит в том, что между подвижными играми и другими упражнениями, включаемыми в урок, должна быть обеспечена тесная организационно-методическая преемственность и взаимосвязь. Надо правильно определять место выбранной игры среди других упражнений и учитывать возможную её длительность.
Название Место проведения Игровой инвентарь Преобладающие задачи Ход игры
«Вызов номеров» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь – флажок или набивной мяч для обозначения места поворота Воспитание внимания, развитие быстроты и ловкости движений, чувства товарищества.
Количество игроков – 10 – 20 человек. Играют две команды, которые выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. В 15 метров от неё против каждой команды обозначается место поворота. Капитаны распределяют игроков по номерам. Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к точке поворота, обегают его и возвращаются на место. Прибежавший первым получает очко, вторым – два очка. Победившая команда определяется в конце игры по количеству набранных очков.
«Жмурки»
Спортивный зал, пришкольная площадка..Инвентарь не требуется. Воспитание внимания, развитие быстроты и ловкости движений. Ведущий назначает ведущего – жмурку. Он встаёт на середину команды (площадки), ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Затем все дети разбегаются по команде, а жмурка старается кого– нибудь поймать . При виде какой – либо опасности играющие должны предупредить жмурку словом «огонь».Если игра проходит на открытом воздухе, то выбирают равную площадку и очерчивают границы, за которые играющие выходить не имеют права. Поймав кого – нибудь, жмурка передаёт свою роль пойманному. Играющий, переступивший условленную черту, считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.
«Ноги от пола» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь не требуется. Воспитание внимания,
развитие быстроты и ловкости движений. Дети строятся по кругу. В центре круга встаёт ловишка, назначенный педагогом. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по комнате. Ловушка бегает за играющими, стараясь запятнать кого–нибудь. Нельзя пятнать того, кто, убегая, встанет на гимнастическую скамейку или, приподняв ноги, сядет на пол т.е. тех, у кого ноги не на полу. Тот, кого ловишка коснулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я ловишка! » Новому ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего. Если ловишка долго не может никого запятнать, то педагог говорит:
« Раз, два, три – в круг скорей беги!»
Дети строятся в круг, здесь назначается новый ловишка и игра возобновляется.
«Западня» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь не требуется. Воспитание внимания,
развитие быстроты и ловкости движений. Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, внешний- в другую. По сигналу ведущего оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подаётся вторая команда, руки отпускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге останется мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется.
«Пятнашки мячом» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь - мяч Развитие ловкости, умение ориентироваться в пространстве, точности и быстроты движений Все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре- водящий с мячом в руке. По сигналу начинается игра: водящий должен запятнать мячом любого игрока, который после этого сам становится водящим. Игровой кон продолжается 6-8 мин, после чего необходимо детям дать небольшой перерыв.
«Круговая лапта»
Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь - мяч Разитие ловкости, чувства дистанции, точности и быстроты движений. Количество игроков- 6-15 человек. Двое водящих находятся за границами условной площадки на расстоянии 10-12 м, все остальные - в центре площадки. Водящие, перебрасывая мяч друг другу, стараются запятнать тех, кто находиться на площадке. Те, в кого попали мячом, выбывают из игры, но их могут выручить те играющие, которые поймали мяч. Выигрывает тот, кто последним останется на площадке. Водящими становятся двое, первыми выбывшие из игры. Игра повторяется 3-4 раза, с небольшими перерывами для отдыха.
«Змейка» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь не требуется. Развитие координации коллективных действий, умения ориентироваться в пространстве Количество игроков 6-7 человек.5-6 участников, взявшись друг за друга, выстраиваются в колонну – змейку. Водящий становится перед змейкой и старается запятнать последнего. Стоящий в змейке первым – капитан - преграждает путь водящему: широко расставляет руки, ставит заслоны, выполняет различные движения туловищем. Змейка следует за капитаном и помогает преградить путь водящему. Если водящий запятнал игрока, замыкающего колонну, он становится капитаном, а запятнанный игрок- водящим. Игру можно повторять несколько раз, с небольшими перерывами для отдыха.
«Зеркало» Спортивный зал, пришкольная площадка.
Инвентарь не требуется. Развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:
а) Повторение одиночных движений вслед за следующим.
б) Воспроизведение вслед за ведущим серии движений в определённой последовательности.
в) Имитация движений животного, птицы, насекомого, названого ведущим и др.Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.
«Лохматый пёс»
Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь не требуется. Развитие быстроты реакции, формирование имитационных способностей. В игре принимают участие 8-2 игроков. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:
Вот сидит лохматый пёс
В лапки свой уткнувши нос
Тихо, мирно он сидит,
Может, дремлет, может, спит.
Подойдём к нему, разбудим и посмотрим - что же будет?
Дети тихо подходят к псу, и хлопают в ладоши. «Пёс» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим – псом.
«Нептун и рыбки» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь – стулья(их количество должно быть на один меньше числа играющих) Развитие произвольности, координации, точности, быстроты движений, умения ориентироваться в пространстве Стулья устанавливаются по кругу спинками внутрь. Один из играющих выполняет роль Нептуна, который ведёт за собой «рыб», точно повторяющих за ним различные движения. Например, на море «появляются волны», «надвигается буря» и т.д. И вдруг раздаются слова: «вода зеркально – гладка». При этих словах дети бегут к стульям, стараясь занять место. Одному из игроков, стул не достанется, и тогда он становится ведущим Нептуном.
«Услышь своё имя» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь
-мяч Развитие быстроты реакции Количество игроков 5 – 15 человек. Играющие стоят в кругу спиной друг другу. У одного из игроков мяч, он бросает мяч назад – вверх и называет чьё – либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч. Выигрывает тот, кто поймал мяч большее количество раз.
«Птицы» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь не требуется. Развитие быстроты реакции, произвольности движений. Дети по считалке выбирают «хозяйку» и «ястреба», остальные – птицы .Хозяйка тайком от ястреба даёт название каждой птице: « Ты – кукушка, ты – ласточка….» Прилетает ястреб. Хозяйка спрашивает:--зачем пришёл?
-за птицей.
-за какой?
Ястреб называет, например, кукушку. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба. Игра продолжается , пока ястреб не поймает всех птиц.
«Догони свою пару» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь не требуется. Развитие быстроты реакции, произвольности движений. Игроки встают парами на одной из сторон игровой площадки: один впереди, другой - сзади (отступя 2 -3 шага). По сигналу ведущего первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят (каждый свою пару . При повторении игры дети меняются ролями.
«Найди себе пару» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь не требуется. Развитие быстроты реакции, произвольности движений. Игроки встают в пары, взявшись за руки, и идут по площадке. По сигналу ведущего они разбегаются по всей площадке. По второму сигналу они должны найти своего товарища. Проигрывает пара, которая больше всех искала друг друга.
«Встань правильно» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь не требуется. Развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности, совершенствование умения ориентироваться. Заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться. По первому сигналу педагога игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму - все должны построиться в указанном месте.
Варианты построения:
а) Взявшись за руки в командах, ранее составленных педагогом, в шеренгах.
б) В общем круге или отдельных кругах.
в) В отдельных колониях в виде квадрата.
Побеждает команда, сумевшая первой правильно занять своё место.
«Хитрая лиса» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь не требуется. Развитие ловкости, быстроты. координации, воспитание честности, творческого воображения, умение себя вести в коллективе товарищей. На одной стороне площадки проводится линия – «Дом лисы». Играющие располагаются по кругу на расстоянии одного шага друг от друга.
Педагог предлагает играющим закрыть глаза и, обходя круг за спинами детей, дотрагивается до одного из играющих, который и становится «Хитрой лисой». Затем детям предлагается открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем нибудь? Играющие 3 раза спрашивают хором:
«Хитрая лиса где ты?».При этом все играющие смотрят на друг друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят:
«Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а хитрая лиса их ловит. После того как лиса поймает 2-3 человек, учитель говорит: «В круг!».
«Кот идёт» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь скамейка Развитие ловкости, быстроты. координации и скорости движения, воспитание выносливости
Среди играющих выбирается «кот». Он в углу зала в своём «доме». Остальные игроки – «мыши», они размещаются по залу в «норах».
Руководитель выходит на середину зала и говорит:
Мышки, мышки, выходите,
Поиграйте, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усталый кот – злодей.
Мышки выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами:
Тра – та – та, тра – та – та,
Не боимся мы кота.
По сигналу руководителя «Кот идёт!» все мыши застывают. Если кто – нибудь из мышек шелохнулся, кот забирает её к себе в дом. Кот ловит мышек до тех пор пока руководитель не скажет «Кот ушёл». Пойманные мышки не принимают участия в игре до смены нового кота.
«Красная Шапочка»
Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь
–красный колпачок, картонная полумаска волка Развитие внимания. сообразительности, творческого воображения. У водящего – «волка» - картонная полу маска, а у убегающего красный полу колпачок . Кто наденет его, тот становится «Красной Шапочкой». Этого игрока и должен ловить волк. Но кранный колпачок можно передать другому игроку. Тогда волк должен уже догонять новую красную шапочку. Когда волк поймает её, он передаёт ей свою маску и идёт играть.
«Космонавты» Спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь
-обруч Развитие быстрой реакции, внимания. умения движения, воспитание выносливости Дети берутся за руки, идут по кругу и хором повторяют:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим -
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
С последним словом все разбегаются и стараются занять места (обруч, кружок) в из ракет. В каждую из ракет могут сесть только два космонавта. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют свои маршруты (например, Земля – Луна – Земля, Земля – Марс – Земля и др.). Эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращённо: З.Л.З., З.М.З. и т.д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось при проектном повторении совершить больше полётов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.
Используемая литература:
1.Для преподавателей
Физкультура Авторы составители: Г.В.Богданова, Н.И.Коваленко, А.Ю.Уточкин2.Игровые технологии Авторы составители: О.А.Степанова3.Лучшие спортивные игры для детей и родителей Авторы составители: Ю.Антонова4.В помощь школьному учителю Авторы составители: З.И.Ковалько