А.С. Пушкин. Капитанская дочка. 3 урок. Вожатый.
УРОК 3
ВСТРЕЧА С ВОЖАТЫМ.
Знать: литературный портрет.
Понимать важность внимания к слову.
Словарная работа: милосердие.
ХОД УРОКА
I. Ответы учащихся на вопросы домашнего задания.
II. Задание. Прочитайте эпиграф ко второй главе отрывок из народной песни о незнакомой стороне. К кому из героев можно отнести слова этой песни?
Мнения учащихся не должны совпасть, так как эпиграф «раздваивается» и проясняет состояние Гринева, и усиливает впечатление об энергии духа вожатого. В эпиграфе звучат мотивы удали, молодечества и вместе с тем обреченности.
III. Ролевое чтение:
а) эпизода появления вожатого;
б) «воровского разговора» хозяина постоялого двора с вожатым.
Как в речи вожатого отражается веселая удаль? (Рифмованный строй речи этого человека вызывает чувство легкости и лукавства, скрытой силы и талантливости.)
IV. Найдите обращение Гринева к вожатому, когда он вошел в горницу, прочитайте их диалог:
« Где же вожатый? спросил я у Савельича.
Здесь, ваше благородие, отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза.
Что, брат, прозяб?
Как не прозябнуть в одном худеньком армяке!» и т.д.
Чем необычно такое обращение? (Нарушены социальные условности: дворянин в босяке, мужике увидел брата.)
V. Как наутро благодарит Гринев спасителя? (Он хочет подарить ему полтину денег на водку, а затем, когда прижимистый Савельич, верный страж барского добра, возражает, приказывает отдать вожатому свой заячий тулуп.)
VI. Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому. («Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!.. Ты видишь, что дитя не смыслит, а ты и рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому!»)
Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вор, разбойника, пьяницу. Савельич прав в том, что подарок бессмыслен (дело даже не в том, что тулуп дорог). «Ты же изволил подвезти его к постоялому двору!» Действительно, не только вожатый спас путников, подвели его бредущего, плохо одетого, к умету. Да не налезает юношеский тулуп на «окаянные плечища».
VII. А как реагирует бродяга на «барский» подарок? («Его благородие мне жалует шубу с своего плеча...». Он кое-как умудрился и надел его (тулуп), распоров по швам. «... Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».)
VIII. Почему такие теплые слова говорит вожатый за не подходящий ему тулуп? (Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком не что иное. И помог контрасту, именно Савельич. Два отношения к человеку: для одного - «собака», «пьяница оголтелый», для другого «брат». «Две правды: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благодарности Гринева не просто благодарность. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к его достоинству. А человеку холодно... И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунственно».)
Что же такое милосердие? (Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, вызванная такими чувствами.)
IХ. Чем можно ответить на милосердие? Чем его измерить? (Только милосердием же.)
Но наши герои отправились дальше, и Гринев скоро позабыл и о вьюге, и о вожатом, и о заячьем тулупе.
Х. Как автор возвращает своего героя с высоты нравственного и милосердного поступка и показывает его озорство и легкомыслие? (Комичный эпизод, когда Петруша объясняет генералу-немцу значение поговорки «держать в ежовых рукавицах».)
Домашнее задание.
Читать главы IIIV.
По материалам методических рекомендаций:
Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово РС», 2002. 240 с.
Полтина то же, что полтинник (50 копеек). См.: Словарь русского языка: В 4 т. Т. 3. М.: Русский язык, 1983. С. 270.
Касатонов В. Хождение по водам. (Религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» АС. Пушкина). // Наш современник. № 1. 1994. С. 167.
Словарь русского языка: В 4 т. Т. 2. М.: Русский язык, 1982. С. 269.