Конспект урока Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества
Дисциплина: Всеобщая история
Преподаватель: Данюкова Ида Алексеевна
Тема урока: Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества.
Цели урока:
Дидактические:
подвести итоги развития человечества в XX веке;
определить основные проблемы и перспективы дальнейшего развития человечества в XXI веке.
Воспитательные:
формирование у учащихся интереса к изучению Всеобщей истории, умения рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях;
воспитывать учащихся в духе патриотизма и любви к своей Родине.
Методические:
внедрение в учебный процесс активных форм обучения, элементов мультимедийного занятия.
Методы:
По источникам информации: словесные (рассказ преподавателя, беседа)
Инновационный: метод компьютерной презентации
Материально-техническое обеспечение:
Рабочая учебная программа;
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран;
Учебники;
Настенная карта «Политическая карта мира»;
Творческое задание на тему: «Будущее человечества: каким я его вижу»;
Учебные фильмы по данной теме.
Основные понятия и термины:
Глобальные проблемы, новый мировой порядок, парниковый эффект, озоновые дыры, демографический кризис, оружие массового уничтожения, международный терроризм.
Литература
Бердичесвский Я.М., Ладыченко Т.В. Всемирная история, Запорожье, 2001.
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание, Москва, «Просвещение», 2016.
Давлетов А.Р., Космина В.Г. Всемирная история. Новейший период, 1939 – конец 90-х годов, 11 класс, Запорожье, «Просвіта», 2001.
Темиров Ю.Т., Тодоров И.Я., Всемирная история, 11 класс, Донецк, 2000.
Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. Всеобщая история, 11 класс, Москва, «Просвещение», 2016.
Структура урока
Организационная часть (проверка присутствующих и готовность учащихся к уроку).
Сообщение темы и цели урока. «Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества».
Мотивация учебной деятельности (чтобы выяснить содержание современных проблем, необходимо подвести итоги развития человечества в XXI веке и обратить внимание на мир, в котором человек живет сегодня).
Изучение нового материала (во время рассмотрения плана урока используются методы:беседа;
компьютерная презентация (текстовая информация, показ иллюстраций, фильмов по данной теме).
План урока
Итоги XX века.
Глобальные проблемы человечества.
Международный терроризм.
Ход урока
Итоги XX века
На экране - слова «Прощай XX век».
На фоне слайдов учащиеся читают стихи:
Наше время изумляет,
Разрывает нас на части.
Мы гордимся этим веком,
Наша жизнь полна чудес,
Но на душу населенья
Чести, мужества и счастья
Не убавил, не прибавил
Удивительный прогресс.
Век двадцатый воплощает
Гениальные идеи,
Относительное время
И космическая даль,
Но печальны абсолютно
Все великие злодеи,
Убиваемые мысли,
Убивающая сталь.
Прощай, двадцатый век,
Святоша и безбожник,
Обманщик и мудрец,
Философ и факир.
Прощай, двадцатый век,
Убийца и художник,
Оставишь ли в живых
Безумный этот мир?
Прощай, двадцатый век,
Ты стал великой болью,
Мы стоили тебя,
Когда ты был неправ.
Прощай, двадцатый век,
Твоей мы были солью.
Прости своих детей
За их нелегкий нрав.
Затем преподаватель говорит о наследии и итогах XX века:
Прошедшее столетие стало значительным шагом вперед на пути развития цивилизации. Многие важные вопросы, унаследованные человечеством от прежних эпох, получили свое разрешение. В то же время XX век поставил перед жителями планеты Земля новые проблемы.
На протяжении 100 лет произошло крушение мировых империй и колониальной системы. Появились новые национальные государства. В результате социальных революций была предпринята попытка построения совершенно неизвестных ранее общественно-политических систем, как в рамках одной стороны, так и в глобальном масштабе.
Уроки, извлеченные человечеством в результате создания таких систем, стали предостережением от повторения ошибок уже в XXI веке. Такое порождение XX века, как тоталитаризм, оказалось не в состоянии конкурировать с демократией как универсальной формой общественно-политического устройства.
Именно XX век вызвал к жизни столкновение различных по своему содержанию и смыслу идеологических доктрин, что привело к расколу мира в политическом и военном отношении на Запад и Восток.
За прошедшие 100 лет со всей очевидностью проявились тенденции взаимозависимости государств мира в экономическом, политическом и социальном плане. Интеграция, осуществляемая в рамках конкретных регионов, и глобализация, охватившая мир, прежде всего в сфере экономики, стали условиями достижения стабильности и прогресса.
Две волны НТР в течение 1950-1980-х годов не только привели к изменению характера труда и появлению новых социальных слоев и групп, но и повлияли на характер взаимоотношений в мире. Ядерная энергия стала фактором, способным уничтожить человечество. Обладание атомным оружием изменило систему взаимоотношений между разными государствами. Третья волна НТР, появившаяся на рубеже XX-XXI вв., охватила биологию и генетику.
Вот таким был ушедший от нас XX век!
Глобальные проблемы человечества
На экране слова:
Слайд №1: Глобальные проблемы человечества
Слайд №2: Глобальные проблемы – это совокупность проблем, которые встали перед человечеством во 2-й половине XX века и требуют решения усилиями всего мирового сообщества.
Слайд №3: Предпосылки возникновения глобальных проблем
Резко возросшие масштабы воздействия деятельности человека на окружающий мир.
Противоречия общественного развития.
Неравномерность социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов.
Преподаватель:
Слово глобальный (от французского – глобал – всеобщий, от глобус – шар) – означает всемирный, всеобщий, охватывающий весь земной шар.
Часть глобальных проблем современного человека связана с взаимоотношениями внутри самого человеческого сообщества:
Слайд №4:
предотвращение ядерного конфликта;
преодоление отсталости развивающихся стран;
ликвидация опасных заболеваний;
борьба против наркомании и наркобизнеса, против преступности и терроризма.
Часть глобальных проблем является отражением кризиса во взаимоотношениях между обществом и природой:
Слайд №5:
демографическая;
продовольственная;
ресурсная;
энергетическая;
экологическая.
Среди всех этих глобальных проблем наиболее острыми являются:
Слайд № 6: Проблема ядерного оружия
(видеоролик «Испытание ядерной бомбы»)
Преподаватель:
К середине 80х годов его было накоплено в таких количествах, что можно было многократно уничтожить все живое на Земле. В пересчет на обычное оружие на каждого жителя планеты приходилось в среднем по 15 тяжелых бомб. 9/10 ядерного оружия было в США и СССР. И только благодаря советско-американским договоренностям конца 80х – начала 90х годов XX века ядерные арсеналы были сокращены. Но с мая 1998 года проблема ядерного оружия вновь резко обострилась вследствие того, что его обладателями стали Индия и Пакистан, а вот самая последняя информация – буквально
2-3 недели назад испытания провела и Северная Корея. А самое неприятное то, что такое оружие вполне может оказаться в руках безответственных режимов и преступных группировок.
Учащийся:
Я хочу добавить, что во 2-й половине XX века обострились региональные и этнические конфликты. За 70 лет после окончания II-й мировой войны в этих конфликтах погибло больше людей, чем в I-й мировой войне. Характерным признаком конфликтов является то, что их основными жертвами становится мирное население. Горячими точками планеты являются Ближний Восток, Афганистан, Северная Африка, неспокойно сегодня и в Азии.
Войны и конфликты стали причиной возникновения еще одной проблемы – беженцев, которых сейчас насчитывается от 10 до 15 миллионов человек. А что сегодня происходит в Европе? Ведь только за несколько месяцев туда приехало более 1 млн. мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Слайд №7: Проблема экологическая
Преподаватель:
Небывалый рост промышленности в XX веке имел оборотную сторону. Он привел к катастрофическому загрязнению окружающей среды, грозящему биологическому выживанию человечества. Цифры, приводимые экспертами в многочисленных статистических отчетах, поражают масштабами ущерба, нанесенного окружающей среде. Так, за последние 100 лет с лица планеты исчезли 2/3 лесов, содержание углекислого газа в атмосфере возросло на 13%, вымерли десятки видов растений и животных, да и сам генофонд человека оказался под угрозой необратимых мутационных изменений. Новые опасности несут аварии в промышленности и на атомных станциях. Самой страшной из них стала Чернобыльская катастрофа, 1986 года (ролик «Уроки Чернобыля).
Вопрос: Что вам известно об экологических проблемах Луганской области?
(Сообщение учащихся об экологических проблемах Луганской области, а затем авторское стихотворение о необходимости охраны природы родного края)
Слайд №8: «Проблема социально-демографическая»
Эта проблема преодоления разрыва в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися странами, устранения в последних голода, нищеты, неграмотности, регулирования в них стремительного роста населения. Еще в 1999 году население Земли превысило в млрд. из них более 4 млрд. проживает в развивающихся странах. Сотни миллионов из них голодают, 1,5 млрд. – лишены медицинской помощи,
2 млрд. – лишены источников чистой питьевой воды.В 2016 году численность населения Земли превысит более 7 млрд.
Проблема продовольственного обеспечения населения планеты к настоящему времени перестала быть актуальной лишь примерно для 30 наиболее развитых стран и сохраняет свое значение для подавляющего большинства государств.
Слайд №9: Сравнительная информация: фото узников фашистских концлагерей и фото голодающих детей в странах Африки.
И еще одна проблема, от которой человечество не избавилось во 2-й половине XX – начале XXI века.
Слайд №10: видеоролик с песней Фредди Меркьюри «Шоу продолжается»
Вопрос: Почему мы вспоминаем сегодня этого певца?
Да, это проблема смертельных заболеваний (онкологических, СПИДа).
Вопрос: Назовите известных людей, умерших от этих болезней. (Учащиеся перечисляют фамилии).
Преподаватель:
Конечно, об этом нельзя забывать, так как:
15 млн. человек ежегодно умирает, от сердечно-сосудистых заболеваний;
50 млн. человек инфицированы СПИДом;
110 млн. человек ежегодно заболевают малярией, от 1 до 2 млн. – умирает.
Слайд №11: Проблема энергосырьеваяЗапасы природного топлива (угля, нефти, газа) и сырья, сформированные на Земле за миллиарды лет ее существования, не возобновляемы и по мере их промышленного использования сокращаются.
Уже сегодня многие месторождения исчерпаны. Разведка новых запасов в ряде случаев отстает от темпов добычи разведанных ранее. Ученые прогнозируют полное исчерпание в течение XXI века многих природных ресурсов, особенно топливных.
Таким образом, мы сегодня говорили о проблемах, которые охватывают весь мир, они создают угрозу для настоящего и будущего человечества и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов.
А теперь заполним таблицу «Глобальные проблемы человечества», вписав порядковый номер названных проблем или явлений в соответствующую графу:
Экономические Социальные Политические Экологические
Демографический взрыв
Продовольственная проблема
Истощение ресурсов
Парниковый эффект
Озоновые дыры
Миллиард неграмотных
Опасность ядерной войны
Проблема «Север-Юг»
Локальные конфликты
Пределы экономического роста
Загрязнение мирового океана
Уничтожение лесов
Перенаселенность некоторых стран
Сохранение разных политических систем
Сохранение полюсов силы, борьба за сферу влияния
Международный терроризм
Международный терроризм
Слайд №12: Международный терроризм
Преподаватель:
Одна из наиболее опасных угроз современного мира – международный терроризм, это позор и боль человечества, суть которого – циничное пренебрежение к человеческой жизни, демократическим правом и свободам личности. Он направлен против граждан, объектов, отдельных стран и подрывает стабильность международных отношений. Он предполагает убийства, похищения политиков, дипломатов, взрывы в общественных местах.
Только во 2-й половине XX века жертвами террора стали:
1961 Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд1963 Президент США Джон Кеннеди
1968 Брат президента США Джона Кеннеди Роберт Кеннеди
1968 В США Мартин Лютер Кинг
1975 Король Саудовской Аравии Фейсал1981 Президент Египта Анвар Садат1984 Премьер-министр Индии Индира Ганди
1986 Премьер-министр Швеции Улоф Пальме
1991 Сын премьер-министра Индии Индиры Ганди – Раджив Ганди
1995 Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин
Покушения проводились на руководителей почти всех государств, в том числе, на Рейгана, Л. Брежнева, М. Горбачева, папу римского Иоанна Павла II.
Во 2-й половине XX века было совершено множество террористических актов:
1956 Взрыв военных грузовиков и гибель 1200 человек в Колумбии
1970 Захват палестинскими террористами 4х авиалайнеров с пассажирами на борту в Иордании
1985-1988 Взрывы на борту самолетов индийской и американской авиакомпаний
Но самый страшный террористический акт произошел 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, когда в 8 часов 46 минут в северную 110-этажную башню Всемирного Торгового центра врезался пассажирский самолет, на борту которого находились 92 человека, в котором было 65 человек, атаковал южную башню. Весь мир видел этот террористический акт на экранах телевизоров.
Слайд №13: видеоролик «Америка под ударом»
Жертвами этой страшной трагедии стали 2977 человек. Погибли граждане США и еще 91 государства.
Учащийся:
А я хочу сказать, что в России за период с 1995 по 2006 год произошло 55 террористических актов, в которых пострадало более 20 тысяч граждан, погибло 1802 человека. Наиболее страшные:
Взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске с 04 по 16 сентября 1999 (погибло 289 человек);
Взрыв на стадионе в Грозном в день Празднования Дня Победы в 2002 году;
Захват заложников в Московском Театральном центре на Дубровке в октябре 200 года (погибло 150 человек);
Захват заложников в школе №1 города Беслана 1 сентября 2004г. (всего было захвачено 1120 человек, во время штурма погибло 330 человек, из них 186 детей).
Перечень подобных злодеяний международных террористов можно еще долго продолжать.
Преподаватель:
Сегодня, мы живем в очень сложном, противоречивом мире, когда человечество столкнулось с очень сложными проблемами. И они не могут оставить равнодушными ни одного человека. Мы все мечтаем о мирном и благополучном будущем. А в каком мире вы хотите жить? Поделитесь, пожалуйста, своими мечтами о том, каким хотите видеть современный мир. Задание домой: напишите эссе на тему: «Будущее человечества: каким я его вижу»
Обобщение материала (выводы по рассматриваемым вопросам плана урока)
Подведение итогов урока (оценка работы учащихся на уроке)
Домашнее задание:
Прочитайте тексты следующих учебников:
Бердичевский Л.М., Ладыченко Т.В. Всемирная история, Запорожье, 2001, с. 522-531;
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание, Москва, «Просвещение», 2016, с.93-99
Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. Всеобщая история, 11 класс, Москва, «Просвещение», 2016, с.266-277
Написать эссе на тему: «Будущее человечества: каким я его вижу»;
Подготовиться к итоговому уроку тематического оценивания.