Урок истории в10 классе по теме ««Культурная революция» в России в начале XVIII в.»
10 класс Тема ««Культурная революция» в России в начале XVIII в.»
Педагогические цели:
способствовать ознакомлению с особенностями внутренней политики Петра I в области культуры;
содействовать формированию представлений об изменениях в России, произошедших во время петровских преобразований;
создать условия для развития УУД:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме об особенностях российского просвещения при Петре I; основных достижениях и направлениях культуры России в первой четверти XVIII в.; новшествах в быту;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, анализ петровских преобразований и их влияние на современноке общество.
Тип и вид урока: комбинированный
Основное содержание темы. Особенности российского просвещения при Петре I. Культура народов России и ее связи с европейской культурой. Новшества в быту. Наука. Академия наук. Общественная мысль. Художественная культура
Основные понятия: обмирщение, традиционный уклад, ассамблея, цифирные школы, кунсткамера;
личности: М. Ломоносов, Л. Магницкий, Ф. Прокопович, И. Посошков, И. Устинов, М. Земцов, Д. Трезини, И. Никитин, А. Матвеев, Г. Головкин;события: 1700 г. - переход на новое летосчисление, 1725 г. - создание Академии наук.
Уметь: характеризовать преобразования Петра I; высказывать свое мнение, аргументировать его; проводить поиск исторической информации в источниках различного типа; готовить сообщения; анализировать документ
Образовательные ресурсы: 1) учебник: История. История. История России. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. В 2 ч. Ч.2/ А.А. Левандовский; под ред. С.П. Карпова. -М.: Просвещение, 2014.
2) Коваль Т.В. 2.История. История России. С древнейших времен до конца XIX века. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Т.В.Коваль, Н.С. Борисов, А.А. Левандовский.- М.: Просвещение, 2014.
3) Презентация «Россия в XVIII в.»
План
Орг. момент.
Актуализация знаний учащихся.
Изучение нового материала
1) Новшества в быту.
2) Образование и просвещение.
3) Наука.
4) Общественная мысль.
5) Художественная культура.
Закрепление с. 43 работа с документом «Историк XIX в. М.П.Погодин о значении реформ Петра I», в. 5 с.44
Д/з §§ 4, с.41-42 вопросы, подготовиться к тестированию, характеристика Петра 1 (С6)
Ход урока
I.Орг. момент.
II.Актуализация знаний учащихся.
Работа по карточкам (одна часть класса), другая работанет по анализу исторических источников «Указ Петра I сенату. 2 марта 1711 г.», «Берг-привилегия». 1719 г.
III.Изучение нового материала.
1) Новшества в быту.
Объяснение учителя с опорой на презентацию «Россия в XVIII в.» и знания учащихся.
2) Образование и просвещение.
3) Наука.
4) Общественная мысль.
5) Художественная культура.
IV.Закрепление с. 43 работа с документом «Историк XIX в. М.П.Погодин о значении реформ Петра I», в. 5 с.44
10 класс Тема «Начало правления Петра I. Реформы Петра I» Карточка №1
1. Объясни термины: Боярская дума, стрелецкое войско, бунт, потешные полки, рекрутчина.
2. Ответь на вопрос: Какие новые явления в сфере экономики и государственного управления появились в России в XVIII в.? 10 класс Тема «Начало правления Петра I. Реформы Петра I» Карточка №1
1. Объясни термины: Боярская дума, стрелецкое войско, бунт, потешные полки, рекрутчина.
2. Ответь на вопрос: Какие новые явления в сфере экономики и государственного управления появились в России в XVIII в.?
10 класс Тема «Начало правления Петра I. Реформы Петра I» Карточка №2
1. Объясни термины: подушная подать, Великое посольство, мануфактурное производство, протекционизм, меркантилизм
2. Ответь на вопрос. Какие изменения произошли в организации российской армий и флота в XVIII в.? Чем они были вызваны? 10 класс Тема «Начало правления Петра I. Реформы Петра I» Карточка №2
1. Объясни термины: подушная подать, Великое посольство, мануфактурное производство, протекционизм, меркантилизм
2. Ответь на вопрос. Какие изменения произошли в организации российской армий и флота в XVIII в.? Чем они были вызваны?
10 класс Тема «Начало правления Петра I. Реформы Петра I» Карточка №3
1. Объясни термины: Сенат, фискалы, коллегии, Синод, император
2.Ответь на вопрос. Какие изменения произошли в отношении церкви и государства в XVIII в.? Чем они были вызваны? 10 класс Тема «Начало правления Петра I. Реформы Петра I» Карточка №3
1. Объясни термины: Сенат, фискалы, коллегии, Синод, император
2.Ответь на вопрос. Какие изменения произошли в отношении церкви и государства в XVIII в.? Чем они были вызваны?
10 класс Тема «Начало правления Петра I. Реформы Петра I» Карточка №4
1. Кто эти исторические личности, какую роль они сыграли в жизни Российского государства в конце XVII-начале XVIII в.: Н. Нарышкина, Софья, Иван, Ф. Лефорт, А. Меншиков, Е. Лопухина? 10 класс Тема «Начало правления Петра I. Реформы Петра I» Карточка №4
1. Кто эти исторические личности, какую роль они сыграли в жизни Российского государства в конце XVII-начале XVIII в.: Н. Нарышкина, Софья, Иван, Ф. Лефорт, А. Меншиков, Е. Лопухина?
10 класс Тема «Начало правления Петра I. Реформы Петра I» Карточка №5
1. Когда произошли данные исторические события: правление Петра I, Великое посольство, «правильный» рекрутский набор, указ о единонаследии, первая подушная перепись населения.
2. Ответь на вопрос. Кратко охарактеризуй, какие изменения в управлении государством произошли при Петре I? 10 класс Тема «Начало правления Петра I. Реформы Петра I» Карточка №5
1. Когда произошли данные исторические события: учреждение Сената, создание коллегий, учреждение Синода, - губернская реформа, провозглашение России империей, Петра I императором, Табель о рангах.
2. Ответь на вопрос. Кратко охарактеризуй, какие изменения в управлении государством произошли при Петре I?