Методическая разработка урока истории на тему Россия на пороге XVIII века


Технологическая карта урока истории
Класс – 7
Тема урока. Россия на пороге 18 века.
Цель урока. Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже 17-18 веков. 
Задачи урока. Выявить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.
Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.
Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками. 
Тип урока: изучение нового материала, урок целевого применения изученного.
Методы: объяснение, самостоятельная работа с учебником и историческими источниками.
Оборудование и методическое обеспечение:
Компьютеры; операционная система Windows;
мультимедийный проектор и экран;
ЦОР мультимедийная презентация по теме.
Этапы урока Ход урока Формируемые УУД
Орг. момент. Целевая установка на урок Мотивация. Открытие нового знания 1.После смерти царя Алексея Михайловича править стал его сын – Фёдор (1676-1682).
Нововведения: к Боярской Думе добавилась Расправная палата. В уездах большим начальником был местный епископ.
Прекратил войну с Османской империей.
Провел военную реформу:
- в стране учреждено 9 военных округов(разрядов), из которых набирались солдатские, конные рейтарские и гусарские полки:
- пехоту обучали на западноевропейский манер.
Отмена местничества – продвижение по службе по личным заслугам. Роль знатных родов закреплена в «Бархатной книге».
Изменение налогообложения:
- один налог «стрелецкие деньги» брали с каждого тяглого двора, различный в разных районах в зависимости от экономики.
Царь давал кредиты. Оживилась торговля. Введение европейского платья.
1682 г. – восстание стрельцов. Повод – провозглашение царем Петра в обход старшего Ивана.
1682 г. – провозглашение царями Ивана и Петра при регентстве царевны Софьи.
2.Самостоятельная работа с текстом учебника стр.127-128:
1 гр. – внутренняя политика Софьи Алексеевны,
2 гр. – внешняя политика Софьи Алексеевны,
3 гр. – вопрос 3 стр. 130.
В. Голицын. Фактический правитель России в период регентства Софьи.
При его поддержке открыта Славяно-греко-латинская академия (1687).
3.Воцарение Петра.
Работа с источником стр.130, 128. Как историк характеризует Петра?
Пётр любил физический труд, увлекался военными играми: создал два потешных полка – Преображенский и Семёновский, выстроил пушечную флотилию.
В 1689 г. Пётр женился. Осложнение отношений с Софьей. Заточение Софьи в монастырь, казнь её окружения, ссылка В.В. Голицына. Коммуникативные: Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;
Планирование учебного сотрудничества.
Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;
Регулятивные: Выполнение пробного учебного действия.
Познавательные: Извлечение необходимой информации из текста, определение основной информации.
Анализ объекта с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей.
Регулятивные: Контроль и коррекция результатов своей деятельности. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения.
Коммуникативные: Сотрудничество при работе в парах.
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Коммуникативные: Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.
Закрепление Охарактеризуйте положение России в начале 17 века.
Регулятивные: Контроль и коррекция результатов своей деятельности.
Рефлексия Самооценка деятельности Итог, домашнее задание Параграф 18, сообщения «Необычный царь Пётр», «Великое посольство», «Летопись борьбы русских за крепость Азов на протяжении 17 века»