Формирование положительной мотивации в учебной деятельности.

Формирование положительной мотивации
в учебной деятельности.


Мотив – это то, что побуждает к действию.
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Мотивационную сферу можно разделить на:
познавательная социальная
Мотивационная сфера определяется:
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению.
Мотив учения –внутреннее личностное побуждение к действию. Постановка целей –Через постановку целей воплощаются мотивы учения.  Эмоции – Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.  Интересы - познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению.
Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации:
Содержание учебного материала;
Организация учебной деятельности;
Коллективные формы учебной деятельности;
Оценка учебной деятельности;
Стиль педагогической деятельности учителя.
Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, - тем сильнее будет его влияние на детей .
Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил это обаяние. Как только нравственное доверие потеряно, тотчас же и слово учителя теряет свою силу, и то, что прежде охотно и радостно делалось – единственно из любви и уважения к нему, достигается уже не иначе как школьной тиранией, наказаниями и принуждениями. Н.А. Добролюбов
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ХАРАКТЕР ЕГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИКУ-фактор мотивации.
УЧИТЕЛЬ!!!Личный пример!!!(само-образование,развитие,совершенствование)
Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем:
эмоциональные:
удовлетворение желания быть значимой личностью.
познавательные:
активизация познавательных интересов;
опора на жизненный опыт обучающегося;
волевые:
предъявление учебных требований;
формирование ответственного отношения к учению;
необходимость преодолеть познавательные затруднения;
прогнозирование будущей деятельности.
социальные:
развитие желания быть полезным обществу;
заинтересованность результатами коллективной работы.

Формирование мотивации на отдельных этапах урока:
Этап вызывания исходной мотивации:
актуализация предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над пред..»),
мотив неудовлетворённости («но не усвоили ещё»)
усилить мотив ориентации на предстоящую работу («нам это необходимо для..»)
Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации:
ориентация на познавательные (несколько способ решения, чередование лёгких и сложных) и социальные (разные способы сотрудничества) мотивы.
Этап завершения урока:
положительный, личный опыт для каждого,
положительная установка на дальнейшее учение,
адекватная само- и учительская оценка.
Учитель=психолог Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников. Для этого необходимо вести целенаправленную работу по формированию мотивации и умения учиться при помощи:
совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
выбор средств, адекватных цели;
учет возрастных особенностей школьников;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Т.е. использование активных педагогических технологий.
Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах.
КИТ 1
Ощущение самостоятельности поиска:
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
КИТ 2
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»
(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
КИТ 3
Ощущение компетентности:
«У меня это получается, я понял, я умею!»
Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Таким образом, мотивированность – самостоятельность и ответственность, умение прогнозировать, умение делать ответственный выбор и, как следствие, - быть успешным.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15