Внеклассного занятия по литературе «Подвиг честного человека». (памяти Н.М.Карамзина)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоульяновская средняя общеобразовательная школа №1
Ульяновская область город Новоульяновск
Методическая разработка
внеклассного занятия по литературе
«Подвиг честного человека».
(памяти Н.М.Карамзина)
Учитель Фасхутдинова Наталья Владимировна
(высшая квалификационная категория)
2015 – 2016 учебный год
Тема учебного занятия: «Подвиг честного человека».
Тип учебного занятия: комбинированный
Цели занятия:
Обучения – сформировать у школьников знания, умения самостоятельно работать с источниками информации;
Развития – способствовать развитию аналитических способностей учащихся, их словарного запаса;
Воспитания – способствовать развитию у школьников коммуникативной культуры, интереса к культурно - историческому наследию родного края.
Содержание знаний и умений:
знать: факты биографии Н.М.Карамзина.
уметь: выражать свои мысли точно и лаконично, взаимодействовать в коллективе.
Методы: самостоятельная работа, беседа, проблемно-поисковый, презентация, рефлексия.
Средства: портрет Н.М.Карамзина, слайды, листы-информаторы, вопросы.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Форма организации учебного занятия: диалог поколений.
Эпиграф:
Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны
(А.Т.Твардовский)
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Любовь к Родине – главная составляющая духовности, и эта любовь начинается с тщательного изучения культурно - исторического наследия, оставленного нам предшествующими поколениями.
История Отечества – лучший учитель. Вспомним слова великого поэта А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот отличительная черта , отличающая образованность от дикости»; «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»; «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хоте бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, как нам Бог её дал».
- Что вы понимаете под культурным наследием?
«Каждый человек обязан знать среди какой красоты и нравственных ценностей он живет. Иначе он становится нравственно слепым и глухим».
«Память основа совести и нравственности, память основа культуры. Хранить память, беречь память это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память является важнейшим нашим богатством».
( Д. С. Лихачев)
Перед работой с информационными листами
Слово учителя:
В декабре нынешнего года исполнится 249 лет со дня рождения великого нашего земляка, историка, журналиста, писателя Н.М.Карамзина.
Для каждого великого писателя или учёного когда-нибудь наступает «его время». Сегодня пришло время Карамзина.
«Мы одно любим, одного желаем: любим Отечество; желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не изменится никогда твердое основание нашего величия; да правила мудрого Самодержавия и Святой Веры более и более укрепляют союз частей; да цветет Россия... по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой!”Н.М. Карамзин. История государства Российского. Предисловие, Декабря 7, 1815
Современность Карамзина не подлежит сомнению. Мудрый философ, он пришёл к глубокому убеждению, что величие государства Российского зиждется на единстве трёх составляющих: «мудром Самодержавии», «Святой Вере» и «народности». Всякий его постулат, всякая идея служили и служат делу укрепления мощи любимого Отечества. Важно и то, что Карамзин учит власть предержащих следовать «правилу государственной нравственности», которое состоит в уважении к предкам и ответственности перед потомками.
I. Вызов (вопросы).
1. Кто это?
2. Когда и где жил?
3. Чем занимался?
II. Составление кластеров.
1. Кто или что оказало влияние на становление личности?
2. Чем увлекался?
3. Какие проблемы волновали?
III. Ключевые выражения.
1. Волга – «священнейшая в мире».
2. Книги из «жёлтого шкапа».
3. Гордость дворянская.
4. Человек сотворён для добродетели.
5. Уроки нравственности.
IV. Утверждения.
1. От родителей Карамзин унаследовал распущенность, леность, равнодушное отношение к людям.
2. К сожалению, у Николая Михайловича отсутствовало чувство собственного достоинства.
3. Карамзин утверждал, что человек уже от рождения патриот и воспитывать патриотизм совсем не обязательно.
4. Он преобразовал русский язык, приблизив его к живой, естественной разговорной речи.
V. Рефлексия.
1. Чем интересен Н.М.Карамзин для современного человека?
2. В чём величие Н.М.Карамзина?
3. Как современный человек может доказать свою любовь к Родине?
4. Какие жизненные ситуации можно сопоставить с подвигом?
5. Легко ли быть сегодня честным?
План учебного занятия.
Элементы внешней структуры учебного занятия
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
Методы деятельности
Средства деятельности
Формы деятельности
1
2
3
4
5
6
I. Вводная часть
Проверяет готовность учащихся к уроку
Готовятся к уроку
фронтальная
II. Основная часть.
1. Подготовка к основному этапу урока. Вызов.
Организует целеполагание.
Организует учащихся на принятие вызова
Определяют и принимают цель урока.
Предполагают:
1. Кто это?
2. Когда и где жил?
3. Чем занимался?
Беседа
Тема занятия.
Эпиграф.
Слайд №1
«Портрет Н.М.Карамзина».
Вопросы.
фронтальная
2.Мозговой штурм. Актуализация знаний
Объясняет, кто это
Проверяют свои предположения
Беседа
Слайд №1
«Портрет Н.М.Карамзина».
«Памятник Н.М.Карамзину».
фронтальная
3. Составление кластеров (карта мысли)
Предлагает ответить на вопросы
Высказывают свои предположения
Беседа
Слайды-вопросы:
1. кто или что оказало влияние на становление личности Н.М.Карамзина
2. Чем увлекался?
3. Какие проблемы волновали?
фронтальная
4. Работа с ключевыми выражениями
Предлагает составить устный рассказ
составляют устный рассказ
Самостоятельная работа, беседа
Ключевые выражения
групповая
5. стадия осмысления
а) анализ текста
Раздаёт информационные листы (сведения из биографии и творчества Н.М.Карамзина
Читают информацию
Самостоятельная работа
Листы-информаторы
индивидуальная
6. Составление маркировочной таблицы
Контролирует понимание и систематизацию знаний
Анализируют текст
Самостоятельная работа
Листы-информаторы, слайд.
У – это мне известно;
! – это интересно или важно;
? – непонятно, есть вопрос
индивидуальная
7. Работа с утверждениями
Предлагает прокомментировать утверждения
Объясняют, что верно и не верно в данных суждениях
Проблемно-поисковый
Слайд с утверждениями
фронтальная
8. Работа с ключевыми выражениями
Предлагает вновь составить устный рассказ с ранее предложенными ключевыми выражениями
составляют устный рассказ
Самостоятельная работа, беседа
Слайд с ключевыми выражениями
групповая
III. Рефлексия
Предлагает вопросы
Отвечают на вопросы по желанию
Проблемно-поисковый
Слайд с вопросами
индивидуальная
IV. Подведение итогов
Анализирует и оценивает успешность достижения цели занятия
Высказывают своё мнение о достижении цели занятия и его успешности
беседа
фронтально,
индивидуально
ђЗаголовок 1ђЗаголовок 2ђЗаголовок 3ђЗаголовок 4ђЗаголовок 5ђЗаголовок 6ђЗаголовок 7ђЗаголовок 8ђЗаголовок 915