Антуан де Сент-Экзюпери Сказка «Маленький принц» Материалы к урокам литературы в 6 классе
Антуан де Сент-Экзюпери
Урок 1. Антуан де Сент-Экзюпери. История создания сказки «Маленький принц».
Мир детства в сказке
I. Антуан де Сент-Экзюпери. История создания сказки «Маленький принц»
Методические замечания
«Маленький принц» произведение, бесспорно достойное внимания учителя и детей; в учебнике предложен не полный текст, а лишь отрывки (главы IIII, VIIIX), к тому же программа указывает, что это произведение для внеклассного чтения. Однако надеяться на то, что дети самостоятельно прочитают всю сказку, опрометчиво. Если же педагог найдет возможность, то прочитает с детьми весь текст: в этой сказке исключительную важность имеет звучание слова, доверительная интонация. Проникновенный голос учителя, атмосфера таинственности и душевности запоминаются детям, побуждают их самостоятельно прочитать сказку.
При работе с текстом будем пользоваться уже ставшим классическим переводом Норы Галь (учебник дает отрывки именно в этом переводе).
Традиционно начинают знакомство с новым произведением с сообщения некоторых фактов биографии автора. В нашем случае стоит озвучить только самые необходимые факты, без которых современным детям трудно понять коллизию сказки. В учебнике дана достаточно обширная биографическая статья (с. 279282, ч. 2), ее можно предложить детям для самостоятельного ознакомления.
Слово учителя
Давайте вспомним сказки народные и литературные. Иван-царевич уходит из дома искать свою Царевну-лягушку. Красная девица идет искать своего любимого Финиста ясного сокола. Руслан отправляется на поиски похищенной Черномором княжны Людмилы. Если любишь, то готов сделать все ради любимого, готов отправиться за ним на край света, искать его в тридесятом государстве.
Но в сказке, которую мы будем читать сегодня, все происходит наоборот: принц отправляется из дома, но не на поиски возлюбленной он уходит от той, кого любит, но не для того, чтобы совершать подвиги и завоевать сердце возлюбленной. Так почему же он уходит?
Прежде чем подумать над этим вопросом, давайте запишем название сказки и имя ее автора.
(Запись на доске и в тетрадях.)
Автор этой книги был летчиком. Однажды его самолет сломался, и он вынужден был совершить посадку в Сахаре. «Ну и что?» скажете вы. Если в наше время летчик совершит вынужденную посадку, он тут же по рации доложит об этом и ему на помощь вылетит вертолет с механиками и врачами. Даже если сломается рация, есть мобильный телефон. Если и телефон не сработает, то в воздух поднимется поисковая эскадрилья, и пропавший самолет будет найден. Все это так.
Но семьдесят лет назад все было по-другому. Мобильных телефонов не было. Связь по рации была возможна далеко не везде (и уж точно не над Сахарой). Найти один маленький самолет, рассчитанный на одного пилота, в огромной Сахаре было почти невозможно. Починить мотор самолета своими силами значило совершить чудо. Сент-Экзюпери сделал это. Он вернулся в свою любимую Францию и написал несколько прекрасных повестей. Но самой знаменитой стала небольшая сказка под названием «Маленький принц».
II. Мир детства в сказке
Чтение и обсуждение
Учитель читает главы IIII (с. 283291, ч. 2 учебника). Из главы IV на занятии можно прочитать только первое предложение, затем VIX главы (в учебнике даны VIIIX главы, с. 291299, ч. 2).
Узнать о том, как ребята восприняли произведение, и обсудить его содержание можно по-разному: либо после каждой прочитанной главки, либо после окончания чтения всех запланированных глав. Выбор учитель сделает исходя из настроя и психологического состояния детей. Порой, слушая хорошее чтение «Маленького принца», дети входят в некое состояние, когда не стоит нарушать их задумчивости. Атмосфера доверия и душевной близости, которая возникает при чтении этой сказки-притчи, исключительно ценна для детского творческого коллектива.
Если останется время, можно поразмышлять вместе с детьми над тем, какой была роза, почему она была такой капризной, почему Маленький принц решил «бежать» и как он сейчас относится к своему решению. Некоторые сочтут, что подобные вопросы слишком сложны для шестиклассников. Но не стоит забывать, что дети порой живут в семьях с непростыми отношениями между родителями, и вопросы, которые ставит перед детьми жизнь, часто гораздо сложнее школьных вопросов. Если мы сможем помочь им найти позитивные ответы хотя бы на некоторые из них, это будет уже хорошо.
Не будем стремиться к однозначным выводам и оценкам: гораздо более ценно, чтобы дети научились подтверждать свои мысли словами текста; а еще правильнее находить в тексте ключевые слова и фразы и на их основе уже делать выводы.
Домашнее задание
Прочитать XXV главы «Маленького принца». Принести книгу на урок.
Урок 2 Астероиды и их жители: в чем смысл этих образов? Маленький принц на планете Икс
Урок развития речи
I. Астероиды и их жители: в чем смысл этих образов?
Обсуждение
Обсуждение должно быть эмоциональным, ярким и доверительным: только так мы сможем подготовить к самостоятельной творческой работе.
Сначала вспомним содержание XXV глав «Маленького принца».
На каких планетах побывал Маленький принц?
На доске и в тетрадях можно начертить схему пути Маленького принца.
Астероид 325 (первая планета), житель: король.
Астероид 326 (вторая планета), житель: честолюбец.
Астероид 327 (третья планета), житель: пьяница.
Астероид 328 (четвертая планета), житель: деловой человек.
Астероид 329 (пятая планета), житель: фонарщик.
Астероид 330 (шестая планета), житель: географ.
Словарная работа
Честолю
·бец излишне честолюбивый человек.
Честолюбъвый склонный к честолюбию.
Честолю
·бие жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.
Что узнал Маленький принц о своих соседях?
Какие чувства у него вызвали их высказывания?
Как вы думаете, какие мысли он вкладывал в слова: «Право же, взрослые очень странные люди»?
Почему он решил отправиться на Землю?
Дети уже знают, что такое символы, и смогут сами (или при помощи учителя) прийти к выводу, что фигуры обитателей планет символичны. Каждый из жителей обозначает один из типов людей. Перед нами не сказка, а притча (обращаемся к «Краткому словарю литературоведческих терминов» в учебнике, с. 311, ч. 2).
Обучение выразительному чтению
Предложим детям выбрать одну из глав для выразительного чтения (возможно, по ролям) и объяснить свой выбор. Пусть выскажется каждый ребенок: почему ему кажется, что именно названную им главу надо прочитать вместе на занятии, почему именно она самая важная?
Распределяем роли, обсуждаем интонации и читаем. Если дети читают недостаточно хорошо, то лучше взять XI главу (про честолюбца).
II. Маленький принц на планете Икс
Самостоятельная творческая работа
Давайте попробуем стать соавторами Антуана де Сент-Экзюпери. Пусть каждый из вас придумает свой астероид (или планету). Кого бы вы на нее поселили? Как будет жить ваш герой?
Как он встретится с Маленьким принцем?
На последний вопрос можно не отвечать: для некоторых учеников достаточно будет того, что они придумают персонажа и обстановку планеты.
Предложим детям раскрыть свои тетради и написать о придуманной планете.
Сделать это очень непросто. Кто-то может сказать: «Я дома напишу». Но если ученик не может сосредоточиться здесь и сейчас, значит, он не сможет сосредоточиться и подтолкнуть к работе свое воображение и дома (конечно, встречаются и исключения из этого правила). Главная задача учителя создать творческую атмосферу, в которой детям захочется поделиться своими сомнениями, потому что обитатель планеты, избранный ребенком, часто становится персонификацией детской проблемы или проблемы семьи ребенка.
Может быть, кто-то из детей нарисует своего персонажа и устно расскажет о его жизни. Пусть учитель не будет догматиком, поможет детям выбрать наиболее подходящие формы выражения своих мыслей и стимулирует их литературное творчество.
При чтении и обсуждении детских работ будем помнить о такте. Представление «своих» планет может состояться на следующем занятии.
Домашнее задание
Завершить рассказ о планете Икс.
Урок 3 Маленький принц на планете Земля. «А как это приручить?»
«...Зорко одно лишь сердце»
I. Проверка домашнего задания
Ученики представляют свои творческие работы «Маленький принц на планете Икс».
II. Маленький принц на планете Земля. «А как это приручить?» «...Зорко одно лишь сердце»
Комментированное чтение
Мы предлагаем читать сказку (главы XVIXXI) на уроке вслух, отвечая на те вопросы, которые могут возникнуть у детей, выписывая ключевые фразы. Глава XXI в этом отношении основная: многие высказывания из нее уже стали неотъемлемой частью нашей культуры.
Главы ХVIXVII
Человечество на планете Земля: «Люди занимают на Земле не так уж много места». Змея символ ухода: «Я решаю все загадки».
Глава XVIII
Люди с точки зрения цветка: «У них нет корней это очень неудобно».
Главы ХIXXX
Разрушение иллюзий: Маленький принц узнает горы и попадает в сад, полный роз: «Какой же я после этого принц?..»
Глава XXI
Маленький принц и Лис.
Отметим ключевые фразы и попросим детей дома выписать эти слова себе в тетрадь.
* «Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете.И я буду для тебя один в целом свете...»
«Узнать можно только те вещи, которые приручишь... <...> Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!»
«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
«...Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу».
Домашнее задание Выписать в тетрадь выделенные ключевые слова. Дочитать сказку «Маленький принц» до конца. Выбрать из оставшихся глав (XXIIXXVII) главу, которая кажется самой важной, подготовить ее выразительное чтение.
Урок 4 Дружба и прощание летчика и Маленького принца. Афористичность текста сказки
I. Дружба и прощание летчика и Маленького принца
Попросим детей поделиться впечатлением, которое на них произвели последние главы сказки. Окончание сказки глубоко и тонко по содержанию, поэтому здесь невозможно дать точных рекомендаций по проведению урока: надо действовать исходя из эмоционального состояния учеников. Возможно, это будет чтение учителя или детей, может быть, пересказ, может быть, беседа по ключевым фразам или письменная работа мини-сочинение на тему «Читая сказку „Маленький принц“...». Возможно, дети найдут стихи и песни, посвященные образу Маленького принца (как, например, песня на слова В. П. Крапивина «Улетали летчики искать врага...»), подготовят их прослушивание или исполнение.
II. Афористичность текста сказки
Самостоятельная работа
Предложим детям выписать из последних глав сказки выражения, которые звучат как афоризмы. Такая работа развивает языковое чутье, расширяет словарный запас и помогает ощутить символичность текста.
* Афоръзм краткое выразительное изречение.
Детям с недостаточно хорошей техникой чтения можно ограничить задание одной-двумя главами. Это же можно сделать при ограниченности времени.
В конце урока выделим пять семь минут на то, чтобы услышать, какие выражения выписали дети.
Примеры
Глава XXIII
«Будь у меня пятьдесят три минуты свободных... <...> я бы просто-напросто пошел к роднику».
Глава XXIV
«Вода бывает нужна и сердцу».
«Знаешь, отчего хороша пустыня? <...> Где-то в ней скрываются родники...»
«Будь то дом, звезды или пустыня самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами».
«Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить...»
Глава XXV
«Мы разбудили колодец, и он запел...»
«Вода эта была не простая. Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилия моих рук. Она была как подарок сердцу».
«Но глаза слепы. Надо искать сердцем».
«Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать».
Глава XXVI
«Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают».
«Но это все равно что сбросить старую оболочку. Тут нет ничего печального...»
Домашнее задание
Прочитать статью учебника о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери (с. 279282, ч. 2) или другие статьи об этом писателе.
15