Урок литературы в 6 классе Мир детей и взрослых в философской сказке-притче Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц

Урок в 6 классе.

«Мир детей и взрослых в философской сказке-притче Антуана де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»».

Общая дидактическая цель: воспроизведение и осмысление художественного текста.

Образовательные цели:
осознать и осмыслить идейное содержание сказки;
учить анализировать художественное произведение;
познакомить с личностью писателя.

Развивающие цели:
развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо);
развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Воспитательные цели:
воспитывать культуру речи учащихся;
воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру;
воспитывать доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказке, музыкальные композиции.




















Ход урока.

На доске написаны эпиграфы:

Одни только дети знают, чего ищут.

А. де С.-Экзюпери


Истинно говорю вам, если не будете как дети,
не войдете в Царство Небесное.

Библия. Евангелие от Матфея

I.
Вед:
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством французского писателя А. де Сент – Экзюпери, Сент – Экса, как называли его друзья, жизненным кредо которого был принцип: «Я за все в ответе». Я надеюсь, что в будущем вы обязательно прочитаете его книги «Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей».
А сегодня мы снова попадем в Звездную страну, окунемся в поэтический мир его светлой сказки «Маленький принц».
(Звучит песня М. Таривердиева на стихи Н. Добронравова «Маленький принц»)

По жанру «Маленький принц» - это философская сказка-притча. В чем же специфика этого жанра?
(Притча – малый дидактико-литературный жанр, заключающий в себе поучение. Аллегория – иносказание. Вспомните Притчи библейские.)

Философия – наука о вечных проблемах бытия: жизни, любви, дружбе, долге, смерти. Поистине, эту лирическую повесть можно назвать библией доброты и мудрости.
Главными героями сказки являются взрослый человек и маленький мальчик. Взрослые и дети Как часто не понимают они друг друга, говоря почти на разных языках. Что же их разделяет? Возраст? Взгляды на жизнь? Заботы? И как сделать их ближе друг к другу, терпимей, добрее? На эти вопросы поможет ответить сказка

II.
Объявление темы урока. Запись темы, эпиграфов.
Почему же, «чтобы выйти в Царство Небесное» нужно быть «как дети»? И на этот вопрос нам предстоит найти ответ

III.
С первых же страниц книги, уже в «посвящении» содержится противопоставление понятий: «взрослость» и «детскость».

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Детство у Экзюпери – понятие не хронологическое, а психологическое, нравственное.
Человек может в пять лет быть маленьким старичком и в семьдесят лет сохранить чистоту мировосприятия, искренность и прямоту детства.

- Как вы думаете, кому адресовал А. де С - Экзюпери свою сказку?
(Тем, кто способен увидеть удава в шляпе, кто имеет богатое воображение, умеет мечтать.)

В далёкой Сахаре встречаются два человека: лётчик с планеты Земля и маленький златокудрый мальчик с астероида Б-612. Встречаются 2 одинокие души.

- Почему лётчик, живущий среди людей, чувствовал себя одиноким?
(Он не такой как все. Нет людей, которые его понимают, с кем бы он мог поговорить по душам.)

Итак, наш главный герой – взрослый человек с душой ребенка. А какая она, детская душа?
(Чистая, безгрешная. Дети воспринимают мир, как чудо. Они умеют по-настоящему радоваться солнечному лучу, пушистому одуванчику, дождевой капле, снежинке, севшей на ладошку. Дети видят мир в истинном свете, не считаясь с их практической пользой. Мир детства наполнен яркими красками, волшебными звуками)
(Звучит песня «Маленькая страна», сл. и муз. И.Николаева)

Человеку с детской душой нелегко во взрослом мире, в котором царят совершенно другие ценности.
(«Странные люди эти взрослые». – В чем же их «странность»?
Взрослые очень любят цифры! Судят о человеке по внешнему виду. Они утратили способность видеть истинную ценность вещей: пустяки кажутся им важным, а главного они не видят.
Они кажутся себе очень серьёзными. Вместо того, чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, беречь свою планету, они тиранят друг друга, ведут войны, погрязли в зависти.)

А ведь жить нужно совсем по-другому! Маленького принца никто не учил, но он интуитивно чувствовал, как нужно жить.

(Он был хозяином на своей планете. У него было твёрдое правило: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».)

О чем говорит нам эта привычка? Как Маленький принц приводил в порядок свою планету?
Но Маленькому принцу нужно было ещё многое понять, многому учиться. С появлением на его планете розы он узнаёт о более сложных отношениях, объяснить которые он пока не может. Он любит розу, заботится о ней, но она причиняет ему боль и страдания своими капризами. Так, впервые познав чувство любви, он познает и чувство душевной боли.
Ему нужно научиться любить! Здесь начинает действовать художественный прием путешествия. Отправившись в дорогу, вместе с перелётными птицами, Маленький принц посетит 6 планет, каждую из которых населяет только один человек. Как вы думаете, почему?
(Автор хочет показать разные проявления взрослости, разные типы взрослых людей.)

1 планета





2 планета



3 планета





4 планета





5 планета







6 планета




Вывод: «Странный народ эти взрослые», - говорит в растерянности Маленький принц. Он не нашел ответов на свои вопросы. Географ советует Маленькому принцу посетить планету Земля, нашу с вами планету.
- Что же представляет собой Земля?
(все кружочки вместе)

(прочтите отрывок из главы XVI «Земля – планета не простая!»
и из главы XVII «Люди занимают на Земле не так уж много места»)


Земля вся наполнена взрослыми, а это значит, что на ней во много раз больше тех страстей – пороков, о которых мы говорили.
И всё же – она прекрасна, наша с вами планета. И в первую очередь прекрасной её делают дети. (Белые кружочки – символ чистоты).

Дети – это чудо света,
Я увидел это сам.
И причислил это чудо
К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети
Трудно с ними, ну и пусть.

В наших детях – наша сила,
Внеземных миров огни,
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.




А если каждый взрослый наведёт порядок на своей внутренней планете, в своей душе, и оживит в ней воспоминания детства, наша земля станет добрей, мудрее и прекраснее.
(Звучит мелодия Рябинина М. «Остров детства»)

(Белыми кружочками закрываются разноцветные кружочки.)


Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана,
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.

Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.

В

Д

- «странность»

- чистота


- король (трон – символ власти); все люди - подданные
власть


- честолюбец (тщеславие, эгоизм); все люди - почитатели


- пьяница (безволие, безверие – деградация)


- делец (богатство, бездушие – практицизм)


- фонарщик (автоматизм: «Это полезно, потому что красиво. Он верен слову. Думает не только о себе. Но не получает удовольствия в работе, превращается в робота»)


- географ (ученый-буквоед – пустой формализм)