Конкурсное задание Методический семинар Пояснительная записка


Профессиональный конкурс
«Педагог года – 2016»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Аминева Алсу Равидовнапедагог-библиотекарь МБОУ СОШ с. РысаевоПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методический семинар по теме ««Формирование читательской культуры как условие личностного развития»
В современных условиях основной задачей общества становится формирование коммуникативно-компетентной личности, способной адекватно взаимодействовать с другими людьми на основе понимания. В связи с этим особое внимание в образовании приобретает проблема снижения у школьников интереса к книге, читательского восприятия, речевой грамотности, коммуникативной культуры.
Читательская культура - это определенный уровень сформированности ряда читательских умений и навыков: потребность в чтении и устойчивый интерес к нему, читательская эрудиция, навыки чтения, умение выразительного чтения, способность к восприятию различных литературных произведений, элементарные библиографические знания, речевое умение (слайды № 9 – 12).
Сформировать навыки чтения – одна из важнейших задач успешного обучения в школе. Ещё В. А. Сухомлинский подчёркивал, что без высокой культуры чтения нет ни школы, ни настоящего умственного труда (слайд №2).
«Литература должна стать оружием народа – грозным, как молния, и простым, как хлеб» - говорил Ж. Амаду. И сегодняшние проблемы, которые есть в каждых малозаселенных, отдаленных от центра селах и деревнях, как безработица, алкоголизм, старение населения, отсутствие досуговых центров, может помочь решить – чтение. Значит, нам надо работать над формированием читательской культуры (слайд № 3).
Эта проблема разрешима, и в этом помогает государственная политика, образовательные учреждения всех уровней и семья.
Наше Государство Российской Федерации делает все возможное для того, чтобы её будущее – дети, их родители, общественность - была читающей нацией.
Библиотеки, в том числе и школьные, обеспечиваются бесплатно книжным фондом, богатыми энциклопедиями, произведениями классиков, детской литературой, учебниками, различной медиатекой.
2003 – 2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности, а в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа ставит перед собой цель развития грамотности и культуры чтения в России, повышение интеллектуального уровня граждан страны, а значит, и её конкурентоспособности на мировой арене. Сроки реализации Программы – 2007 – 2020 годы.
Последние годы Указом президента объявлены как «Год литературы», «Год культуры», «Год Российского кино». А в основе каждого из них лежит книга. Ведь книга – это основа и культуры, и кино, это целое искусство. Главная акция Года литературы – всенародное чтение романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого, направлена на приобщение к чтению. И то, что главы романа читали люди самых разных профессий и возрастов не только в России, но и в других странах, говорит о многом!
«Этот проект доказал, что нас объединяет не только территория, на которой мы живём, не только язык, валюта – но и русская классическая литература, культура», - писала «Учительская газета».
Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение в этом нормативном документе. Формирование читательских умений младшего школьника обеспечит возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создаст основу для самообучения и самообразования и в последующих ступенях обучения.
За последние годы произошли колоссальные изменения в системе образования. Модернизация образования, введение новых стандартов требуют подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретающих необходимые знания, применяющих их на практике, умеющих творчески мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, самостоятельно работающих над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Одним из таких действий является чтение.
Чтение – это важнейшее средство формирования мыслительных способностей. Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, начиная начальной до высшей школы. Овладение чтением на разных этапах обучения способствует развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-нравственной сферы личности. Именно чтение художественной литературы развивает творческое воображение, призывает к сопереживанию, будит чувства и мысли, задаёт жизненные ориентиры, обогащает речь (слайды 4 -7).
Я, как педагог-библиотекарь, считаю, что для формирования читательской культуры учащихся необходимо воспитание у них интереса и любви к книге, чтобы он стремился общаться с ней, умел слушать, сопереживать вместе с героями, понимать и уметь анализировать художественный текст. Для этого в своей работе выдвигаю следующие задачи:
- руководить чтением детей;
- знакомить с разными произведениями детской литературы, с разными жанрами;
- развивать речь, воображение, память, фантазию;
- показать, что книга - эстетическая, духовная ценность;
- показывать связь литературы с другими видами искусства;
- привлекать каждого ученика к систематическому чтению для успешного изучения учебных предметов, развития мышления, познавательных интересов и способностей.
По новому стандарту образования выдвигаются правила - Три «Т» и три «У» :
«Требования к условиям, требования к деятельности, требования к результату» и
«Ученик – Учебник – Учитель»
Ученик – Учебник – Учитель, а любой учебник – это книга. Чтобы успешно учиться, я бы ещё добавила ещё четвёртое «У» - успех.
«Ученик – Учебник – Учитель – Успех»
Если ученик умело будет работать с учебником (литературой), а вернее с хорошим учебником, с хорошей литературой, а этим навыкам будет учить хороший учитель – педагог, то успех в обучении будет обеспечен. То есть: хороший учитель будет прививать в учениках хорошие прочные навыки чтения и работы с учебником (книгой), тогда будет достигнуто хорошее обучение, следовательно, успешный ученик.
«Хороший учебник – хороший учитель – хорошие навыки чтения – хорошее обучение – успешный ученик» - вот алгоритм и результат решения поставленной задачи.
Я не согласна с тем, когда говорят, что сегодняшняя молодежь не читает. Она читает, ещё какие книги читает! Но что сделать, если нет сто процентного охвата. В чём же это выражается?
- в возрастании числа учащихся, ограничивающихся чтением книг только по школьной программе (по рекомендации учителя), в основном любят читать младшие школьники;
- доля чтения в свободное время сокращается, чем старше ученик, тем меньше времени занимает чтение на досуге;
- изменяется характер чтения (почитать что – то легкое, развлекательное);
- чем старше школьник, тем «деловое» чтение по программе вытесняет досуговое, чтение по «душе»;
- часть школьников предпочитает чтению книг изучение сведений из Википедии, компьютерные игры, развлечения.
Библиотекой ведётся серьёзная работа по привлечению читателя к литературе и воспитанию культуры чтения. Она, приспосабливаясь к требованиям времени, находит новые активные и интерактивные формы работы. Библиотека сегодня не только храм, где слышен лишь шелест книжных страниц, а это дискуссионные клубы, встречи с писателями, обзоры новинок, литературные праздники, что изменило привычный формат. Разве важно, какое средство будет выбираться: книга или компьютер; где будет текст: на бумаге или на экране монитора, а дело в том: лишь бы читал, и что он будет читать? (слайд № 13 -16).
В целях содействия педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей стараюсь учебный процесс обеспечить всеми формами и методами библиотечного и информационного обслуживания.
Формирование читательской культуры учащихся является основой для успешного обучения не только в период школьной, но и в последующей, взрослой жизни. Современный школьный библиотекарь по своей профессии сегодня приравнен к педагогическим работникам. Он не просто «библиотекарь», а «педагог – библиотекарь»!
По современным требованиям образовательного стандарта – «человек учится всю жизнь». Наша задача – научить учиться всю жизнь, а чтение остаётся важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Для этого применяю различные формы и виды работ (слайд № 17 – 21).
Говорят, золото собирается по крупинкам. Если ведется постоянная работа с читателями, а они заинтересованы в результатах, то успех не заставляет ждать. Участие в конкурсах различного уровня и направлений, использование проектной технологии ведет к тому, что у детей развивается коммуникабельность, грамотность, общительность, повышается культура речи, обогащается словарный запас. Дети учатся работать с первоисточниками, архивными и периодическими материалами, изучают разные стили письма (слайд №22 – 27).
Но что бы то ни было, книга не уйдёт, и чтение так же. Книга или компьютер, текст бумажный или электронный, главное нас, взрослых, волнует - что же там будет написано, как будет идти процесс восприятия и понимания текста, какие знания, культуру и искусство они будут нести для юной личности.
Но надо помнить о том, что в книжном море штурвал находится в умелых руках педагога-библиотекаря.