Сценарий утренника Ах, этот дивный вальс! для 5 класса
Тематический утренник для 5 класса
«Ах, этот дивный вальс!»
Учитель Журавель Е.В.
Цель:
Ознакомить учащихся с историей возникновения бального танца «вальс», способствовать формированию познавательного интереса у учащихся.
Развивать эстетический вкус, творческие способности, расширять кругозор учащихся.
Воспитывать любовь к прекрасному, умение работать в команде.
Оборудование: проектор, электронная презентация.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня пятый класс приглашает вас на тематический утренник «Ах, этот дивный вальс!»
Вы узнаете об истории этого прекрасного танца и услышите и увидите много нового.
Итак, мы начинаем!
Под музыку, вальсируя, выходят мальчик и девочка.
1 ученик:
Я помню вальса звук прелестныйВесенней ночью в поздний час,Его пел голос неизвестный,И песня чудная лилась.Да, то был вальс прелестный, томный,Да, то был дивный вальс!Теперь зима, и те же ели,Покрыты сумраком, стоят,А под окном шумят метели,И звуки вальса не звучатГде ж этот вальс, старинный, томный,Где ж этот дивный вальс?!
Ведущий:
Вальсу уделяли внимание не только композиторы, но и писатели. Сейчас вы услышите отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»:
2 ученик:
«С хор раздались отчётливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса Отчаянное , замирающее лицо Наташи Ростовой бросилось в глаза князю Андрею « С учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе, он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой благодарной детской улыбкойОни были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо сияло восторгом счастья»
3 ученик:
О вальсе сказано немало,Он в песнях и стихах воспет,И сколько б танцев ни бывало,А лучше вальса, право, нет!
4 ученик:
А.С.Пушкин открыл вальсом бал на именинах Татьяны ЛаринойОднообразный и безумный,Как вихорь жизни молодой,Кружится вальса вихор шумный,Чета мелькает за четойКак музыкальны эти строчки, как точна характеристика вальса!
Звучит менуэт Л. Боккерини. Пара танцует менуэт
5 ученик:
Вы, наверное, удивились – только что мы говорили о вальсе, а вы увидели какой-то совсем другой танец! Дело в том, что вальс не всегда был самым известным танцем. Долгое время его место занимал менуэт – в переводе с французского «маленькие шаги», который мы вам и показали.
6 ученик:
Бальный танец вальс возник на рубеже двух веков - 18 и 19. Много времени прошло с тех пор, но до сих пор исследователи немецкой школы утверждают, что вальс произошел от австрийского народного танца лендлера, распространенного в Австрии и Южной Германии. Как же танцевали лендлер? Кавалер, выбрав понравившуюся партнершу, выводил ее в круг, вращал ее вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами.
Ведущий:
Сейчас мы посмотрим, как же танцевали этот старинный немецкий танец.
Просмотр видео «Танец лендлер»
7 ученик:
Однако французские хореографы доказывают связь вальса с живым и веселым провансальским танцем вольта.
Лендлер и вольта исполнялись, как и вальс, в размере ѕ. Вначале в вольте преобладали прыжки и энергичные подъемы ног. Позднее в танце появились элементы вращения, и даже в старинных описаниях вольты уже есть указания, что «пары вертелись как одно целое». Вольта стала называться «вольт», что в переводе означает «быстрый поворот».
Ведущий:
Вольта завоевала внимание не только европейских королевских дворов. Правительница Великобритании, королева Елизавета первая также была большой любительницей этого танца.
Просмотр видео «Танец вольта»
Знаете ли вы, что:
-к середине 16 века вольтой был увлечен весь Париж, однако графа де Соля, исполнявшего вольту при королевском дворе, считали одним из самых дерзких людей Парижа.
Знаете ли вы, что:
- Вольт благополучно пережил трех Генрихов (второго, третьего и даже вспыльчивого Генриха 4), но по настоянию известного всем кардинала Ришелье, усмотревшем в нем подрыв устоев религии и общества, был категорически запрещен Людовиком 13.
Знаете ли вы, что:
- в изданных до 1800 года книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит «вальсовая зараза». Вальс сравнивался с холерой и проказой.
Знаете ли вы, что:
- в России при Павле первом офицеров, виновных «в танцевании пляски, вальсеном именуемой», прямо с бала препровождали на гауптвахту.
Ведущий:
Вальс совершал свое победное шествие по временам и странам. Но наивысшего расцвета он достиг в сердце Европы – в городе Вена, в середине 19 века.
8 ученик:
Говоря о вальсе, нельзя не вспомнить, что огромное влияние на развитие вальса оказало творчество прославленного австрийского композитора, автора 447 вальсов – И. Штрауса – «короля венского вальса». Его оркестр исполнял вальсы в городах Европы с неизменным успехом.
9 ученик:
Игривых вальсов плавный звук,
Круженье ног, паренье рук На сказочный волшебный балНас Штраус музыкой позвал.Вот дружно струнные звучат,И вторят им тарелки в лад.Порхают пары там и тут,Всех вальсы танцевать зовут.
10 ученик:
Как его музыка светла!Как за мгновение смоглаОна всех к жизни вдохновить,Всех взбудоражить, окрылить?Он жизни силой полон былИ чувство это в звуки влил,Он в монотонность наших днейПринес кружение огней.
Ведущий:
Предлагаем вашему вниманию вальс Иоганна Штрауса «Ты, только ты!» из оперетты «Летучая мышь».
Просмотр видео.
11 ученик:
Вальсы встречаются в операх и балетах, симфониях и сюитах Чайковского, среди его фортепьянных и скрипичных пьес, романсов и песен. Чайковский обращается к вальсу очень часто, особенно в своем первом балете «Лебединое озеро», в его музыкальную ткань вплетено целых пять вальсов. Самым известным, конечно, является «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Просмотр видео «Вальс цветов» из мультфильма «Щелкунчик»
12 ученик:
Вы слушаете вальс, и вам начинает казаться, что кто-то рассказывает о большом светлом чувстве. Может быть, о зарождающейся любви. А может быть, о прекрасной природе? Так или иначе, но вальс прекрасен, изящен, лиричен, грациозен.
13 ученик:
Дойдя до наших дней, вальс сохранил свои основные черты, он сочетает широту и динамику с необычайной плавностью и легкостью, танец оказал огромное влияние на весь остальной бальный репертуар. Вальс танцуют на днях рождениях и свадьбах, на детских утренниках и выпускных вечерах.
14 ученик:
Давайте вспомним о «старинных русских вальсах»: «Дунайские волны», «Амурские волны», «На сопках Маньчжурии», «Березка», «Осенний сон» и многие другие. Под некоторые из них танцуют до сих пор.
Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен.
Выход учащихся под вальс А. Петрова из фильм «Берегись автомобиля»
НАУЧНЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Тематический утренник
«Ах, этот дивный вальс!»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
УЧИТЕЛЬ: Журавель Е.В., классный руководитель 5 класса
п. Научный, 2015
15