Рабочая программа кружка Занимательный французский 1-4 классы (34 часа -1 урок в неделю)


Пояснительная записка
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Занимательные французский» составлена в соответствии с ФГОС НОО и на основе авторской программы по французскому языку А.С.Кулигиной «Мой друг французский язык» («Просвещение», 2014г.). Программа имеет общеинтеллектуальную направленность.
Срок реализации рабочей программы кружка внеурочной деятельности «Занимательные французский» 3 года (1-4 класс), периодичность - 1 раз в неделю.
1 класс – первый год обучения
2 класс – второй год обучения
3, 4 классы – третий год обучения
Цель: знакомство с французским языком и освоение социокультурной деятельности.
Задачи:
Развитие личности школьника, его интеллектуальных и познавательных способностей, общеучебных умений, мотивации и интереса к дальнейшему изучению французского языка.
Расширение лингвистического кругозора обучающихся, способствующего общему речевому развитию.
Развитие внимания, мышления, памяти в ситуациях общения, в ходе овладения языковым материалом.
Актуальность и важность рабочей программы кружка состоит в том, что в современных условиях развития нашей страны обучение иностранным языкам рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. Приоритетность языкового образования в системе образования связана с ролью языка в жизни общества. Язык является средством познания и общения, развития и воспитания, воздействия и самореализации. Обучение иностранным языкам признаётся приоритетным направлением во всех документах Совета Европы и в новых документах об образовании. Изучение иностранного языка в младшем возрасте особенно эффективно, так как именно дети младшего школьного возраста проявляют интерес к иной культуре. Эти детские впечатления сохраняются на долгое время. Раннее обучение иностранному языку несёт в себе большой педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития ребёнка.
Рабочая программа знакомит обучающихся со многими интересными вопросами культуры речи родного и французского языков, помогает получить представление о стране изучаемого языка, осознать, что язык является основным средством общения между людьми.Основные содержательные линии программы:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
языковые средства и навыки пользования ими;
социокультурная осведомленность;
общеучебные и специальные учебные умения.
Формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника происходит на доступном уровне во всех главных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
В результате реализации рабочей программы кружка внеурочной деятельности «Увлекательный мир» обучающиеся должны уметь воспроизводить наизусть стихи, петь французские песни, понимать речь учителя и одноклассников.
Для определения результативности освоения рабочей программы предусматривается в конце каждого года открытые занятия для родителей и учителей.
Методическое обеспечение и условия реализации программы
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Занимательные французский» включает в себя различные способы и формы работы: индивидуальные, групповые, в парах. Занятия проходят в форме игры, беседы, защиты минипроекта.
Игровые технологии делают занятие интересным и увлекательным, развивают познавательный интерес и творческую, мыслительную активность. Игры помогают решить эти проблемы. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка, предполагается принятие решения: как поступить, что сказать. Дидактические игры помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным. В любой вид деятельности можно внести элементы игры, театрализации, разнообразить или обновить подход к изучению материала. В игре заложены большие воспитательные и образовательные возможности. Играя, ребята учатся, закрепляют знания, лучше усваивают лексические единицы и модельные фразы. Игра развивает у учащихся наблюдательность, способность различать отдельные свойства предметов, способствует систематизации знаний, укрепляет знания, умения и навыки, помогает обобщению пройденного материала.
Рекомендации и требования ФГОС НОО ориентированы на обеспечение наглядности процесса обучения иностранным языкам. Учёт межпредметных связей в обучении осуществляется с помощью использования тематических картинок, портретов, карт. Для развития кругозора учащихся, для формирования их познавательной и социокультурной компетенций необходимы:
- географические карты России и Франции;
- символика двух стран: флаги, гербы, денежные знаки;
- иллюстративные материалы с изображением культурных и исторических памятников России и Франции;
- открытки с видами Москвы, Петербурга, Парижа и других городов России и Франции;
- названия российских и французских праздников,
- русские и французские сувениры;
- изображения героев русских и французских сказок;
- образцы поздравительных открыток.
Для эмоционального развития младших школьников, для создания комплексной мотивации к овладению французским языком необходимы:- репродукции картин с изображением времён года, игр и внешкольных занятий ребят;
- фотографии и иллюстрации из жизни российской и французской семьи;
- диски с детскими песенками, стихами, считалками, рифмовками.
Для формирования и развития у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, для овладения способами деятельности рекомендуется:
- игрушки, ёлочные украшения;
- муляжи или изображения фруктов, овощей, цветов, деревьев;
- мячи, игрушечные телефоны, альбомы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.
Обучение предусматривает развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
Для реализации программы используются технические средства: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр; дидактический, раздаточный, наглядный материал, диски.Прогнозируемые результаты реализации программы
Личностные:
- общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
Метапредметные:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
Предметные:
(овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических) в коммуникативной сфере (т.е. во владении иностранным языком как средством общения)говорении:
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог – побуждение к действию;
- уметь на элементарном уровне рассказывать о себе;
аудировании:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников;
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах;
- соблюдение особенностей интонации основных типов предложений.
Социокультурная осведомлённость:
- знание названия страны изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (песен, стихов)а.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;- умение действовать по образцу при выполнении упражнений;
В ценностно-ориентационной сфере:
- представление об изучаемом иностранном языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора.
В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/пТема занятия Количество часов
1. Знакомство с Францией 9
2. Страноведение
7
3. Праздники 7
4. Я люблю играть 5
5. Продукты питания. 5
Итого часов: 33
2 год обучения
№ п/пТема занятия Количество часов
Вводная часть 3
Мир вокруг меня. 18
Страна изучаемого языка. 6
Завершающая часть. 7
Итого часов: 34
Содержание программы:
1. Вводная часть (3ч)
Формирование умения выражать просьбы, строить небольшое высказывание о школе, беседовать в ситуации «Собираем ранец». Школьные принадлежности. Формирование умения воспринимать на слух просьбы.
2. Мир вокруг меня (18ч)
Формирование умения говорить о погоде, о временах года, задавать вопросы Любимое время года?», «Какая погода?». Формирование умения описывать погоду
Формирование умения говорить и строить небольшие высказывания о животных.
3. Страна изучаемого языка (6ч)
Формирование умения сказать о стране изучаемого языка, ее столице, достопримечательностях, культуре и традициях.
Формирование умения воспринимать на слух краткое сообщение
6. Завершающая часть (7ч)
Повторение и обобщение изученного. Составление небольших рассказов и диалогов. Подведение итогов.
3 год обучения
№ п/пТема занятия Количество часов
Мои друзья и я. 10
Моя семья и мир вокруг меня. 22
Завершающая часть 2
Итого часов: 34
Содержание программы:
1. Мои друзья и я (10ч)
Формирование умения беседовать в ситуации «Что я умею делать?», «Мы играем вместе с другом», «Мы играем и разговариваем». Представление своего друга.
2. Моя семья и мир вокруг меня (22ч)
Формирование умения отвечать и задавать вопрос «Как зовут твою маму (бабушку, сестру)? Как зовут твоего папу (дедушку, брата)? «Что ты хотел бы?». Описание животных. Описание погоды. Формирование умения воспринимать на слух небольшие тексты с опорой на иллюстрацию.
3. Завершающая часть (2ч)
Повторение и обобщение изученного. Составление небольших рассказов и диалогов. Подведение итогов.

Календарно-тематическое планирование работы кружка
«Занимательный французский»
(1 год обучения)
№п/пПлан. дата Факт. дата Тема занятия Формируемые УУД
Знакомство с Францией (9 часов) 1. Знакомство с Францией Вести себя в соответствии с основными моральными нормами поведения. Проявлять интерес к новому учебному материалу.
2. Флаг Франции Знакомство с символами России и Франции .3. Сказки Шарля Перро Воспринимать информацию о стране изучаемого языка — Франции, о французской литературе.
4. Жители зоопарка: Гусенок Черныш Вести диалог-расспрос : задавать вопросы «Qui est-се?»
5. Знакомство Вести этикетный элементарный диалог : приветствовать собеседника и отвечать на приветствие; представлять себя по-французски.
6. Игра Кто это? Вести диалог-расспрос : задавать вопросы «Qui est-се?»
7. Мой портрет. Развивать чувство самооценки.
8. Разучивание песни «Я люблю пирог» Петь песню «Я люблю пирог»
9. Повторение и закрепление материала Страноведение (7 часов) 10. Названия цветов Называть цвета окружающих предметов. Воспроизводить на слух буквосочетания и слова.
11. Веселые цифры Посчитывать и называть количество предметов. Воспроизводить на слух буквосочетания и слова.
12. Алфавит цветов и красок Использовать названия цветов и числа в разговоре.
13. Где ты живешь? Вести диалог-расспрос : задавать вопросы «Ои habites- tu?»
14. В стране Гренадин Вести диалог-расспрос : задавать вопросы «Ои habites- tu?», отвечать на вопрос, говорить где живешь.
15. Повторение и закрепление материала 16. Рождество во Франции Воспринимать информацию о стране изучаемого языка — праздниках во Франции и сравнивать их с празднованием в России. Уважать традиции празднования Нового года и Рождества в мире.
Праздники (7 часов)
17. Подарки Вести беседу о подарках, осознать и обсудить свои предпочтения.
Уметь с уважением слушать и воспринимать собеседника.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
18. Праздник пасхи во Франции Воспринимать информацию о стране изучаемого языка — праздниках во Франции и сравнивать их с празднованием в России. Уважать традиции празднования пасхи в мире.
19. Обезьянка ВрумРазвивать этические чувства, доброжелательность, любовь к животным.
20. Что я вижу Указывать и называть предметы. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
21. Праздник Святого Валентина Воспринимать информацию о стране изучаемого языка — праздниках во Франции и сравнивать их с празднованием в России. Знать традиции празднования Дня Святого Валентина.
22. Масленица Знать традиции празднования Масленицы в России и во Франции.
23. Праздник Мам и Пап Воспринимать информацию о стране изучаемого языка — праздниках во Франции и сравнивать их с празднованием в России. Ценить и принимать базовую ценность «семья».
Я люблю играть (5 часов) 24. Я умею прыгать, танцевать и рисовать Осознавать и оценивать свою деятельность.
25 Что ты делаешь? Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в диалоге.
26. Разучивание песни «Умеете ли вы сажать картошку» Петь песню «Умеете ли вы сажать картошку». Выявлять правильные и неправильные действия.
27. Праздник ландышей. Воспринимать информацию о стране изучаемого языка — праздниках во Франции и сравнивать их с празднованием в России.
28. Повторение и закрепление материала Продукты питания (5 часов) 29. Хоровод продуктов питания Называть и различать на слух названия продуктов питания.
30. Что ты любишь? Осознать и обсудить свои предпочтения в еде.
31. Моя любимая еда Осознать и обсудить свои предпочтения в еде.
32. Праздник трех королей Воспринимать информацию о стране изучаемого языка — праздниках во Франции.
33. Итоговое мероприятие. Осознать значимость и результативность проделанной работы.
Календарно-тематическое планирование работы кружка
«Занимательный французский»
(2 год обучения)
№п/пПлан. дата Факт. дата Тема занятия Формируемые УУД
Вводная часть "Знакомство". Предметные:
Уметь писать буквы алфавита и слова по теме.
Употреблять определенный артикль.
Ставить глагол в отрицательную форму. Употреблять прилагательные цвета и согласовывать их.
Считать от 1 до 20.
Описывать погоду.
Воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников по теме.
Соблюдать фразовую мелодику. Употреблять неопределенный артикль, притяжательные прилагательные.
Употреблять в речи формулы вежливости.
Применять известные правила чтения в тексте.
Личностные
Вести себя в соответствии с основными моральными нормами поведения.
Проявлять интерес к новому учебному материалу. Любить животных, уважать школу.
Регулятивные
Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Выполнять задание по образцу, соотносить свой продукт с ним.
Познавательные
Ориентироваться в учебнике: различать типы заданий, знать, где найти правило, лексику, упражнение. Определять круг своего незнания.
Коммуникативные
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Работать в парах (читать по ролям).
"Знакомство". Диалоги. "Знакомство". Буквы АВС. Мир вокруг меня. "Осень". Новые Л.Е., М.Ф. "Осень". Числительные 1-10. "Осень. Погода". "Идёт дождь". Новые Л.Е., М.Ф. "Идёт дождь". Счёт. "Идёт дождь". Письмо. "Школа". Новые Л.Е., М.Ф. "Школа". Числительные 10-20. "Школа". Правила чтения. "Музыка". Новые Л.Е., М.Ф. "Музыка". Правила чтения. "Музыка". Чтение. "Что у них?" Новые Л.Е., М.Ф. "Что у них?" Правила чтения. "Животные". Новые Л.Е., М.Ф. "Животные". Правила чтения. "Ты любишь играть?" Новые Л.Е., М.Ф. "Ты любишь играть?" Спряжение глагола. Страна изучаемого языка. "У нас и у них". Новые Л.Е., М.Ф. Предметные
Рассказывать сказки в сжатой форме.
Описывать героев.
Описывать картинку с достопримечательностями Парижа.
Регулятивные
Адекватно воспринимать оценку других людей.
Познавательные
Проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций всотрудничестве.
"У нас и у них". Правила чтения. "В городе". Новые Л.Е., М.Ф. "В городе". Г.М.: предлоги. "У доктора". Новые Л.Е., М.Ф. "У доктора". Диалоги. Завершающая часть "Я люблю играть". Знакомство с французскими играми Предметные
Описывать весеннюю погоду.
Рассказывать о весенних играх употребляя глаголы 1, 3 группы.
Понимать и воспроизводить песенный материал.
Личностные
Осознавать себя членом общества.
Регулятивные
Оценивать свои достижения.
Познавательные
Делать обобщение по теме.
Повтор изученного в игровой форме Составление диалогов. Описание погоды Подготовка к итоговому мероприятию Итоговое мероприятие Подведение итогов Календарно-тематическое планирование работы кружка
«Занимательный французский»
(3 год обучения)
№п/пПлан. дата Факт. дата Тема занятия Формируемые УУД
Мои друзья и я. "Повеселимся?" Новые Л.Е., М.Ф. Предметные
Согласовывать прилагательное с существительным по роду и числу.
Уметь писать слова по изученным темам и применять все изученные правила чтения.
Спрягать глаголы 1, 3 группы.
Писать открытки.
Описывать явления природы по теме зима
Употреблять артикли множественного числа.
Употреблять оборот «c'est», «ce sont».
Рассказывать о зимних видах спорта и развлечениях.
Понимать вопросы учителя.
Личностные
Уважать традиции празднования Нового года в мире.
Регулятивные
Планировать в сотрудничестве с окружающими празднование Нового года.
Познавательные
Самостоятельно находить информацию о празднике в разных источниках (в интернете, книгах, документальных и учебных фильмах).
Коммуникативные
Строить небольшие монологические высказывания по теме.
"Повеселимся?" Чтение текста. "Друзья". Новые Л.Е., М.Ф. "Я люблю". Новые Л.Е., М.Ф. "Я люблю". Диалоги. "Я люблю". Устная речь. "Рождество". Новые Л.Е., М.Ф. "Рождество". Поздравительная открытка. "Новый Год". Новые Л.Е., М.Ф. "Новый Год. Обычаи и традиции". Моя семья и мир вокруг меня Предметные
Спрягать глагол avoir в утвердительной и отрицательной форме.
Описывать устройство дома.
Рассказывать о погоде зимой.
Применять новые правила чтения.
Писать изученные слова без ошибок.
Рассказывать о своей семье.
Личностные
Ценить и принимать базовую ценность «семья».
Регулятивные
Определять цель выполнения задания на уроке под руководством учителя.
Познавательные
Определять, в каких источниках можно находить необходимую для выполнения задания информацию (в учебнике, словаре или грамматическом справочнике).
Коммуникативные
Слушать и понимать речь одноклассников.
"Друзья". Новые Л.Е., М.Ф. "Друзья. Визитная карточка друга". "Друзья. Интересы". "Я боюсь". Новые Л.Е., М.Ф. "Я боюсь". Беседа. "Я боюсь". Г.М.: спряжение глаголов. "Они работают". Новые Л.Е., М.Ф. "Семейный альбом". Новые Л.Е., М.Ф. "Семейный альбом". Вопросо-ответная работа. "Семейный альбом". Беседа. "С днём рожденья!" Новые Л.Е., М.Ф. "С днём рожденья! Поздравления". "Каждый сезон прекрасен". Новые Л.Е., М.Ф. "Каждый сезон прекрасен. Погода". "Каждый сезон прекрасен". Вопросо-ответная работа. "Быть другом природы". Новые Л.Е., М.Ф. "Быть другом природы". Вопросо-ответная работа. "Быть другом природы". Чтение текста. "Я люблю праздники". Новые Л.Е., М.Ф. "Я люблю праздники". Вопросо-ответная работа. "Животные". Новые Л.Е., М.Ф. "Животные".Беседа. Завершающая часть Предметные
Рассказывать о себе, играх, праздниках, увлечениях
Личностные
Осознавать себя членом общества.
Регулятивные
Оценивать свои достижения.
Познавательные
Делать обобщение по теме.
Повтор изученного материала Подведение итогов Литература, используемая для разработки программы.
Чернова Г. М. Урок французского языка. Секреты успеха. М.: Просвещение, 2009.
Французский язык 1-2 класс. Волгоград: Учитель, 2009.
Ткачук Г. Д. В зоопарке: учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр «Слово», 2012.
Marie-Laure Poletti, Clelia Paccagnino Methode de francais. Grenadine
http://www.uchitel-izd.ruРабочие программы по французскому языку 2-11 классы (Горшкова Т.В., М. :Глобус, 2010 (Новый образовательный стандарт))
И.П. Стуликов, Т.Г. Шкляева «Изучаем французский легко и весело». Санкт-Петербург, 2009 г.
Французский язык. Лексика в картинках. А.И. Иванченко (2-3 класс). Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2009 г.
Кулигина А.С. Программы ощеобразовательных учреждений. Французский язык. 2-4 классы. Москва. Просвещение. 2009.
Монько М.М. Французский язык для детей. Дельта. Аквариум. 2009.
Мельникова Н.Н., Андреева И.Л. «Французский язык», Акционерное общество «Амитье», Петрозаводск, 2009.
Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. М., 2013.
Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. М., 2012.
Кулигина А.С. Французский язык. Твой друг французский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М., 2012.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
1. Чернова Г. М. Урок французского языка. Секреты успеха. М.: Просвещение, 2009.
2. Французский язык 1-2 класс. Волгоград: Учитель, 2009.
3. Ткачук Г. Д. В зоопарке: учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр «Слово», 2012.
4. И.П. Стуликов, Т.Г. Шкляева «Изучаем французский легко и весело». Санкт-Петербург, 2009 г.
5.Французский язык. Лексика в картинках. А.И. Иванченко (2-3 класс). Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2009 г.
6.Монько М.М. Французский язык для детей. Дельта. Аквариум. 2009.