Урок-игра по русскому языку «Хорошо ли ты знаешь причастие?» (7 класс)
Урок-игра по русскому языку
«Хорошо ли ты знаешь причастие?» (7 класс)
Цели:
*обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о причастии;
* развивающая: повышать грамотность учащихся;
* воспитательная: прививать любовь к родному языку.
Оборудование: компьютер, слайды, музыка.
Вступительное слово учителя. Наше внеклассное мероприятие посвящено теме «Причастие» Пройдет оно в новой для вас форме. Это – брейн-ринг. Прошу команды «Одержимые» и «Неунывающие» занять свои места. (Звучит песня о друге, учащиеся занимают свои места за столиками. Учитель представляет членов жюри).
Учитель: Обратите внимание: на экране репродукция картины Васнецова «Золотая осень». Эта чудесная пора вдохновляла творчество художников и поэтов. Послушайте, что написал об осени А.С. Пушкин. (стихотворение читает ученик). Сегодня нам предстоит не раз встретиться с описанием этого времени года.
Учитель: «Начнем игру, сначала – разминка. Я прочитаю несколько четверостиший, а вы найдите причастия и объясните их правописание.
Задание болельщикам: выполнить эту работу на листочках, которые в конце мероприятия вы сдадите мне».
Учитель читает отрывки из стихотворений русских поэтов об осени.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Так поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один на ветке обнаженной Трепещет запоздалый лист.
Роняет лес багряный свой убор,
Серебрит мороз увянувшее поле!
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется теплая и чистая лазурь
На отдыхающее поле.
Сыреет пестрая земля;
Куда ни кинешь взор пытливый
Встречает высохшие нивы
И обнаженные поля.
Учитель: Хорошо. Разминка закончена. Обе команды справились с заданием успешно. И теперь первый конкурс: отыскать в тексте и выписать словосочетания «прич.+сущ.», выделить в причастиях суффиксы». (К доске выходят 2 ученика, остальные учащиеся работают на листочках).
(Проверка выполнения задания. В начале проверки участники команд сами исправляют допущенные ошибки, затем привлекаются болельщики).
Учитель: А теперь игра «Найди четвертое лишнее». (В словосочетаниях найти и объяснить лишнее). (Учитель диктует 4 группы словосочетаний).
1 группа
1.На пестреющем лугу,
2. плескавшиеся волны,
3.летящим самолетом,
4.посаженные весной.
2 группа
1.Покрашенные краской,
2.отнятая игрушка,
3.надписанная книга,
4.управляемая модель.
3 группа
1.Любящий сын,
2.лечащий врач,
3.борющийся за свободу,
4.дышащий кислородом.
4 группа
1.Несущий ответственность
2.красящее вещество,
3.читаемая книга,
4.остывший суп.
Учащиеся называют лишнее, объясняют, по какому признаку. Болельщики работают на листочках.
Учитель: Молодцы! Следующее задание: распределите по группам причастия. Лист разделите надвое, в левой части – страдательные причастия, в правой – действительные. (Учитель диктует причастия, учащиеся записывают на листочках, два ученика на доске.
ДействительныеСтрадательные
причастия:причастия:
Показавшееся солнцеНезасеянное поле
Ведущая в парквыращенный урожай
Опавшие листьяуправляемая модель
Увядший цветокразлитое молоко
Летящий предметневидимый лес.
Учитель: Покажите глагольные признаки названных причастий. Первая команда – действительных, вторая – страдательных. На подготовку 1 минута. (Учащиеся работают в командах. Проверка выполнения задания).
Блиц-турнир. Условие: побеждает команда, которая первой правильно назовет ответ на вопрос.
Что называется причастием?
Какие причастия называются действительными?
Как образуются действительные причастия настоящего времени?
Что такое причастный оборот?
Когда на письме причастный оборот выделяется запятыми?
Какие причастия называются страдательными?
Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах –ущ- (-ющ), в суффиксах – ем-, - им-?
Расскажите о правописании не с причастиями.
Расскажите о правописании одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий.
В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя н пишется -а-(-я-), в каких – е-?
Когда причастный оборот на письме не выделяется запятыми?
Учитель: В двустишиях назовите причастия, обоснуйте свой ответ.
На солнце желтый лес сверкает в отдаленье,
Как ярким золотом пылающий костер.
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая.
И снова все кругом замрет.
Ель надломленная стонет,
Тихо шепчет темный лес.
Там покрасневший клен,
Еще зеленый дуб и желтые березы.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз.
И стихнет все опять. И с думой невеселой
Гляжу я из окна в пустой заглохший сад.
Камыш пожелтевший над речкою синей
Сквозною оградой стоит.
Учитель: Игра с болельщиками. Изменить данные причастия (указывается падеж, число). (Ответы учащимися записывают на листках. Этот прием позволяет проверить знание вопроса всеми учащимися).
Учитель: Осень. Эта пора привлекала художников и поэтов прошлого и настоящего. Послушайте отрывок из поэмы И. Бунина «Листопад». Скажите, какую роль играют причастия? (Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной).
Учитель: Выполним графический диктант.
Листок, сорванный ветром, вертелся в воздухе.
Мы вышли в лес, освещаемый лучами осеннего солнца.
На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.
Березы покрылись золотистой листвой, сверкавшей на солнце.
(Ребята выполняют диктант на листочках, двое работают у доски). Учащиеся вносят изменения в работы, выполненные на доске.
Учитель: Записать по схеме предложения, выделить причастные обороты.
Учитель: Цель нашего турнира: вспомнить не только морфологические признаки причастий, но и способы их образования. Записать следующие причастия (Двое работают на доске, остальные на листочках).
Учитель: Образуйте причастия, если известны составные части.
Из слова бороться взять корень, из слова поющий – суффикс, из поющий – окончание, из учиться – суффикс (Борющийся).
Из слова покрыть взять приставку, из описать – приставку, из доля – корень, горевать – суффикс, борющийся – суффикс, колющий – окончание ( Преодолевающий).
Из слова озарять взять приставку, берега – корень, бежать – суффикс, ожидаемый – суффикс, водный – окончание. (Оберегающий).
Из слова видеть взять корень, слышимый – суффикс, снежная – окончание (Видимая).
Работа проверяется.
Самостоятельная работа: разобрать по составу следующие причастия: движущаяся, приближающегося, прикасавшиеся, оберегаемых, заросших. (Фронтальный опрос).
Учитель: Сейчас мы повторили способы образования причастий. Посмотрите на таблицу, расскажите, как образуются причастия (Слайд).
Подведение итогов игры. Звучит песня о дружбе.