Программа по краеведению «Уголок маленький России» (Литературное наследие Донского края)


Программа
по краеведению
«Уголок маленький России»
(Литературное наследие Донского края)

Для учащихся 10 -11 классов.
Программа разработана в 2013 году.
С 2013 года реализуется в МБОУ ВКСОШ
Мамедова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ВКСОШ.
Краткая аннотация.

Программа «Уголок маленький России» предназначена для работы в 10 -11 классах. Программа направлена на общекультурное, гражданско-патриотическое образование и воспитание, создает условия для развития творческих способностей школьников, помогает приобрести необходимые знания о талантливых и известных земляках, родном крае – Донской земле, ее культуре.
Содержание программы:
Объяснительная записка.
Программа кружковой работы «Донская земля – колыбель талантов».
Дидактические материалы: приложение к программе кружковой работы «Донская земля – колыбель талантов».
Примерные практические работы и презентации.
Экскурсионные поездки.
Программа факультативного курса исследовательских проектов «Донской фольклор».
Список литературы, используемый для реализации авторской программы «Уголок маленький России»
I. Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для учащихся основной общеобразовательной школы. Данная программа, рассчитанная на год обучения, ставит своей целью ознакомление учащихся с литературным наследием Донского края, формирование патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса к культурным ценностям региона.
Закон РФ «Об образовании» предусматривает два компонента государственного образовательного стандарта: федеральный и национально-региональный.
Национально-региональный компонент, являясь вариативным, выражает цели и ценности регионального образования, создает условия и предпосылки для развития личности с учетом специфики местного социума, органично связывает между собой образовательные и воспитательные цели.
Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Основными задачами считаю в области образования:
расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу литературе;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;
приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.
В области воспитания:
совершенствование воспитательной работы, организации досуга школьников на основе новых педагогических технологий;
содействие гармоничному развитию личности школьника;
совершенствование духовных потребностей;
воспитание патриотизма, любви к родному краю;
Принципами и подходами, лежащими в основе программы, являются:- принцип гуманизации- личностно-ориентированный подход- научность- доступность- практическая направленность- креативностьФормы и методы проведения занятий:
- Беседа.
- Экскурсия.
- Коллективный рассказ-эстафета по заданной теме.
- Рефераты, доклады и сообщения.
- Беседы – встречи.
- Конкурсы.
- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторина, олимпиада.
- Урок вопросов и ответов.
- Историко-литературные уроки.
- Презентации.
- Конференции.
Ожидаемый результат программы:- устойчивый интерес к истории своей Родины;- знания культуры родного края;- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;- способность творчески мыслить и рассуждать;- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
II. Кружковая работа «Донская земля – колыбель талантов».
Данный вид работы рассчитан на учеников 10-11 классов, учитывает образовательные и учебные знания и навыки, психофизические особенности детей этого возраста.
В программу курса включены экскурсии, встречи, поездки.
На экскурсии отводится: 11
На аудиторные занятия: 19
Тематический план.
Тема Аудиторные
занятия (час.) Экскурсии
(час.)
I. Усть- Донецк -это наш город.
1. Литераторы современного Дона.
2. Писатели Дона.
3. Памятные места города
4. Вечер памяти
5. Встреча с библиотекарем.
6. Посещение музея
7. Встреча с гл.редактором газеты «Звезда Придонья»
II. Донская земля талантами полнится.
1. Офицер и литератор
2. «Вспомнят степи о казачьих песнях»
3. Донской казак из Парижа
4. Поездка в Старочеркасск5. «Я любил Россию…»
6. Исследовательская работа «Творец или плагиатор»
7.Поездка в ст. Вешенскую
8. Театрализованная постановка
9. Урок-викторина
10. Поездка в г.Таганрог
III. Уголок маленький России
1. Олимпиада
2. Литературно-исторический урок
3. Конференция
______4
1
1
2
_____10
1
1
1
1
3

2
1
______5
2
1
2 _____5

2

1
1
1
____6

2

2
2
Программа курса.
Тема I. Усть-Донецк – это наш город.
Занятие 1. Литераторы современного . Жизнь и творчество: Склярова В.М., Колосова А., Сорокина П.И., Сущенко И., Тэн В.
Занятия 2. Писатели Дона. Жизнь и творчество: А.С.Склярова, П.Н., Краснова, К.А.Тренева, В.А.Каверина,Е.П.Севельева, П.Н.Шумского.
Занятия 3,4. Памятные места города. Дома, в которых проживали известные литературные деятели.
Занятие 5,6. Подготовка и постановка вечера памяти поэтов-земляков «Свеча на ветру».
Занятие 7. Встреча с библиотекарем. Рассказ о творчестве великого донского поэта В. Тэна.
Занятие 8. Посещение музея донского казачества.
Занятие 9. Встреча с главным редактором и коллективом газеты «Звезда пПридонья ». Рассказ об известных в районе, области и стране людях, публиковавшихся в газете.
Приемы активизации обучения: творческое домашнее задание (рисунок, рассказ, стихотворение, сочинение «Мои впечатления после экскурсии»).
Оборудование: книга-альбом «Писатели Дона», фотографии, презентация, интерактивная доска.
Тема II. Донская земля талантами полнится.
Занятие 1. Петр Николаевич Краснов. Офицер и литератор. “Донцы” (1896), “Донские казачьи полки сто лет назад” (1896), “Атаманская памятка” (1898), “Казаки в Африке». “Картины былого Тихого Дона” (1909) и др.
Занятие 2. П.С.Поляков «Вспомнят степи о казачьих песнях». Чтение стихов.
Занятие 3. Николай Туроверов. Поэт. Историк. Журналист.
Занятие 4, 5. Экскурсия в Старочеркасск. Родина Туроверова.
Занятие 6. Федор Дмитриевич Крюков. «Я любил Россию».
Занятие 7, 8, 9. Исследовательская работа. «М. Шолохов: творец или плагиатор; гений или лжец?»
Занятие 10, 11. Экскурсия в станицу Вешенскую. Родина Михаила Шолохова. Памятные места.
Занятие 11, 12. Подготовка и театрализованная постановка произведений В.Закруткина. "Матерь Человеческая", "Костры детства", "Плавучая станица".
Занятие 13. А.П.Чехов – гордость Донского края. Урок-викторина.
Занятие 14, 15. Поездка в Таганрог. Домик Чехова. Театр Чехова. Гимназия Чехова. Экскурсия по городу.
Приемы активизации обучения: самостоятельная постановка спектакля, викторина.
Оборудование: книги П.Н. Краснова, П.С.Поляков, М.Шолохова, В.Закруткина.; ресурсы интернета; проектор; интерактивная доска.
Тема III. Уголок маленький России.
Занятие 1,2. Олимпиада «Памяти земляков достойные сыны».
Занятие 3. Литературно-исторический урок. История города в стихах и прозе.
Занятие 4,5. Конференция.
Приемы активизации обучения: олимпиада, урок вопросов и ответов.
Оборудование: Задания-карточки.
III. Дидактические материалы: приложение к программе кружковой работы «Донская земля – колыбель талантов».
Викторина «Хорошо ли вы знаете Чехова?»
1) Какое предзнаменование было отцу Чехова перед рождением Антона Павловича?

2) Чем изначально занимался Чехов после окончания института?
3) Какой был самый распространенный псевдоним Чехова?
4) Какое произведение явилось высшей точкой в развитии критического реализма Чехова   конца 80 — начала 90-х гг?
5) Почему Чехов отказался от звания почетный академик Петербургской АН по разряду изящной словесности?
6) В каком театре состоялся провал премьеры пьесы «Чайка»?
7) В каком произведении Чехова герой олицетворяет самодержавную власть в России?
8) Какая книга Чехова стала художественным документом эпохи?
9) По какому рассказу Чехова в фильме «Чтец» (производство США—Германия, 2008) главная героиня Ханна Шмиц во взрослом возрасте учится читать?
10) Для какого российского космонавта группой психологической поддержки в космос был отправлен трёхтомник рассказов А. П. Чехова?
Ответы на викторину.
1) От громового удара Михайловская церковь загорелась в самом кумполе. В этом было своего рода предзнаменование — 29 января в семье родился третий ребенок — Антон Павлович Чехов.
2) После окончания Московского университета, в звание уездного врача, Чехов некоторое время занимался врачебной практикой.
3) Антоша Чехонте.
4) «Палата №6»
5) В 1902 вместе с В.Г. Короленко отказался от этого звания в знак протеста против отмены Николаем II избрания М. Горького почетным академиком.
6) В Петербурге в Александрийском театре премьера новой пьесы Чехова “Чайка” окончилась провалом.
7) «Унтер Пришибеев».
8) «Остров Сахалин»
9) «Дама с собачкой»
10) Геннадия ПадалкиIV. Примерные практические работы и презентации.
1. Презентация «Наши земляки».
2. Составление родословной.
3. Писатели Дона. Мини-викторина.
4. Исследовательская работа с различными источниками информации: «М.Шолохов: творец или плагиатор?».
5. Презентация «А.П.Чехов».
6. Работа в творческих группах «Культура Дона».
7. Мини-викторина «Известное неизвестное».
8. Олимпиада «Памяти земляков достойные сыны».
V. Экскурсионные поездки.
1. В Старочеркасск.
2. В Новочеркасск.
3. В Таганрог.
4. В ст. Вешенскую
5. Познавательная экскурсия по своему городу.
VI. Программа факультативного курса
исследовательских проектов «Донской фольклор».
Программа направлена на формирование ключевых компетенций:
-познавательных: навыки самостоятельной работы с информацией;
-исследовательских: сбор информации, построение гипотез, обобщение;
- коммуникативных: передача информации;
- социальных: умение сотрудничать в группе;
- информационных: владение способами получения информации из разных источников.Участники учебного проекта не только изучают фольклор родного края, но и знакомятся с глобальными сетевыми концепциями, такими как интерактивные базы данных, открытые энциклопедии.
Методические задачи курса:
Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению значимых для них проблем, приобретению знаний из разных источников, которые можно будет использовать в будущей профессиональной деятельности, к получению реального результата, имеющего социальный и личностный смысл, к творческой деятельности, конструированию новых объектов.
Тематический план проектной деятельности:
Проект «Самобытность и разнообразие донского фольклора»
Темы самостоятельных исследований учащихся:
1. Походные, военные песни.
2. Любовные, семейные песни.
3. Охотничье песни.
4. Плясовые песни.
Время выполнения проекта: учебный год.
Возраст участников: ученики 10-11 класса.
Планирование проектной деятельности.

темы Тема занятия Количество часов
1 Что такое проект? Как работать над проектом? 1
2 Выбор темы исследования. Постановка проблемы. 1
3 Изучение материала по проблеме. 4
4 Выдвижение гипотез. Обсуждение выдвинутых гипотез. Выбор одной-двух гипотез для исследования. 1
5 Дополнительное изучение материала. 2
6 Постановка целей исследования. 1
7 Планирование хода исследования. Выбор методов исследования.
1
8 Оформление результатов. 2
9 Систематизация материала. 2
10 Составление текста. 2
11 Проверка и корректирование текста. 1
12 Оформление слайдов презентации. 8
13 Корректирование и правка слайдов. 4
14 Предварительная демонстрация работ. 1
15 Презентация: демонстрация и защита работ. 1
Как будет оцениваться деятельность учащихся?
Критерии оценки.
Степень самостоятельности, активности.
Инициатива, коммуникативность.
Точность, своевременность выполнения.
Композиция, полнота, убедительность.
Культура речи, аргументы, умение работать в группе.
Умение работать с разными источниками информации.
Степень достижения целей исследования.
Прогнозируемый результат.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Особое внимание в учебном проекте обращается на организацию взаимодействия школьников при проведении исследований, и оно должно полностью отвечать требованиям эффективной групповой работы.

VIII. Список литературы, используемый для реализации программы «Уголок маленький России».
1. Кошманов. А. Полынный край. Ростов-на-Дону. 2006.
2. Моложавенко В.С. «Был и я среди донцов…». Записки краеведа. Ростов-на-Дону, 1984.
3. Колодный Л. Кто написал «Тихий Дон»: Хроника одного поиска.  Москва. 1995. 4.   Палиевский П. «Тихий Дон» Михаила Шолохова // Литература и теория.  Москва. 1978.
5. Лакшин В.Я., Коноплева Е.П., Иващенкова Е.Н., Белова Л.П., Щеглова С.А. «...Таганрога я не миную». Чехов в Таганроге. Москва. 1985.
6. Гитович Н.И. А. П. Чехов в воспоминаниях современников. Москва. 1986.
7. Крюков Ф.Д. Казачьи повести: Повести, рассказы. Москва.
8. Писатели Дона: биобилиографический указатель. Кн. изд-во. Ростов-на-Дону. 1986.
9. Владлен Котовский "Наши земляки". Ростов-на-Дону. 2008.
10. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. М. Педагогическое общество России, 2006.
11. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. М. Педагогическое общество России, 2008.
12. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М. Центр педагогического образования, 2007.