Эссе на тему: Использование разных форм и методов активизации деятельности учащихся на уроках производственного обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
СВЕРДЛОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Эссе на тему:
Использование разных форм и методов
активизации деятельности учащихся
на уроках производственного обучения
автор: Макарцева Светлана Александровна
мастер производственного обучения
Свердловского строительного колледжа
makarceva67@mail.ruСвердловск
2017
Содержание
Введение 3
1. Актуальность инновационных методов обучения 4
1.1 Приемы активизации познавательной деятельности учащихся 4
Вывод8
Введение
«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим»
Чарльз Диккенс
В настоящее время в профессионально - образовательные учреждения приходят учащиеся с разным интеллектуальным уровнем и низкой мотивацией к познавательной деятельности. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности учащихся необходимо создавать условия, при которых в процессе обучения каждый учащийся мог овладеть знаниями, навыками и умениями по профессии, и в дальнейшем появилась заинтересованность в совершенствовании профессиональных навыков и творческомумышлению. Чтобы научить учащихся самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя, мастеру производственного обучения приходится изучать и использовать новые методики.
Изучение и развитие инновационных методов – это способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.
Я нахожусь в постоянном поиске, цель которого - найти новые формы и приемы в работе с учащимися, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах. Мне, как мастеру производственного обучения, необходимо обеспечить учащихся прочным практическим опытом по материалу программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого учащегося – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
В своей работе я использую инновационные методы в обучении.
Актуальность инновационных методов обучения
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Инновационные уроки учебной практики проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу непринужденности при работе, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях. Такие уроки учебной практики осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.
Естественно, что инновационные уроки больше нравятся учащимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть у каждого мастера производственного обучения.
1.1 Приемы активизации познавательной деятельности учащихся
Используемый мною ранее дифференцированный подход и классическую форму организации учебной деятельности я считаю менее эффективными и устаревшими, по сравнению с инновационными. Среди различных видов инновационных уроков, на мой взгляд, наиболее удачными можно считать следующие:- игровые технологии - дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия учащихся, повысить интерес учащихся к профессии. Такой метод в обучении, предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть осуществление поиска различных вариантов решения задачи, сравнивать их и находить оптимальный вариант;
- деловая игра - этот метод обучения дает учащимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста. Ролевые игры позволяют учащимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. Игра помогает учащимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет учащихся считаться с мнением коллектива, советоваться, помогать друг другу, т.е. способствует воспитанию личности;
- проблемное обучение – это вовлечение учащихся в активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки в работе после объяснения нового материала, предлагаю учащимся перечислить возможные ошибки при отработке навыков по теме, причины их возникновения и способы предупреждения.
Широко использую на уроках производственного обучения документы письменного инструктирования – инструкционные карты, карты технологической последовательности, технологические схемы, что способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество работы, создает у учащихся правильное представление о технологическом процессе.
Личностно – ориентированная технология. Один из используемых мной приемов: сделай сам – помоги другому. Успешно и быстро выполнившие задание учащиеся, могут стать скучающими созерцателями. Таким учащимся предлагаю помочь неуверенным в себе, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения.Использование ИКТ на уроках производственного обучения - это источник дополнительной информации; способ самоорганизации труда и самообразования мастера п/о и учащихся; способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера п/о. В новом информационном обществе мастер производственного обучения уже не может быть единственным источником знаний, что неминуемо ведет к изменению форм преподавания.
Традиционный объяснительно - иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность учащихся. Поэтому так важно научить учащихся различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково - исследовательской работы. Я убедилась в том, что применение компьютера на уроках производственного обучения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Работаю над созданием компьютерных презентаций к урокам производственного обучения. Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, учащимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами учащихся нужного в данный момент материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе мастера: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Однако, мастеру п/о, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера п/о, помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.
При планировании и проведении таких уроков преподаватель вносит собственные коррективы, исходя из выбранной темы, полагаясь на свою фантазию и опыт, может спланировать собственный инновационный урок производственного обучения, который будет иметь место в системе профессионального обучения. Я выступаю за оптимальное внедрение нестандартных уроков в системе профобразования наряду с другими методами и формами обучения.
Вывод
Самообразование – акт полезный, но добровольный, из-за чего многим педагогам попросту не хватает мотивации его совершить. И те, кто все-таки решил заняться самообразованием, обычно имеют все шансы стать настоящими профессионалами в своем деле и ценными сотрудниками своего учебного заведения. Кроме того, именно желание заниматься самообразованием выдает человека заинтересованного, «горящего», амбициозного, готового осваивать новое, стремящегося быть нужным.
Именно самообразование – источник профессионального роста любого человека, наряду с накопленным им профессиональным опытом. Процесс работы часто ставит перед нами задачи, которые не всегда можно решить, исходя из предыдущего опыта. Тут необходимы новые знания, новый подход, которыми вполне может обладать человек, занимающийся самообразованием, и которых точно не будет у того, кто не осваивает ничего нового, постепенно забывая и то, что было получено на занятиях в учебных заведениях.
От желания и готовности человека учиться после того, как все обязательные дипломы и «корочки» получены, зависит успешность его трудовой деятельности.
Творческий подход в работе педагога – это непрерывный процесс постоянного совершенствования. Только творчество педагога направлено не на создание нового, а на развитие существующего. Педагог вкладывает свои знания и умения в совершенствование личности и знаний своих учащихся.
Творческий подход не только помогает в работе, но и повышает ее результаты. Поэтому я считаю это актуальным для себя, ведь так важно достигать больших результатов в работе. И считаю актуальным для каждого педагога в нашей молодой республике, ведь от педагогов во многом зависит дальнейшая жизнь наших выпускников.