Тема:Экскурсия по родному краю Аллее Славы
Тема : Экскурсия по родному краю " Аллее Славы."
В среднем звене закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.
Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.
Краеведческий подход в образовании младших школьников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Объект изучения – город Владикавказ: его социальная, культурная, духовная, а также природная среда.
Цель экскурсии:
- Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае;
- Изучение истории города Владикавказа, его искусства через судьбы и творчество знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т.д.; создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;
Воспитание владикавказца на лучших традициях владикавказской культуры, через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбу собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему г.Владикавказа;
Пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде.
Задачи:
- формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему г.Владикавказа;
- формирование представлений о специфике города и необходимости грамотного взаимодействия человека с городом, об уникальности и неповторимости города; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;
- развитие эмоционально-целостного отношения к семье, дому, улице, городу, стране;
- воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому;
-развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа);
- формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражение этого в своей деятельности.
Организация достижения целей:
· целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
· связь с социосредой (родителями, культурой и природой).
При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться правил:
1)События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
2)Представлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
3)Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
4)Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
Этапы реализации:
1)Выездная обзорная экскурсия по городу.;
2)Природа моего города (посещение парков).
3)Углубление знаний об истории города;
4)Экскурсии по памятным местам города;
5)Углубление знаний о природе города (поход в краеведческий музей);
6)Углубление знаний об истории города (экскурсия на Аллею Славы);
7)Углубление знаний о городе во время ВОВ .
Ожидаемый результат: формирование творческой личности, способной к самообразованию, самовыражению и практическому созиданию; развитие эмоционально-ценностного отношения к городу и формирование познавательного интереса к Владикавказу и его культурной среде. Данная экскурсия ориентирует на самостоятельность мышления и самовыражения. Потребность в освоении культуры и истории и природы города становится естественной формой существования и для учащихся, и для учителя. Вся эта программа тесно связана с воспитанием у ребенка гражданской ответственности за то, что происходит в городе, в стране, за судьбу своего народа, частицей которого он является.
Основным слагаемым краеведческой работы и воспитания юного владикавказца для учителя являются поиск и методическая обработка материала, различные варианты и приемы его использования на уроках и во внеклассной работе.
Формы и приемы по изучению родного края могут быть самыми различными:
- Экскурсии по городу:
- «Владикавказ в прошлом и настоящем»;
- «По местам боевой славы»;
Вступительное слово учителя.
И именно здесь, на Аллее Славы, каждый год в день Победы собираются ветераны войны, родственники погибших на войне солдат и все, кто неравнодушен к великому воинскому подвигу. Аллея Славы — одно из самых уютных мест во Владикавказе.
История.
Открыт 4 мая 2005 года. Посвящен 60-летию Победы советского народа над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне. Церемонию открытия возглавил Президент Александр Дзасохов, выступили — председатель Парламента республики (ныне — Глава РСО - Алания) Таймураз Мамсуров, советник Президента РФ генерал армии Геннадий Трошев, председатель Совета ветеранов С. А. Каболов, командующий 58-ой армией генерал — лейтенант Виктор Соболев, советник мэра Москвы Нина Фёдорова.
«Нам в Осетии было важно иметь место, где бы воедино соединились ратный подвиг и доблесть духа сынов и дочерей нашего народа. Где бы триумф мужества защитников Родины венчали отделанная мрамором Триумфальная арка и Вечный огонь. Где бы Святой Георгий воздавал должное героическим деяниям старших и благословлял молодых на добрые созидательные дела»
— сказал Александр Дзасохов.
Авторы проекта.
Проект мемориала выполнил авторский коллектив : Мэр г. Владикавказ, Заслуженный деятель науки РФ, действительный член РАЕН, член Всемирного Совета организации «Объединенные города и местные власти», доктор технических и экономических наук, профессор Северо -Кавказского горно-металлургического института (СК ГМИ) Казбек Пагиев.
-Член Союза художников РФ, заслуженный художник РСО -Алания Заур Дзанагов;
-Заслуженный строитель РФ Руслан Кусраев;
-Член Союза художников РФ, доцент кафедры архитектуры СК ГМИ, скульптор Асланбек Кучиев;
-Член Союза художников, председатель творческого объединения профессиональных художников «Арт-Ос» Виктор Цаллагов;
-Член правления Союза архитекторов РСО -Алания О. Х. Каракишиев;
-Скульпторы — С. Т. Тавасиев, С. Г. Цахилов, В. Ч. Дзанагов, Б. А. Дзобаев, Ю. Х. Кцоев, Г. А. Сабеев, С. Г. Царгасов, О. А. Закоев;
-Художники — С. Б. Савлаев, А. К. Хетагуров, Ф. А. Фидаров;
-Литейщики — Н. Р. Кабулов, Р. Р. Кабулов, Т. Р. Кабулов;
Описание.
Центральный вход — триумфальная арка. В центре мемориала — колонна, увенчанная статуей Святого Георгия. На стволе колонны лентой помещены горельефы, рассказывающие о подвигах осетинского народа на фронтах войны и в защите своей республики. Центр композиции - величественный Холм Славы, к подножию которого ведут все аллеи Мемориала
Слева от Холма Славы находится Стена памяти . Высота ее составляет три метра, а длина- около 170 м.Общая площадь поверхности составляет 600 м2. На Стене памяти размещены изображения крупных сражений ВОВ. Основное панно мемориала выполнено в стиле флорентийской мозаики, использовались — гранит, мрамор, бронза и латунь. Помимо военных сюжетов , на Стене памяти повествуется о вкладе многонационального народа Осетии в дело Великой Победы. Справа располагается атриум- полусфера, центральной частью которой является скульптурная композиция, рассказывающая о вручении верительных грамот императрице Екатерине Великой осетинскими послами. сюжет этот символизирует собой вечное единение с Великой Россией. Наверху зарисовки Санкт- Петербурга образца 18 в., перемежающиеся с картинами из истории Владикавказской крепости
МОЗАИЧНАЯ ПАНОРАМА СТЕНЫ ПАМЯТИ ВЛАДИКАВКАЗСКОГО МЕМОРИАЛА СЛАВЫ
Еще в 90-е годы 20 века говорить о патриотизме считалось чуть ли не дурным тоном, во всяком случае, - неуместным пафосом для столь прагматичного и экзистенциального времени. Один из видных российских публицистов справедливо заметил в те годы: «Если сегодня не хотят говорить о патриотизме, очень скоро придется говорить о фашизме». Сосуд души не может быть пустым. Если из него уйдет бог, место будет занято его противоположностью - считают верующие. Потому очень важной частью содержимого сосуда общественного сознания должна быть историческая память
Стена Памяти Владикавказского Мемориала Славы стала еще одним зримым подтверждением глубокого уважения осетинского народа к героическому подвигу своих отцов и дедов в годы Великой Отечественной войны.
Композиция «Стены Памяти» создана группой осетинских живописцев и является единственным живописным произведением среди монументальных памятников ансамбля, обогащая его цветовое решение. Виктор Цаллагов, Сергей Савлаев, Аслан Хетагуров и Фидар Фидаров тщательно изучили исторические памятники, сводки военных лет и фотодокументы, точно установили, каким было оружие наших солдат и противника, как выглядели советские и немецкие танки. Ветераны Великой Отечественной войны, осмотревшие монументальное панно, не высказали претензий относительно достоверности изображенного.
Панно представляет собой своеобразную панораму событий Великой Отечественной войны в Осетии в контексте всенародной борьбы против фашизма и стратегической значимости в обороне Кавказа.
Панорама состоит из пяти фигуративных картин, между которыми размещены: текстовые вставки, сообщающие важные сведения о ходе войны на Кавказе, карта военных действий, изображения медалей за оборону Владикавказа и освобождение Кавказа, флагов и орденских гвардейских лент. Ядром композиции являются размещенные в центре монументальные цифры, обозначающие начало и конец войны с выложенным между ними орденом Победы.
Будучи горизонтальной составляющей общей композиции Мемориала, Стена Памяти уравновешивает его вертикали и, прежде всего, главную – «Колонну Победы». Изогнутая лента стены высотой около трех метров и протяженностью 170 метров, гармонично вписывается в окружающее пространство, найдена в масштабе и пространстве относительно расположения Колонны Победы и хорошо читается на фоне силуэта горной гряды на дальнем плане. Дугообразная форма, символизирующая оборону, позволяет также несколько нивелировать монотонность живописной массы, обусловленную значительной длиной, необходимой для панорамного изображения.
Панорама военных действий решена в условно-символическом ключе, позволяющем представить и объединить различные и наиболее характерные, яркие и достоверные эпизоды войны, а также - образы участников сражений, имеющие вполне реальные прототипы.
Осмотр Стены Памяти предполагается, как при чтении текста, слева направо. Зрителю последовательно открываются сцены: проводов на фронт, отражения, танковой атаки, защиты Суарского ущелья и боя за Владикавказ, Владикавказа военного, наступления советских войск. В композиции, посвященной защите Суарского ущелья и бою за Владикавказ, центральное место занимает светлая, мощная фигура столетнего Тасолтана Базрова, призвавшего жителей Майрамадага прийти на помощь советским морякам, воплощающая могучую силу народного духа. Параллелью поднятого ружья старика повторяется автомат в руке раненого с гранатой, образ которого навеян подвигом Барбашова в бою за Владикавказ.
В следующем панно представлен тревожный образ военного города с узнаваемыми сооружениями.
И, наконец, в завершающей картине наступления советских войск - еще один знаковый образ, читающийся в характерных портретных чертах: Исса Плиев на коне, ведущий в атаку конницу.
Сложная композиционная структура мозаичной панорамы строится на чередовании остро динамичных, экспрессивных многофигурных сцен и статичных, цельных и графически четких, прямоугольных шрифтовых вставок, а также символических, знаковых артефактов и образов той героической эпохи. Объединяющим структурообразующим началом выступает диагональный ритм, разделяющих и просекающих фигуративные сцены, декоративных полос и вклинивающихся снизу треугольников, напоминающих тревожный свет прожекторов, орденские ленты и полотнища знамен. Кроме того, такое ритмическое построение также помогает преодолеть монотонность решения, которая могла бы возникнуть при столь значительной протяженности, и подчеркнуть взволнованно-эмоциональный, возвышенный характер образного настроя произведения.
Художники логично выбрали декоративно-плоскостную манеру исполнения, обусловленную предназначением памятника и техникой исполнения - флорентийской мозаикой, о которой следовало бы рассказать поподробнее.
Флорентийская мозаика - мозаика из цветных поделочных камней и, прежде всего, итальянского мрамора различных оттенков. Это одна из самых трудоемких, дорогих и эффектных, а также долговечных техник мозаики.
Нужно отдать должное правительству республики и АМС г. Владикавказа, одобрившим и утвердившим не только эскиз, но и технику его воплощения. За последние 40 лет, а тем более в последние десятилетия, в России не создавалось мозаичных произведений такого масштаба на открытом пространстве.
После того, как картон панорамы был выполнен в натуральную величину и утвержден, для ускорения работы он был разбит на части и представлен опытным мастерам Московского камнеобрабатывающего комбината (г. Долгопрудный), работавшим в свое время над декоративным убранством Храма Христа Спасителя в Москве. Мастера вручную, согласно четким линиям силуэтов, резали отшлифованные куски итальянского мрамора, стараясь максимально точно подобрать цвет, обозначенный в картоне осетинскими живописцами, что является неимоверно сложной задачей, поскольку камень нужного цвета не всегда можно найти в природе. По мере завершения мозаика привозилась во Владикавказ, где выкладывалась на гранитную подкладку, покрытую слоем двухкомпонентного итальянского клея, который можно колеровать, тем самым нивелируя стыки, и добиться идеальной поверхности. Этот дорогой клей сегодня применяется вместо традиционного известкового раствора и себя вполне оправдывает в плане прочности и удобства в работе.
Именно богатство оттенков и текстуры итальянского мрамора определило одно из лучших качеств мозаичной панорамы - ее выразительное, декоративное цветовое звучание, построенное на богатых черных, нюансированных красных и розовых, голубовато- и серебристо-серых, а также разнообразных зеленоватых тонах, объединенных локальным тепло-холодным построением колорита, имеющего ясно выраженное символическое начало, выходящее к цветам войны и победившей жизни.
Итальянский мрамор, обладая богатым цветовым диапазоном, в то же время не имеет слишком ярких оттенков. Приглушенность цветового решения усиливается матовостью мозаичной поверхности, поскольку не был применен защитный лак.
Декоративность и в то же время динамичность композиции подчеркивают четкие, большие моделирующие отношения света, тени и тонких по цвету полутонов, трактующие в условном объеме фигуры и предметы.
Намеренная разномасштабность фигур позволяет, как в кино, приблизить или отдалить героев или отдельные сцены, выделить главных персонажей. Объединяющим образно-колористическим началом выступает цельный силуэт гор и декоративная горизонтальная красная линия, проходящая по низу всей стены и вклинивающаяся цветовыми поддержками-стрелами в основные панно.
Это - линия обороны на карте и линия обгоревшей, пропитанной кровью земли, линия войны, трагически совпавшая в ту роковую годину с линией единой судьбы народа, и, наконец, - линия жизни, жизни, которую отстояли те, кому посвящен этот памятник.