Технологическая карта урока на тему Важнейшие географические открытия.
Итоговая работа.
Технологическая карта урока.
Класс 5.
Учитель: Иванова Елена Николаевна.
Тема урока: Важнейшие географические открытия.
Цель: познакомить учащихся со значением Великих географических открытий.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Образовательные задачи урока:
выяснить вклад первооткрывателей в освоении Земли;
прослеживать по картам маршруты путешествий;
совершенствовать умения работать с контурной картой, учебной литературой;
продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой;
продолжить формирование умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
продолжить формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем;
продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.
метапредметные:
- коммуникативные: добывать недостающую информацию в учебных пособиях;
- регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию «Важнейшие географические открытия»;
-познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли;
личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Средства (ресурсы) обучения: учебник, атлас, компьютер, проектор, экран, презентация «Важнейшие географические открытия».
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока.
1
Организационный этап (1 мин).
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание
Здравствуйте, ребята! Вновь звонок нас всех зовёт. Что ж, друзья мои, вперёд. Пенал, учебник и тетрадь Вас устали ожидать. И рады встрече с вами снова. А вы к открытиям готовы?
Приветствуют учителя, организуют рабочее место.
Личностные: формирование навыков самоорганизации.
2
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин).
Зачитывает информацию:
В списке всемирно известных географов вы найдёте пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков и даже государственных преступников. Они искали золото, а находили всемирную славу первооткрывателей, они гнались за властью и приключениями, а получали имя, записанное на карте. Но большинство из них стремились, открыть неизвестные земли. Люди путешествовали и совершали открытия во все времена. В 21 веке – веке компьютерных и космических технологий можно совершить кругосветное путешествие всего за 50 минут, а когда-то люди на это тратили годы, жертвовали своей жизнью, рисковали ради новых открытий.
Предлагает определить тему, цель, а также составить план (маршрут) урока.
Знакомит с информацией, задает проблемный вопрос:
Исторический период с 15 в. по 18 в., когда европейскими мореплавателями и путешественниками были сделаны географические открытия принято называть эпохой Великих географических открытий.
Однако люди совершали географические открытия, которые заслуживают определения “великие” и до и после этого периода.
Вопрос: Почему этот период назвали «Эпоха великих географических открытий»? Что могли совершить путешественники этой эпохи?
Записывает гипотезы на доске.
Слушают учителя.
Определяют тему, цель, план (маршрут) урока.
Слушают учителя.
Формулируют ответ, применяя полученные знания. Выдвигают гипотезы.
Познавательные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, выделять главное, умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи, высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Регулятивные: умение формулировать тему и цель урока, составление плана, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, аргументировать свое мнение.Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи, развитие логического мышления.
3
Актуализация знаний (5 мин).
Предлагает вспомнить, что было открыто (исследовано) до эпохи Великих географических открытий, задает вопросы:
В чем заслуга финикийцев в исследовании Земли?
В чем заслуга древнегреческого ученого Эратосфена?
В чем заслуга Васко да Гамы?
Какое плавание совершил Бартоломео Диаш?
Какие народы совершали открытия в древности и Средневековье?
Что такое материк?
Какие материки вы знаете?
Чем отличается материк от части света?
Формулируют ответ, применяя полученные знания.
Познавательные: делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией.
Регулятивные: участвовать в совместной деятельности, описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и сверстниками.
4
Первичное усвоение новых знаний (15 мин).
Задает вопросы:
Какие части света были открыты до 15 в.? Какие части света еще предстоит открыть?
Представляет информацию о происхождении названий частей света – Европа и Азия.
Задает вопрос: Какая часть света была открыта по ошибке?
Записывает гипотезы на доске.
Способствует организации работы в группах. Предлагает выполнить задания и заполнить таблицу:
1 группа: Открытие Америки. Прочитать текст на стр. 30, 31, рассмотреть рис. 21, 22. ответить на вопросы: В чем заслуга Х. Колумба? Почему он решил двигаться именно в таком направлении, пытаясь открыть новый путь в Азию?
2 группа: Первое кругосветное путешествие. Прочитать текст на стр. 31, 32, рассмотреть рис. 23. ответить на вопросы: в чем заслуга Ф. Магеллана? Все ли материки посетили участники первой кругосветной экспедиции? Какие континенты были в то время неизвестны?
3 группа: Открытие Австралии. Прочитать текст на стр. 32, 33. ответьте на вопросы: как переводится название «Австралия»? Почему? Кто открыл Австралию?
4 группа: Открытие Антарктиды. Прочитать текс на стр.33, рассмотреть рис. 26, 27. ответить на вопросы: русские моряки девять раз подходили на парусных судах «Восток» и «Мирный» к ледовым берегам Антарктиды, но высадиться на берег не смогли. Почему? Кто первым ступил на землю Антарктиды?
Предлагает выступить группам по очереди и представить результаты своей работы.
Формулируют ответ, применяя полученные знания.
Выдвигают гипотезы.
Организуют совместно с учителем работу в группе. Распределяют роли. Предлагают свой вариант таблицы.
Каждая группа знакомится с текстом и рисунками, заполняет фрагмент таблицы. Формулируют ответ, применяя полученные знания.
Одна группа выступает, оставшиеся три группы вносят недостающую часть информации в таблицу на основе презентации «Важнейшие географические открытия» и выступления группы.
Предметные: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.
Познавательные: Извлечение необходимой информации в учебных пособиях, выделять главное, составлять описания объектов, работать с текстовыми и нетекстовыми компонентами.
Регулятивные: Планирование деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и сверстниками.
5
Физминутка (1 мин).
Выполняют физминутку.
6
Первичное проверка понимания и закрепление полученных знаний (10 мин).
Предлагает выполнить задания на карточках каждому учащемуся:
Задание: 1. На карте показаны маршруты различных путешественников. Используя перечень фамилий путешественников и мореплавателей, составьте легенду карты.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Ответьте на вопросы:
1. Кому из путешественников принадлежит открытие Антарктиды?
А) Фернану Магеллану.
Б) Джеймсу Куку.
В) Марко Поло.
Г) Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву.
2. Кто из путешественников первым совершил кругосветное путешествие?
А) Марко Поло.
Б) Васко да Гама.
В) Христофор Колумб.
Г) Фернан Магеллан.
3. Какая часть света была открыта по ошибке?
А) Азаия.
Б) Америка.
В) Африка.
Г) Австралия.
4. Какой материк был открыт последним?
А) Антарктида.
Б) Северная Америка.
В) Африка.
Г) Австралия.
Подводит итог темы, ведет диалог с учащимися о гипотезах, выдвинутых в начале урока.
Работают индивидуально, проверяют свои знания.
Формулируют ответ, применяя полученные знания. Подводят итоги.
Предметные: прослеживать по картам маршруты путешествий.
Познавательные: Выбор эффективных способов выполнения задания, определять свое местоположение, выделять главное, существенные признаки понятий.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
Коммуникативные: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и сверстниками, учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признать ошибочность своего мнения и корректировать его.
Личностные: осознавать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.
7
Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин).
Предлагает оценить свою учебную деятельность:
Я понял тему урока:
Да, полностью.
Частично.
Почти ничего не понял.
Допишите предложения:
У меня были проблемы на уроке с ________________.
Я оцениваю свою работу на уроке на:
«5»
«4»
«3»
«2»
Оценивают свою учебную деятельность на уроке.
Познавательные: Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
Регулятивные: Контроль и оценка своей деятельности на уроке
Личностные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
8
Информация о домашнем задании (1мин).
Параграф 6, вопросы 1-3 стр. 34, подготовить сообщения. Творческое задание – нарисовать корабль одного из путешественников.
Записывают домашнее задание.
Личностные: формирование навыков самоорганизации.
Источники информации учащихся:
География. Начальный курс. 5 кл.: учебник – И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2016.
География. Начальный курс. 5 кл.: атлас. – М.: Дрофа, 2016.
Презентация «Важнейшие географические открытия».