Анализ урока на тему Важнейшие географические открытия.
Анализ урока по географии по ФГОС
учителя МБОУ «Подсосенская СОШ»
Ивановой Елены Николаевны,
по теме: «Важнейшие географические открытия»,
проведенного в 5 классе.
В 5 классе 18 учащихся. На урок присутствовали все ученики. Большинство обучающихся имеют хорошие знания, умения и навыки. Обучающиеся отличаются достаточно хорошей работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя. В общении наблюдались как сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся, использовалась подача материала с помощью технических средств. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учащихся 5 класса.
Данный урок является седьмым в курсе географии 5 класса и вторым по счету в разделе «Как люди открывали Землю».
Тип урока – урок «открытия» нового знания.
Дидактическая задача урока: выяснить вклад первооткрывателей в освоении Земли; прослеживать по картам маршруты путешествий; совершенствовать умения работать с контурной картой, учебной литературой; продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой; продолжить формирование умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность; продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); продолжить формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем; продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Цель урока: познакомить учащихся со значением Великих географических открытий.
Образовательные ресурсы, используемые на уроке - учебник, атлас, компьютер, проектор, экран, презентация «Важнейшие географические открытия».
План урока:
Открытие Америки.
Первое кругосветное путешествие.
Открытие Австралии.
Открытие Антарктиды.
Методы и формы обучения, реализуемые на уроке:
- методы: наглядные, частично-поисковый, практический, контроля
- формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
предметные: научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.
метапредметные:
- коммуникативные: добывать недостающую информацию в учебных пособиях;
- регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию «Важнейшие географические открытия»;
-познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли;
личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Технологии, реализованные на уроке: здоровьесбережения, образовательные, проблемного обучения, развивающего обучения, развитие исследовательских навыков, информационно-коммуникационные.
Виды деятельности: работа с текстом учебника, атласом и презентацией, работа на листочках и с карточками.
Цель и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом плане. Поставленная цель была достигнута, ребята вели самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, самостоятельно приобретали новые знания и практические умения; делали выводы, строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение, оценивали результаты своей деятельности.
Выбранная структура урока рациональна для реализации планируемых результатов. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная, групповая и индивидуальная.
В ходе урока развивались навыки работы с различными источниками информации. Основной задачей на уроке являлось создание условий обучающимся для самостоятельной работы и помощь обучающимся при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно-познавательную деятельность, занимала большую часть урока, что является высоким показателем урока. Для повышения интереса к уроку использовалась групповая форма организации работы, что повысило учебную и познавательную мотивацию у обучающихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным.
Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
Цель и планируемые результаты урока были достигнуты. На уроке происходило формирование личностных качеств обучающихся, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.
Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.
Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.
Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока достаточно хорошая, так как все обучающиеся работали; все обучающиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.