Презентация по географии. Рассвет на карьере Михайловского ГОКа.
Рассвет на карьере Михайловского ГОКа Фото Дмитрия Чистопрудова Курская магнитная аномалия (КМА) — самый мощный в мире железорудный бассейн. Её залежи оцениваются в 200—210 млрд. тонн, что составляет около 50% железорудных запасов на планете. Михайловское месторождение входит в Курско-Орловский железорудный район, расположенный на территории Курской и западной части Орловской областей В настоящее время границы простирания залежей железных руд КМА охватывают площадь размером свыше 160 тыс. кмІ, захватывая территории девяти областей Центра и Юга страны. Добыча руд Михайловского месторождения происходит в трех карьерах (Южном, Центральном и Северном), имеющих общую протяженность около 6 км и ширину около 4 км. Объем разведанных запасов руды данного месторождения составляет более 11 млрд. тонн, что является достаточным для работы предприятия на введенных мощностях на протяжении 300 лет. В 1923 году на глубине 167 метров были добыты первые образцы железных руд. В 1950 было открыто Михайловское железорудное месторождение и через семь лет было принято решение Совета Министров СССР о начале строительства горнорудного предприятия по добыче руды. Вскоре в карьере были проведены первые вскрышные работы и в 1960 году был добыт первый ковш богатой железной руды. Разработка пород рыхлой вскрыши в карьере комбината ведется шагающими экскаваторами типа «драглайн» ЭШ 10/50. Породы рыхлой вскрыши доставляются железнодорожным транспортом на внешние отвалы и частично на заводы для производства стройматериалов. В октябре 1967 года началось строительство горно-обогатительного комплекса и в октябре 1973 года получен первый железорудный концентрат. Сырьевая база комбината — уникальные по масштабам и качеству запасы железистых кварцитов. Ночью работа не прекращается ни на минуту и ведется в том же ритме, что и днем. Ночной карьер похож на целый город, зрелище потрясающее! Добыча руды осуществляется открытым способом при помощи взрывания, экскавации и транспортировки горной массы автомобильным и железнодорожным транспортом. Попутно добывается нерудное минеральное сырье – песок, мел, кристаллические сланцы, кварцитопесчаник, которое с помощью внутреннего железнодорожного транспорта отгружается потребителям. Также с помощью железнодорожного транспорта производится перевоз ненужной скальной и рыхлой породы на специальные отвалы. Отработке горной массы (вывозу ее из карьера) предшествует взрывная подготовка, проводимая с целью разрыхления массива горных пород. Бурение взрывных скважин осуществляется специальными буровыми станками. Скважины заполняют зарядом и по цепочке взрывают. За 1-2 секунды поочередно взрывается несколько десятков скважин. Если взорвать все одновременно, то сила детонации будет сравнима с землетрясением. Взрывание выполняется как штатными взрывчатыми веществами (тротил, аммонит и др.), так и гранэмитом собственного изготовления. На фотографии видно небольшие кучи породы — это места заложения взрывчатки. Процесс бурения скважин. Рабочий вес такой машины около 400 тонн, а высота (с головным блоком стрелы) почти с пятиэтажный дом. Гусеничное ходовое устройство позволяет передвигаться на уклонах до 12 градусов. Если рядом с отработкой проходит железнодорожное полотно, экскаваторы загружают руду и породу сразу в вагоны. Отработка железистых кварцитов и скальной породы производится огромными экскаваторами типа «механическая лопата». Вместимость ковша такого экскаватора составляет 10 кубометров или кузов одного КАМАЗа. В случае, когда до железной дороги далеко, руду грузят сначала в карьерные самосвалы, а потом перегружают в железнодорожный транспорт на специальных перегрузочных пунктах в карьере. Вблизи эти машины просто огромны! Например у этого БЕЛАЗа двигатель в 1600 л.с! Всю свою мощность он отдает не механической трансмиссии, а генератору переменного тока, который в свою очередь питает тяговые электромоторы. На 100 километров пробега такого слоненка расходуется около 200 литров дизельного топлива. Буровые станки, экскаваторы, огромные автосамосвалы, бульдозеры, железнодорожные составы, на глубине 300 метров кажутся игрушечными. До рабочих мест сотрудников развозят на автобусах Карьер на рассвете — завораживающее зрелище. Чтобы спуститься до своего места работы пешком может понадобиться до полутора часов. Перевоз руды на обогатительную фабрику и скальной рыхлой вскрыши на отвалы производится с помощью специальных железнодорожных составов. Во главе состава стоит тяговый агрегат ОПЭ1А, который специально предназначен для работы на железных дорогах открытых горных разработок и способен вытянуть из карьера груженый состав вагонов-думпкаров (грузовых вагонов для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород). На комбинате такие поезда называют «вертушками» из-за опрокидывающегося при разгрузке кузова вагона. Грузоподъемность думпкара около 150 тонн, а вес около 25. Для обеспечения необходимой прочности пол кузова сделан многослойным, он состоит из уложенного на раму нижнего стального листа, амортизирующей прослойки и верхнего пакета листов. Из-за постепенной разработки карьера железнодорожные пути часто приходится демонтировать и заново перекладывать. Так как «вертушки» работают на электричестве, все пути приходится электрифицировать. Более 25 % продукции ГОК отправляет на экспорт. Основные страны — Украина, Чехия, Словакия и Румыния. На сегодняшний день МГОК производит около 20 % отечественного железорудного сырья, на его долю приходится 25 % общероссийского производства окатышей. На фотографии со спутника хорошо видно, что карьер по размером больше, чем город Железногорск со 100 тысячами жителей. А город, между прочим, второй по величине в области после Курска... Михайловский ГОК — единственный из больших карьеров КМА, который имеет смотровую площадку, круглосуточно открытую для всех желающих. Именно такой вид открывается с этой точки.