Путешествие в прошлое (краткое содержание)
Театр Т Творчество
Игра И Интеллект
Моделирование М Мышление
Оригинальность О Одаренность
Шутки Ш Шарады
Активность А Азарт
Цель: Формирование психологической и личностной готовности к систематическому школьному обучению, самообразованию, самосовершенствованию, к реализации себя во взрослой жизни, успешному восхождению в социуме.
I ступень – «Кроха» (2-3 года):
II ступень – «Малыш» (4-5 лет): Звукарик, Логика для малышей
III ступень – «» (6 лет): Читайка, Риторика, Экология, Занимательная математика, Логика, Ритмопластика, Английский язык, Философия
IV ступень – «УРА» -Успех Радость Азарт (Детский театр: 10-13 лет)
V ступень – «» -
VI ступень – «Лидер» (Профильная группа – ВУЗ)
"Вхождение в социум"
Дополнительное образование - удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей.
Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации, возможность адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям.
Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личного достоинства.
Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, должно привести к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Дополнительное образование - фон для освоения образования общего. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей (не все дети способны к академическому учению).
Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области Дополнительного Образования (ДО) в школе являются личностно-ориентированные технологии обучения.
Цель
Дополнительного образования - выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс ДО программ, имеющих социальную, культурологическую, профориентационную, оздоровительную и досуговую направленность, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, а также диагностики уровня усвоения знаний обучающимися, их умений и навыков.
Основные направления развития социально-педагогической деятельности:
знакомство с народными традициями как духовно-нравственной основой социальной работы:
родиноведение как форма работы с детьми и их родителями:
межсемейная кооперация и предпринимательская деятельность в традиционной форме артели:
родительская школа (социальная работа с детьми дошкольного возраста):
формирование здорового образа жизни:
привлечение семьи к сфере детского досуга, что позволит объединить жителей микросоциума в формировании уклада их жизни, в возрождении любви к национальным традициям и ремеслам:
благотворительная помощь инвалидам.
Развитие социально-педагогической деятельности в области ДО детей в школе подтверждает ряд преимуществ:
возможность проведения ранней коррекции и реабилитации ребенка на всех возрастных ступенях:
координация в работе с семьей усилий специалистов, творческой интеллигенции.
Нравственное совершенствование среды, предупреждение духовной пустоты в сфере быта, свободного времени, моделирование единой неразрывной системы воспитания взрослых и детей в социуме, создание в нем целостного воспитательного комплекса - наиважнейшие социально-педагогические задачи ДО в школе.
Организация учебно-воспитательного процесса во внеурочное время.
Обучение на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
Предоставление детям возможности: сочетать различные направления и формы занятий (со стороны ребенка); переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).
Создание наиболее комфортных условий пребываний детей на занятиях, принципиально отличающиеся от условий обучения на уроках.
УВП происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Он отличается демократичностью общения, что способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.
"Педагогический театр... детский театр- театр для детей и взрослых"
Художественная игра, которая воспитывает, не встречая сопротивления среди играющих и способствует живому, деятельному общению.
Воздействия синтеза искусств + каждый интересен всем .
Искусство своей силой и могуществом раз и навсегда втягивает их в свою орбиту. Ребенок и взрослый - участники творческого процесса.
Атмосфера фантазии, инициативы, самостоятельности и импровизации.
Школьный педагогический театр! Чувство свободы, раскованности, поиска и ... озарения от творческих находок в процессе совместной игровой художественной деятельности делает общение ребят друг с другом особенно жизненно значимым и эмоционально привлекательным.
Игровой воспитательный процесс с образовательными целями (задачами).
"... для того, чтобы затрепетала эта живая душа, надо знать ребенка, знать его силу и слабости, понимать его мысли, переживания, бережно прикасаться к его сердцу", В.А. Сухомлинский.
«Открытие слова»
(от звука к «живому» слову)
«Слово – великий владыка, который,
имея довольно небольшое тело, вершит удивительные дела.
Оно может и страх выгнать, и печаль уничтожить,
и радость вселить, и сочувствие пробудить».
Георгий
Новый взгляд, новые подходы, новые технологии привели к тому, что многие учителя и педагоги дополнительного образования переосмыслили методику преподавания, глобально изменив свою позицию по отношению к ребенку.
Ребенок становится центром усилий педагогического потенциала учителя, а еще заказчиком на образование иного качества.
Вовлеченность педагогов с различными профессиональными позициями в выработку единого педагогического кредо, позиции, общих ценностей, традиций...
Качественные изменения происходят и в индивидуальном педагогическом сознании, в содействии приобретению нового опыта профессионального поведения, а также формировании иного педагогического мировоззрения.
Единение педагогов продолжается.
Умение общаться, умение выразить себя и понять другого - это все сближает учеников и педагогов, учеников друг с другом, родителей и педагогов...
Педагоги всех направлений понимают, что развитие языковой личности - это очень важно. А для этого нужно узнать ученика. Это- путь к самопознанию. Вот здесь-то и возникнет у педагога желание исследовать, диагностировать... творить.
Овладение гуманитарной культурой через совместную деятельность ребенка и взрослого. Свободное развитие ученика, исходящее из его безусловного права на индивидуальность бытия.
На них ярко проявляется единство педагогов школ и педагогов дополнительного образования.
На первый план выходит творческий потенциал учителей и учеников.
Ярко видна связующая нить - РЕЧЕВАЯ деятельность.
Речь как средство общения.
Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешности в жизни.
Воспитание чуткости к слову.
Формирование чутья к слову.
Большое значение имеет также формирование эстетического идеала в области устной речи, языкового вкуса. Дети должны знать критерии хорошей речи.
Речь, ведущая к познанию.
Познавательная функция речи теснейшим образом связана с семантической, то есть смысловой стороной слова.
От звука родной речи к слову, к его смысловому содержанию. От слова к смыслу речи, к многосторонним формам его проявления. Задача стоит в том, чтобы передать определенную информацию, свои мысли и чувства в неискаженном виде.
Речь становится действительно средством мышления. Вся незаметная работа мысли направлена на поиски смысла, выраженного разными языковыми способами (словами, особенностями написания, произношения, грамматическими формами и т.п.)
«Речь организует и упорядочивает мир».
Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан: он так же неисчерпаем, как Космос, Вселенная.
Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
Слово сближает человечество, любовь к слову формирует человека как языковую личность, культурную и толерантную.
Воспитание словом
Настоящий человек – это человек гармонической и многогранной духовной жизни; личность человеческая проявляется и раскрывается, удерживается и выражается только в духовном мире, связанном с интеллектуальными, эстетическими, эмоциональными ценностями и приобретениями человечества.
Потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей – это является творческим смыслом педагогики. Педагог творит единомышленников и людей, влюбленных в интеллектуальные, эстетические ценности человечества. Он формирует в детях:
Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя;
Интеллектуальное богатство, творческий ум;
Эстетическое богатство личности;
Любовь к труду, влюбленность в дело;
Физическое совершенство.
Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев.
Воспитание словом – самое сложное, трудное, что есть в педагогике и в школе.
Слово учителя считает В.А. Сухомлинский самое необходимое и самое тонкое прикосновение человека, убежденного в правоте и красоте своих взглядов, убеждений, мировоззрения, к сердцу человека, жаждущего быть хорошим. Воспитание словом становится возможным лишь там, где перед воспитателем – воспитуемый человек. Творить человеческую воспитуемость – эта красная нить этического воспитания.
Там, где дети творят радость людям, слово воспитателя становится могучей силой. Если у детей сердца откроются перед человеческими радостями и горестями, воспитание с самого начала гармонически сольется с самовоспитанием.
Наиболее ответственный период становления той грани человеческой воспитуемости, которая заключается в формировании потребности в человеке - это годы детства. Именно в этот период надо воспитывать щедрость души во имя счастья других людей, которая формирует потребность в человеке.
Воспитуемым человека делает глубокая вера в другого человека.
Воспитуемым делает красота. Духовная жизнь в мире прекрасного – чувствование, созидание, сохранение красоты в окружающем мире. Этическое воспитание, творение настоящего человека – это призыв быть прекрасным.
Мир красоты вокруг нас неисчерпаем и безграничен. Слово педагога – этическое поучение должно дойти до самых сокровенных уголков его души и пробудить желание быть прекрасным. Исключительно важно, чтобы в духовной жизни каждого питомца наступил момент озарения, изумления красотой, восторга перед красотой.
Изумление человеком – вот что должно стать основой школьного воспитания. Дух изумления создает ту утонченность сердца, благодаря которой слово становится могучим средством воспитания. Красота человеческого духа утверждает веру в человека, в человеческое счастье.
Особенности слова в системе «человек-человек»
Слово принадлежит именно человеку. Слово – знак, имеющий формальную (внешнюю) и содержательную (внутреннюю) сторону. Знак, служащий для общения людей. Слово содержит эмоциональную оценку (положительную и отрицательную)
Слово – живое очеловеченное.
Задача: обучение живому языку, «очеловеченному», привить интерес, раскрыть секреты его «оживления», ввести детей в мир языка, ощутить его как стройную, гармоничную систему, приобщить ребят к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность слова.
Увлекательный развивающий материал:
Игры со словами
Умные вопросы
Практические творческие задания
Нестандартные способы организации речевой творческой деятельности ребенка.
«Слово - магнит»
«Вкус слова»
«Слово. Чувство. Образ»
«Словотворчество. Словодеятельность.»
Формирование речевой культуры.
Формирование интеллектуальной терпимости.
Совершенствование речевой культуры.
Успешность речедеятельности.
Родное слово – мир его настроений, его души, его характера.
Формирование успешной творческой языковой личности.
«ТИМОШа»
Группа-1 Группа-2
4-5 лет 6-7 лет
Вишнякова Е.Г. Фетцер Е.Х.
Стержень работы в «ТИМОШе» - СЛОВО.
«Барахтанье» в звуках
Впитывание звуковой материи
Высвобождение слов из внутреннего мира
Конструирование речевой деятельности
Словесный «трансформер»
Игры со звуками, со словами, игры в сказку
Увеличение словарного запаса
Эмоционально-чувствительная сторона речи
Владение словом- инструментом общения, мышления – неоценимое богатство.
«Пойми меня» - главное чтобы в школе ребенка понял педагог.
КАРТА СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА
«Открытие слова»
(от звука к «живому» слову)
Конструирование речевой деятельности
«Пойми меня»
«Путь к слову»
РЕЧЕВАЯ деятельность
Речь как средство общения
«Волшебные слова»
«Азбука важных слов»
«Размышления о слове»
«Живое слово»
«К истокам слов»
Ребенок – исследователь
«Родословная слова»
«Внутренние силы слов»
«Интеллектуальная терпимость»
Педагогический театр «ТИМОШа»
(дополнительное образование)
Речевая импровизация
Словотворчество
Самореализация
Самосовершенствование
Формирование успешности
КАРТА РЕАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Этап оценивания проекта
Значимость и актуальность выдвинутых проблем.
Активность каждого участника проекта.
Коллективный характер принимаемых решений
Характер общения и взаимопомощи,
взаимодополняемости участников проекта.
Оформление результатов проведенного проекта.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
I класс
1. Устное сочинение-рассуждение «Могут ли птицы и рыбы сходить друг другу в гости?»
2. Устные сочинения-рассуждения «Как защитить воду от злючки - грязючки?»
3. Устная сказка «Девочка-снежинка»
4. Как образуются слова (Сочинение-сказка с героями данного текста)
5. «Письмо курочке Рябе», «Мой любимый чайник»
II класс
1. Сочинения о маме
2. Сочинения-размышления «При солнышке тепло, при матери добро»
3. «Мой зеленый друг на подоконнике»
4. «Как я отдыхал летом»
5. «Братья наши меньшие»
6. О чем чирикал воробей»
7. «Путешествие осеннего листика»
8. Сочинение-размышление «Что такое доброта»
9. Сочинения: «Весна» «Зима» «Осень»
10. «Моя родословная»
11. «Почему я люблю читать»
12. «Спор растений»
13. «Если бы я был волшебником»
14. «Моя любимая книга»
15. Памятки поведения человека на природе
III класс
1. Сочинения о маме
2. Сочинение на тему «Злой колдун прошел по земле и срубил все деревья»
3. «Могут ли белки жить в воде?»
4. «Животные в истории моей семьи»
5. «О чем чирикал воробей»
6. Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме»
7. Сочинения: «Весна» «Зима» «Осень»
8. «Природа – источник доброты»
9. «Смешные истории в моей жизни»
10. Памятки поведения человека на природе
IV класс
1. Сочинения о маме
2. Сочинения-рамышления о доброте
3. Сочинение «Признание в любви» (о маме)
4. «Пожелание Землянам 2003 года»
5. Сочинение-рамышление на тему «Что такое щедрость»
6. Сочинение «Осень»
7. Сочинение «Мой Гаврош» (высказывание своего отношения к Гаврошу»
8. «Школа моей мечты»
9. Подборка пословиц о «словах-друзьях», «словах-врагах»
10. «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту»
11. Памятки поведения человека на природе
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Д.С. Лихачев «Раздумья»
Москва, «Детская литература», 1991
Е. Осетров «Аз-свет миру»
Москва, «Детская литература», 1989
В.Г. Косторомов «Жизнь языка»
Москва, «Педагогика – Пресс», 1994
Л.Т. Григорян «Язык мой - друг мой»
Москва, «Просвещение»,1976
В.Е. Гольдин «Речь и этикет»
Москва, «Детская литература», 1983
И.Г. Милославский «Как разобрать и собрать слово»
Москва, «Просвещение»,1993
С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»
Москва, «Педагогика», 1989
Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Союз Санкт – Петербург, 1997
Под ред. Т.Г. Рамзаевой «Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников», Санкт-Петербург, «Специальная литература», 1997
Е.В. Субботский «Ребенок открывает мир», Москва, «Просвещение», 1991
Е. Синицына, «Умные слова», Москва, «Лист», 1999
А.А. Реан, Я.Л. Коломинский «Социальная педагогическая психология», «Питер», 1999
О.А. Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль, «Академия развития», «Академия Ко», 1998
Ю.В. Откупщиков «К истокам слова», Москва, «Просвещение»,1986
И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков», Ярославль, «Академия развития», «Академия Ко», 1998
Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», Харьков, «ФОЛИО», 1996
Н.Ф. Талызина «Педагогическая психология», Москва Академия, 1998
В.В. Гузеев «Образовательная технология: от приема до философии», Москва. «Сентябрь», 1996
Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения», Ярославль, «Академия развития», 2001
Н.К. Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся», Москва, «Педагогический поиск», 1999
С.И. Львова «Язык в речевом общении», Москва, «Просвещение», 1991
Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова «Я хочу», Санкт-Петербург, 1993
В.В. Волина, «Откуда пришли слова», АСТ ПРЕСС, Москва, 1996
В.В. Волина, «1000 игр с буквами и словами», АСТ ПРЕСС, Москва, 1996
И.Я. Бурау «Загадки мира букв», «Загадки мира слов», «Сталкер», 1997
«ЧЕРЕЗ ИГРУ – К СОВЕРШЕНСТВУ»
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
работы детского клуба "Классные ребята"
на учебный год
Содержание работы
Месяц
I этап: Сценическая речь
Организационный период
- Е. Синицына «Умные слова» (Через игру – к совершенству)
- Н.К. Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся»
сентябрь
Подготовка и проведение интеллектуальных игр:
1Б класс «Осенины»
4Б класс "Осенние головоломки!"
Цель: заинтересованность учащихся, привлечение к активному, деятельному общению, формирование положительных эмоции.
На основе игрового, фольклорного материала.
октябрь
1Б класс "Небылицы в лицах"
4Б класс «Щедринки»
Цель: развитие речи, коммуникативное развитие, формирование познавательной активности в игре.
На основе фольклорного, литературного, игрового материала.
ноябрь
1Б класс «Новогодние приключения»
4Б класс "Сказочный карнавал"
Цель: формирование доброго отношения, развитие эмоциональной сферы.
На материале сказок народов мира, музыкальных игр.
декабрь
1Б класс Невероятные приключения «Китайской Козы»
4Б класс -//-
Цель: развитие воображения, творческого озорства, фантазии переходящей в последствии в исследования, обогащение словаря детей литературно-поэтическими словами.
На литературном, игровом, музыкальном материале.
Совместное действо 1Б, 4Б, 8Б, 11А + родители данных классов.
январь
1Б класс «День святого Валентина»
На основе поэтического материала.
4Б класс "Рыцарский турнир"
Цель: знание основ этикета, умение общаться.
На соревновательно - игровом материале.
февраль
1Б класс "Словесные кружева"
4Б класс "Девицы - красавицы"
Цель: знание основ этикета, умение общаться.
На соревновательно - игровом материале.
март
1Б класс "Экологические сказки"
4Б класс «День Земли», «День воды»
Цель: экологическое воспитание - воспитание души и тела.
На познавательном материале.
апрель
1Б класс «Весенние игрища»
4Б класс "Что кому нравится!"
Цель: коллективное творчество в области образного решения.
На литературно - музыкальном материале.
май
"Интеллект-тренинг" (4Б класс) - интеллектуальный театр:
"Загадки для нестандартно мыслящих"
"Занимательные логические задачи"
"Этикет - шоу"
"Фантазеры"
"Веселый турнир" (интеллектуальное соревнование)
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615