Индивидуальная рабочая программа по русскому языку 7 класс (VIII вид)

Управление образования администрации Беловского района
Курской области
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Долгобудская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области


Рассмотрена и принята «Утверждаю»
на заседании педагогического приказ № по
совета Долгобудской СОШ
Протокол №1 от « 01 » сентября 2016 г.
от « 30 » августа 2016 г. Директор школы
Л.Н.Мищенко






Индивидуальная
рабочая программа
по русскому языку
7 класс







Разработала: учитель
I квалификационной категории
Алтухова Елена Анатольевна










с. Долгие Буды
2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для умственно отсталых детей разработана по авторской программе по русскому языку: А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, С.Ю. Ильина, Э.В. Якубовская под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: «Просвещение», 2013.
Учебным планом выделено 2 часа, всего 68 часов.
Программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.       Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативный подход к обучению речи не может быть обеспечен без усвоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.       Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка  катушка, семья  семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.       Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный  глинистый, экскаватор  эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом  домик, дом  домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.       Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).       В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога  прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.       Коммуникативная направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.       С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.       При изучении темы «Текст» у учащихся 59 классов формируются следующие умения:       -определять тему и главную мысль готового текста;       - выделять ведущую мысль, заключенную в отдельном предложении текста;       - определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;       -выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи;       -отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;   - с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты и исправлять их.       Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
«Деловое письмо» в 5-9 классах как область применения письменных речевых знаков, способствующих укреплению межличностных связей в различных жизненных ситуациях, занимает особое место в обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Учащиеся знакомятся с различными видами деловых бумаг, их назначением, применением, структурным содержанием, овладевают тематическим словарем и выполняют разнообразные практические упражнения.       Приоритеты в обучении речевой деятельности над языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В  частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.       Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся должны уметь:
-писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
-подбирать однокоренные слова с помощью вопроса;
-различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;
-решать орфографические задачи с помощью учителя.


































ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Звуки и буквы. Текст
      Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Их дифференциация.       Соотношение произношения и написания (соответствие и несоответствие произношения написанию в корне, приставке, окончании).       Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить орфограмму, устанавливать ее место (приставка, корень, окончание), выбирать способ решения орфографической задачи (подбор или подстановка проверочного слова).       Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах. Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит.       Единство темы, наличие основной мысли и ее развитие, части текста (вступление, основное содержание, заключение), изобразительные средства языка (сравнение, определение, употребление слов в переносном значении).
Предложение. Текст
      Простое предложение с однородными членами с бессоюзной и союзной связью. Союзы и, а, но. Знаки препинания.       Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных членов. Интонация перечисления и сопоставления. Паузы между однородными членами. Логическое ударение на сопоставляемых понятиях.       Использование различных грамматических категорий (существительное, прилагательное, глагол) в качестве однородных членов.       Выделение в отрывке литературного произведения смысловых частей, средств связи предложений, образных выражений. Изложение текста.
Слово. Текст
Состав слова
Корень, приставка, суффикс, окончание. Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания.       Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок  волчище, Маша  Машенька).       Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.       Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.       Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне.       Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым знаком (ъ).       Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами.
Части речи
      Существительное. Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера.       Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте.       Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу.       Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверка окончаний способом подстановки существительного того же склонения и падежа, но с ударным окончанием.       Склонение существительных во множественном числе.       Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце. Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном и во множественном числе (тишь, врач, туч).       Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия, разные падежные формы имен существительных).       Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их нахождения (где?). Построение текста по аналогии.       Прилагательное. Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный).       Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие.       Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование образных средств языка (определение, сравнение).       Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.       Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям.       Местоимение. Значение личных местоимений в речи.       Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными.       Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.       Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.       Раздельное написание предлогов с местоимениями.       Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тексте.       Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора), главная часть (где? что?), заключение (впечатление).       Глагол. Роль в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства, цвета, звучания).       Слова, близкие и противоположные по значению. Включение их в предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто.       Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?).       Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени.       Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы (-тся, -ться).       Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение).       Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.       Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи.       Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно).
Предложение. Текст
      Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение его с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения.       Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. Их сравнение. Использование схем. Знаки препинания.       Выделение простых и сложных предложений из литературного текста. Составление предложений различных конструкций по картинкам, по ситуации, по теме.       Работа с диалогом, решение в нем различных речевых задач: сообщение новой информации или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с мнением говорящего. Введение выражений: Я так не думаю. Я не могу согласиться. Мне трудно тебя убедить и т. д.       Использование обращения в деловых бумагах.       Рассказ и описание как типы текстов. Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. Их структура.
      Упражнения в составлении коротких текстов описательного или повествовательного характера по плану. Использование простых и сложных предложений.       Исправление в тексте нарушений логики и последовательности изложения темы, речевых недочетов, связанных с неправильным употреблением местоимений, текстовых синонимов, временных форм глагола, повторов глагольной лексики (был, был... стоит, стоит...), неточного использования изобразительных средств.
Повторение
Связная речь
      Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и отбором опорных слов.       Свободный диктант по тексту описательного характера.       Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана.       Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала.       Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.       Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему.       Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему, с отбором речевого материала.       Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему.       Письмо с элементами описания (предмета, места, картины, пейзажа) по данному плану.       СЛОВАРЬ: антракт, бассейн, велосипед, география, естествознание, кабинет, километр, лекарство, мастер, мороженое, насекомое, недавно, портрет, порядочный, почтальон, приветливый, рецепт, сантиметр, спектакль, стадион, станок, театр, температура, тренер, тренировка.




















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п
Название раздела, темы
Коли-чество часов






Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.
1


Разделительный мягкий и твердый звуки в словах.
1


Правописание безударных гласных в словах.
1


Правописание звонких и глухих согласных в словах.
1


Звуки и буквы. Закрепление знаний.
1


Предложение. Текст.
1


Предложения нераспространенные и распространенные.
1


Распространение предложений однородными членами.
1


Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами.
1


Обращение. Его место в предложении.
1


Корень. Однокоренные слова.
1


Приставка.
1


Суффикс.
1


Окончание.
1


Безударные гласные в корне.
1


Звонкие и глухие согласные в корне.
1


Правописания в корне.
1


Правописание приставок.
1


Знакомство со сложными словами.
1


Правописание сложных слов.
1


Образование сложных слов.
1


Состав слова. Закрепление знаний.
1


Различение частей речи.
1


Образование одних частей речи от других.
1


Существительное.
1


Род и число существительных.
1


Правописание существительных с шипящей на конце.
1


Существительные 1-го склонения.
1


Определение склонения существительных по начальной форме.
1


Существительные 2-го склонения.
1


Существительные 3-го склонения.
1


Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения.
1


Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения.
1


Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения.
1


Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения.
1


Текст. Установление последовательности фактов в тексте.
1


Существительное. Закрепление знаний.
1


Прилагательное.
1


Словосочетания с прилагательным.
1


Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
1


Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.
1


Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
1


Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
1


Склонение прилагательных женского рода по падежам.
1


Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.
1


Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.
1


Прилагательное. Закрепление знаний.
1


Глагол. Значение глаголов в речи.
1


Изменение глаголов по временам.
1


Изменение глаголов по числам.
1


Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.
1


Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени.
1


Время и число глаголов. Закрепление знаний.
1


Текст. Составной план текста.
1


Понятие о неопределенной форме глагола.
1


Постановка глаголов в неопределенную форму.
1


Частица не с глаголами.
1


Глагол. Закрепление знаний.
1


Местоимение. Личные местоимения.
1


Местоимения 1-го лица.
1


Местоимения 2-го лица.
1


Местоимения 3-го лица.
1


Изменение местоимений по лицам и числам.
1


Личные местоимения. Закрепление знаний.
1


Простое предложение.
1


Сложное предложение.
1


Простое и сложное предложение. Закрепление знаний.
1


Повторение.
1
























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата прове-дения
Оборудова-ние
Приме-чание


Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.
1

Учебник, наглядные пособия.



Разделительный мягкий и твердый звуки в словах.
1

Учебник, наглядные пособия, таблицы.



Правописание безударных гласных в словах.
1

Учебник, карточки.



Правописание звонких и глухих согласных в словах.
1

Учебник, карточки.



Звуки и буквы. Закрепление знаний.
1

Учебник, карточки.



Предложение. Текст.
1

Учебник, наглядные пособия.



Предложения нераспространенные и распространенные.
1

Учебник, наглядные пособия.



Распространение предложений однородными членами.
1

Учебник, наглядные пособия.



Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами.
1

Учебник, наглядные пособия.



Обращение. Его место в предложении.
1

Учебник, наглядные пособия.



Корень. Однокоренные слова.
1

Учебник, наглядные пособия.



Приставка.
1

Учебник, наглядные пособия.



Суффикс.
1

Учебник, наглядные пособия.



Окончание.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Безударные гласные в корне.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Звонкие и глухие согласные в корне.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Правописания в корне.
1

Учебник, карточки.



Правописание приставок.
1

Учебник, карточки.



Знакомство со сложными словами.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Правописание сложных слов.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Образование сложных слов.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Состав слова. Закрепление знаний.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Различение частей речи.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Образование одних частей речи от других.
1

Учебник, наглядные пособия.



Существительное.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Род и число существительных.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Правописание существительных с шипящей на конце.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Существительные 1-го склонения.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Определение склонения существительных по начальной форме.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Существительные 2-го склонения.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Существительные 3-го склонения.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения.
1

Учебник, карточки.



Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Текст. Установление последовательности фактов в тексте.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Существительное. Закрепление знаний.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Прилагательное.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Словосочетания с прилагательным.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
1

Учебник, наглядные пособия.



Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Склонение прилагательных женского рода по падежам.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Прилагательное. Закрепление знаний.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Глагол. Значение глаголов в речи.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Изменение глаголов по временам.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Изменение глаголов по числам.
1

Учебник, наглядные пособия.



Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Время и число глаголов. Закрепление знаний.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Текст. Составной план текста.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Понятие о неопределенной форме глагола.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Постановка глаголов в неопределенную форму.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Частица не с глаголами.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Глагол. Закрепление знаний.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Местоимение. Личные местоимения.
1

Наглядные пособия, карточки, рисунки.



Местоимения 1-го лица.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Местоимения 2-го лица.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Местоимения 3-го лица.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Изменение местоимений по лицам и числам.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Личные местоимения. Закрепление знаний.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Простое предложение.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Сложное предложение.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Простое и сложное предложение. Закрепление знаний.
1

Учебник, наглядные пособия, карточки.



Повторение.
1

Учебник, наглядные пособия.














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Список литературы
А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова « Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». – М.: Просвещение, 2002.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. М.И. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2013г.
Прокопенко М.Е. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2009 г.
Томарова Т.И. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2009 г.
Якубовская Э.В. Русский язык. 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.


15