Методическая разработка по истории Горного Алтая
МБОУ «БАЛЫКТУЮЛЬСКАЯ СОШ»
Мамаева Анастасия Алексеевна- учитель истории
Практическая деятельность
на уроках истории Горного Алтая.
Предисловие
Методическая разработка предназначена для контроля по курсу истории Горного Алтая. Задания составлены с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ17.12.2010г.) к подготовке выпускников основной школы по истории Горного Алтая.
В методической разработке содержатся две группы заданий: 1) с выбором ответа;2) определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает; 3) со свободным развернутым ответом.
Задания первой группы предполагают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Они позволяют проверить знание терминов, дат, авторов произведений.Во вторую группу входят задания :определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает и т.д.; При их выполнении проверяются умения систематизировать и классифицировать явления. Соотносить единичные факты и общие процессы. Ответ дается в виде сочетания цифр, слова.
В третью группу входят самые сложные задания- для анализа текстов из различных социальных источников. Вопросы и задания предусматривают поиск информации в тексте. Определение основной мысли текста, основных понятий и явлений, о которых идёт речь. Ответ дается в виде краткого высказывания.
№1 Рассмотрите изображение и ответьте на вопросы.
Какое событие иллюстрирует данная картина?
Революционные события в Горном Алтае в 1917-1918г.
Присоединение Горного Алтая к России
Гражданская война 1917-1921гг.
Горный Алтай в годы царствования Николая II.
Ответ: _______
№2 Рассмотрите картину И.И. Ортонулова «Указ Императрицы Елизаветы Петровны»
В каком году происходили события, отраженные на картине?
1756г
1800г.
1912г
1660г.
Ответ: _____
№3. Рассмотрите картину и ответьте на вопрос.
Кто является автором данной картины?
1)В. Костик
2) И.И. Ортонулов
3) С.К. Янсон
4) В.Д. Запрудаев
Ответ: ____________________________
№4. Рассмотрите картину «Озеро горных духов» и ответьте на вопрос:
Кто является автором картины «Озеро горных духов»:
1) И.И. Ортонулов 3) С.К. Янсон 2) Г.И.Гурктн 4) В.Д. Запрудаев
№5. Какая существует связь между этими гербами?
Что ты знаешь об этом. Напиши_______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
№6. Определите гербы каких районов изображены?
Ответ1 2. 3.
4.____________________5._______________________6.___________________
№7.
2) 3)
Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает.
Ответ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
№8.
.
1). 2). Указ о принятии Горного Алтая 3).
в состав России.
Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает.
№9. На карте обозначьте где находятся памятники, кому принадлежит герб подпиши их названия
_________________________________
_________________________ 3)___________________________
Прочитайте текст и выполните задания.
6 октября 1993 г. Государственное Собрание- Эл Курултай Республики Алтай утвердило герб Республики Алтай. Автором проекта государственного герба Республики Алтай является заслуженный художник Российской Федерации Игнат Иванович Ортонулов.
Герб республики выражает исторические традиции, особенности территории и проживающих народов. Он изображает в золотисто- желтом цвете на голубом небе (небо Алтая) мифического грифона, который символизирует древность истории, олицетворяет держательницу жизни, стерегующую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы. В трудах Геродота грифон описан как птица, стерегущая Алтай.
Герб представляет собой сине-голубой круг, окаймленный узкой полоской золотистого цвета. Это символ вечного синего неба Алтая. На сине- голубом фоне изображены:
- в верхней части круга трехглавая вершина одной из высочайших гор Центральной Азии- Белухи- Юч Сюмера, символизирующая красоту и мощь родной земли;
- в центре- грифон- Кан-Кереде с головой и крыльями птицы и туловищем льва, олицетворяющий собой священную солнечную птицу, стерегующую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы;
-в нижней части круга- орнаментальное изображение двух самых больших рек Алтая- Бии и Катуни с их притоками;
- между ними треножник- очаг- символ Родины, крепости и вечности родного дома;
- волнистые лилии под треножником- очагом- символ Телецкого озера- Алтын-Кёля.
Таким образом,государственные символы республики Алтай отражаютособенности и своеобразиерегиона, общность судьбы народов республики и страны в целом.
( По материалам учебника история Горного Алтая )
Выделите основную мысль текста и озаглавьте его
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Выделите смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них Составьте план текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где и когда был утвержден герб Республики Алтай, кто является автором герба РА.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4) Что отражается в государственном символе Республики Алтай?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания.
Обществом все более осознается значимость интеллекта как важнейшей производительной силы. В итоге все послужило живительным импульсом для появления целой плеяды неординарных, социально активных и талантливых политиков, организаторов, хозяйственных руководителей периода «хрущевской оттепели».
Среди них достойное место занимает и особо выделяется известный в свое время партийно- политический лидер Горного- Алтая- Николай Михайлович Киселев. Он оказал прогрессивное влияние на развитие когда- то автономной области. Обладая политической зоркостью, прозорливостью и гражданским мужеством уже в те далекие 50-е годы всесторонне содействовал процессу созидания будущей республики.
Стоит обратить внимание на факт его биографии, где в 1955 году в 33 года он становится первым секретарем обкома КПСС. В этом нет ничего удивительного. Родился он в селе Майма 15.02 1922г. в семье крестьян. До 1937 года жил в семье родителей, а в 15 лет поступил в Горно-Алтайское педучилище. По окончании педучилища в 17 лет он стал работать учителем, а через год директором семилетней школы с.Киска Чойского района. Это яркий пример зрелости и ответственности личности, невзирая на юные годы. В октябре 1940г. Был призван на службу в Советскую Армию. Годы службы проходили на Дальнем Востоке. В годы войны получил ранение. Работал военруком в средней школе с. Майма. В 1946г. в возрасте 24 лет Н.М. Киселев был принят в партию.Вскоре он был отозван на партийную работу.Итак, учитель, фронтовик, партийный работник- таков социально- политический опыт и путь Н.М. Киселева до избрания на должность первого секретаря обкома КПСС.
Н.М. Киселев был из плеяды тех,кто основательно прошел эту школу и наработал такой опыт, который позволил ему созреть сильной личностью, имеющей особое мышление и поведение в политике.
В архивных документах сохранился документ 1956 года, свидетельствующий о глубокой обеспокоенности секретаря обкома о материальном благосостоянии сельских тружеников высокогорных районов области. Как секретарь обкома свою задачу он видел, прежде всего в том, чтобы обеспечит и укрепит специалистами высокогорные районы области (Кош-Агачский и Улаганский ), а значит распространить «на них льготы, предоставленные работникам Крайнего Севера».
В архиве сохранился документ когда в 1955 году в «целях улучшения развития национальной культуры и экономики области необходимо…: выделить Горно-Алтайскую автономную область из Алтайского края подчинить её непосредственно Правительству республики. Будет успешно расти местная промышленность, сельское хозяйство и повышаться национальная культура области».
Надо полагать, что над этим документом работал не один человек, а целая команда управленцев того времени. Н.М. Киселев взял на себя личную , гражданскую и политическую ответственность. В условиях диктата партии и командно- административного стиля руководства это был смелый и мужественный шаг. В этом поступке- величин Н.М. Киселева как Человека, Личности, Гражданина и Политика. «За допущенную ошибку по руководству областью он был отстранен отзанимаемой должности первого секретаря обкома КПСС. И был направлен на работу в Горно- Алтайский пединститут» Николай Михайлович пишет в своей автобиографии. Краевая и центральная партийная власть умела «укрощать» и не «прощать» непокорных.
( по материалам газеты «Алтайдын Чолмоны»)
Определите главную мысль текста и озаглавьте его. Составьте план.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие два документа, рассматриваются в приведенном отрывке?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С какой целью Н.М. Киселев со своей командой решил выделить область из края? ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как можно доказать, опираясь на текст, что он был незаурядной сильной личностью? ___________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
5). Почему в 50-х годах не смогли решить выход области из края?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст, выполните задания и ответьте на вопросы.
Павел Егорович Тадыев был настоящим учёным из той блестящей плеяды первой алтайской интеллигенции, что была востребована созидательной энергией советствкого общества.
Родился Павел Егорович 6 января 1926 года в селе Александровка Майминского района. Отец Тадыевабыл из славного рода иркит. Покровителем своего рода иркиты считали орла. В 1937 году отец П.Е. Тадыева был репрессирован как «враг народа», а через год его не стало. Маленькому Павлу было чуть больше 10 лет.
Для своего времени П.Е. Тадыев получил очень достойное образование и прошел добротную школу: это Московский педагогический институт, а затем обучение в аспирантуре Ленинградского отделения Института этнографии АН СССР им. Н.Н. Миклухо-Маклая. За годы учебы в аспирантуре он сумел вобрать, впитать все самое лучшее, что было наработано на научном поприще под руководством выдающегося историка –этнографа Леонида Павловича Потапова, сделавшего для своего времени бесценный вклад в развитие истории и этнографии многих народов Сибири.
В 25 лет, блестяще защитив диссертацию, П.Е. Тадыев становится кандидатом исторических наук. Именно Ленинградская научная школа под руководством Л.П. Потапова формировала его как подлинногго исследователя и ученого. П.Е. Тадыевым использован и введенв научный оборот большой и ценный материал центральных и региональных архивов.Не случайно исследователи XXвека отмечают, что именно П.Е. Тадыевым « впервые в советской историографии проблема присоединения Горного Алтая к России изучается с привлечением архивных источников».
Много сил отдает подготовке монографического исследованияя « Горный Алтай в составе России в конце XVIII и XIXвеках». По материалам исследования им опубликовано более 40 работ. Наиболее важной, на наш взгляд, является статья «Поворотный пункт в истории Горного Алтая».
Значимость этой статьи заключается в том, что именно она явилась теоретическим обоснованием времени празднования 200-летия добровольного вхождения алтайцев в состав России. Величайшее историческое значение этого события заключалось прежде всего в том, что оно проводилось впервые за всю историю алтайского народа. По этой сложной проблеме П.Е. Тадыев сумел выявить ценный и интересный архивный материал. Осмысливая исторический масштаб, глубину и прогрессивность всего процесса вхождения алтайцев в состав России, ученый подытожил: «алтайский народ избрал правильный путь неслучайно. Имея ещё до вхождения в Россию довольно широкие торговые и культурные связи с русскими людьми, алтайцы убеждались в преимуществе этой народной культуры».
П.Е.Тадыев, как учёный, приводит ещё целый ряд фактов, иллюстрирующих прогрессивное значение присоединения алтайского народа к России. Приведем лишь некоторые из них:
-во-первых ,»алтайская письменность, созданная членами духовной миссии на основе русской графики»;
-во-вторых,»повышение общего культурного уровня алтайцев»;
- в-третьих, «уовершенствование орудий труда и новые, более высокие приема хозяйствования. Особенно важным является возникновение плужного земледелия и огородничества»;
-в-четвертых,»стойловое содержание скота алтайцы заимствовали у русских крестьян»; в-пятых,»трусская женщина совершала огромное дело в перестройке примитивного быта алтайцев»; (по материалам газеты «Алтайдын Чолмоны»)
Выделите основную мысль текста и озаглавьте его
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
Выделите смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них.Составьте план текста. _________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) На каких фактах ученый П.Е.Тадыев изучал проблему присоединения Горного Алтая к России? ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите не менее пять фактов, иллюстрирующих прогрессивное значение присоединения алтайцев к России, упомянутых в тексте?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4) Как историк-этнограф и подлинный учёный он заостряет внимание на том,что «это культурное воздействие не было односторонним»?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________