Урок литературного чтения на тему Д.Н. Мамин-Сибиряк Алёнушкины сказки. Присказка (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК «АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ».
ПРИСКАЗКА.
(3 класс по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой)
ЦЕЛЬ УРОКА:
- формирование понятия о литературных сказках;
- знакомство с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина –Сибиряка;
- привитие любви к чтению.
ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
На уроке я сижу,
Не стучу и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
2.Речевая разминка.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой.
- Причитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?
- Прочитайте загадку орфографически.
- Прочитайте загадку орфоэпически.
- Отгадайте загадку.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
- Причитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?
- Прочитайте загадку орфографически.
- Прочитайте загадку орфоэпически.
- Отгадайте загадку.

- Что объединяет эти сказки? (Это русские народные сказки).
- Правильно. Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над сказками).
3. Актуализация знаний. Введение в тему.
- С какими сказками мы будем работать на уроке, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
Преданный друг маленькой собачки из были Л.Н. Толстого. (ЛЕВ)
Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок. (БИЛИБИН)
Поэт, который в детстве часто говорил в рифму, например:
«Что - же мама не идёт?
Ведь Мишель всё ждёт и ждёт?». (ЛЕРМОНТОВ)
Поэт – гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям. (НЕКРАСОВ).
Что высмеивают басни И.А.Крылова. (ПОРОКИ)
Любитель природы, спаситель зайцев из произведения Некрасова (МАЗАЙ)
Это объект неживой природы ночевал на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова. (ТУЧКА)
Кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!?». (ПУШКИН)
Известный русский баснописец. (КРЫЛОВ)
Кто из героев басни Крылова сказал:
«Смотри, кум, милый мой,
Что это там за рожа?» (ОБЕЗЬЯНА)
История, рассказанная Л.Н.Толстым о мальчике, который хотел сделать всё по своему. (ПРЫЖОК)
В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басне Крылова. (ЗЕРКАЛО).
- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (ЛИТЕРАТУРНЫЕ)
- Кто попробует полностью сформулировать тему урока? (Литературные сказки).
4. Работа над новым материалом.
1. Работа с учебником.
- Правильно сегодня мы открываем новый раздел учебника «Литературные сказки».
- Как вы думаете, что такое литературные сказки? (Это авторские сказки, Их написали писатели.)
- Прочитаем об этом на стр.180.(Чтение теста по ролям заранее подготовленных учеников).
2. Беседа после чтения.
- Рассмотрите рисунки в учебнике (на экране). Вспомните сказки. Которые вы читали раньше. Назовите свою любимую.
- На какие две группы можно разделить сказки? (На 2: народные и литературные)
- В чём их отличие?
3. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамина -Сибиряка.
- Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке.
- Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе, мама работала в этой же школе учителем.
Мамин получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог.
Незаконченное образование не помешало Мамину стать хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов.
Среди них известная вам сказка о больной, но очень сильной и храброй уточке. («Серая шейка»).
Особое место в творчестве Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкиных сказок». Эти сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их.
Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них то отдельная история. В центре «Алёнушкиных сказок»- животные, а вот люди в них редко встречаются.
Познакомимся с названиями некоторых из них. (Обзор выставки книг.)
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы над новым материалом.
- «Алёнушкины сказки» начинаются с присказки. Прочитаем её на стр.182 самостоятельно, жужжащим чтением.
- Как вы думаете, как надо читать присказку? (Тихим голосом, протяжно, нежно)
- Прочитаем присказку вслух.
- Где вы встречались с присказкой?
- Какие из них помните.
Чтение присказки вслух по цепочке.
- В чём особенность присказки писателя?
7.Итог урока.
- С какими сказками познакомились на уроке?
- В чём отличие литературных сказок от народных?
- С творчеством, какого писателя познакомились?
8. Домашнее задание.
Найти и прочитать сказку Д.Н.Мамина – Сибиряка «Сказочка про Козявочку».










15