Программа летнего оздоровительного отдыха «Лучики солнца»




Программа летнего оздоровительного отдыха
«Лучики солнца»
Областной конкурс программно-методических материалов в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период. Номинация образовательно-оздоровительные программы на различный промежуток времени в условиях оздоровительных лагерей с дневным пребывание детей.



Инькова К.А., педагог-организатор, e-mail: kseniy.inkova@gmail.com








Пояснительная записка
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей на организованный отдых школьников;
необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
модернизации старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение I лагерной смены – 21 день. В лагере отдыхает 81 человек. Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 6,5- 17 лет. При комплектовании лагерной смены особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неблагополучных, неполных семей, детям, находящимся на опеке, из семей, имеющих родителей пенсионеров, а так же детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Лагерь- это сфера активного отдыха, разнообразная общественно – значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребёнку раскрыться, приблизится к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Основания для разработки программы:
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
Закон «Об образовании»;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Должностные инструкции работников;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Цель:
Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развитие их внутреннего потенциала, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно – значимую и личностно – привлекательную деятельность;
Содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе;
Воспитание у ребят навыков культуры поведения, бережливости, заботы о своем здоровье;
Развитие творческих способностей воспитанников лагеря.
Задачи реализации программы:
сплочить различные детские коллективы в единый дружный коллектив;
Закрепить правила личной гигиены отдыхающих, воспитание аккуратности, дисциплинированности во время еды в столовой;
Развить психические процессы детей (память, внимание, мышление, воображение, произвольная сфера, интеллектуальное развитие и др.);
Развить ловкость, воспитание у отдыхающих любви к спорту и здоровому образу жизни;
Создать в лагере атмосферу веселья и доброжелательности;
Развить познавательную активность и интересы;
Развить интерес к игровой деятельности;
Повысить самооценки;
Повысить уровень знаний детей об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
Снизить эмоциональную напряженость детей;
Воспитать чувства личной ответственности у детей за свои дела и поступки;
Воспитать у детей стремления к культурной жизни, правде, доброте, красоте.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап.
Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе об организации летнего отдыха;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
Встреча детей, знакомство;
Запуск программы;
Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
Реализация основной идеи смены;
Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно – творческих дел;
Работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
Подведение итогов смены;
Выработка перспектив деятельности организации.
Основные направления деятельности:
«Оздоровительное» - включает мероприятия по организации профилактического и оздоровительного режима работы школы, реабилитации здоровья детей.
«Социально - профилактическое» - улучшение здоровья детей из малообеспеченных семей, неблагополучных семей, путем представления бесплатных путевок различные учреждения, профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков через привлечение детей, требующих особого педагогического внимания к участию в работе объединений по интересам, трудовых бригадах.
«Интеллектуально-нравственное» - формирование социально активной, духовно богатой личности, умеющей правильно и адекватно вести себя в обществе, через создание системы образовательно-культурных и культурно-досуговых мероприятий...
«Художественно-эстетическое»  воспитание эстетического отношения к жизни, труду, общественной деятельности, личному поведению, искусству.
«Спортивное» - сохранение и развитие психофизиологического здоровья детей.
«Трудовое » - воспитание культуры труда, самообслуживания, навыковорганизованного труда
Основные идеи работы с детьми
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль.
Формы работы:
Планирование;
Подготовка к лагерной смене;
Оформление уголка;
Подготовка материальной базы;
Определение обязанностей;
Подготовка к сдаче приемной комиссии;
Организация питания в школьном оздоровительном лагере.
Оздоровительный модуль.
Формы работы:
Утренняя зарядка;
Встречи с медицинским работником;
Влажная уборка, проветривание;
Беседы о вредных привычках;
Организация питания воспитанников;
Спортивные праздники;
Экскурсии;
Подвижные , творческие, деловые и развлекательные игры.
Творческий модуль.
Формы работы:
Коллективно – творческая деятельность;
Участие в мероприятиях;
Работа творческих мастерских;
Конкурсы;
Викторины.
Патриотический модуль.
Формы работы:
Мероприятия;
Просмотр видеофильмов;
Беседы.
Нравственно – экологический модуль.
Формы работы:
Экскурсии на природу;
Беседы о нравственности;
Викторины, конкурсы;
Мероприятия.
Социально – психологический модуль.
Формы работы:
Анкетирование;
Индивидуальные беседы;
Групповая работа.
Концепция программы
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребёнка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная поддержка – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности выехать из посёлка.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребёнка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства даёт возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком- либо направлении деятельности.
Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма отдыхающих. В ней уделено внимание профилактике правонарушений среди детей «группы риска», бродяжничества, профилактике сколиоза, плоскостопия, развитию координации движений, правильной осанке окружающих.
Принципы программы
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
Отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально – психологическими особенностями детей;
Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
Активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребенка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
Необходимо четкое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
Оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально – волевой сфер с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
Вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
Сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
Постоянной коррекции воздействий на каждого ребенка с учетом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно – гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
Грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
Грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
Грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
Грань ориентации на консенсус («я признаю за другим человеком право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
Грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
При развитии детского самоуправления;
При наличии перечня реальных социально – значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребенок в отдельности, так и группа.
При наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
Добровольного включения ребенка в ту или иную деятельность;
Доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребенка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
В учете интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Кадровое обеспечение
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами школы – людьми – единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается преподаватель физической культуры.
Формы и методы работы программы
В работе с детьми были использованы следующие формы:
экспресс-тренинги «Знакомство» и «Наш отряд», направленные на сплочение команд, повышение эффективности их работы и профилактику дезадаптации;
тренинг уверенности;
сеансы саморегуляции с использованием методов сказкотерапи, музотерапии и арттерапии;
творческие конкурсы: «Калейдоскоп дружбы», «Нарисуй счастье», «Смоделируй будущее»;
дискуссии по проблемам - творчества, любви, дружбы, целей и смысла жизни;
занятия по развитию творческого воображения;
игротренинги;
Формы реализации духовного развития
Экскурсии, походы :
Детская библиотека,    
школьный историко-краеведческий музей
пекарня ИП «Першин С.И.»
взаимодействие с центром внешкольной работы
К положительным факторам, оказывающим благоприятное воздействие на развитие личности ребенка, относятся:
приобретение нового социального опыта;
большой эмоциональный подъем, связанный с интересным общением, новыми друзьями;
расширение кругозора, знакомство с новыми территориями;
оздоровление организма в целом (свежий воздух, солнце и т. д.);
развитие творческого потенциала;
проверка своих возможностей, лидерских и организаторских способностей и т. д.
Таким образом, позитивными результатами жизни и деятельности ребенка в лагере можно считать:
Умение культурно общаться с друг другом и взрослыми  
Удовлетворение от совместной творческой деятельности      
Умение участвовать в коллективной творческой деятельности
Приобретение умений и навыков в различных областях деятельности
Обучение способности находить выход из нестандартных жизненных ситуаций        
Обучение азам здоровой конкуренции и предприимчивости    
Устранение психологических, социальных и групповых барьеров    
Почувствовать себя легко и хорошо в комфортной обстановке лагеря
Основные направления деятельности:
         «Оздоровительное» - включает мероприятия по организации профилактического и оздоровительного режима работы школы, реабилитации здоровья детей.
        «Социально - профилактическое» - улучшение здоровья детей из малообеспеченных семей, неблагополучных семей, путем представления бесплатных путевок различные учреждения, профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков через привлечение детей, требующих особого педагогического внимания к участию в работе объединений по интересам, трудовых бригадах.
         «Интеллектуально-нравственное» - формирование социально активной, духовно богатой личности, умеющей правильно и адекватно вести себя в обществе, через создание системы образовательно-культурных и культурно-досуговых мероприятий...
          «Художественно-эстетическое»  воспитание эстетического отношения к жизни, труду, общественной деятельности, личному поведению, искусству.
        «Спортивное» - сохранение и развитие психофизиологического здоровья детей.
        «Трудовое » - воспитание культуры труда, самообслуживания, навыковорганизованного труда
 Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка во время пребывания в летнем лагере является обеспечение нормального его развития, в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте; и с учетом его интересов и способностей.
Задачи:
- создание оптимальных условий для полноценного, безопасного отдыха детей;
- создание условий для укрепления физического и психологического здоровья детей;
- разработка и внедрение мероприятий, способствующих развитию индивидуальных способностей детей, позитивных личностных качеств;
- повышение психологической компетентности педагогов, родителей
Виды деятельности  по психолого-педагогическому сопровождению
    Профилактика
Диагностика (индивидуальная и групповая)
Консультирование (индивидуальное и групповое)
Развивающая работа (индивидуальная и групповая)
Коррекционная работа
Психологическое просвещение
Формы и методы работы
Познавательно-развлекательные игры
Развивающие игры
Ролевые игры
Беседы
Психологический тренинг
Конструирование, рисование
Музотерапия, сказкотерапия
Предполагаемый результат.
Организационные основы деятельности оздоровительного лагеря. В основу организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря целесообразно положить троичный ритм, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребёнка. Поэтому наполнение ежедневной деятельности может быть выражено следующим образом: - умственная деятельность (проблемные мастерские, лаборатории, проектировочная деятельность, ежедневная рефлексия и т.д.); - практическая деятельность (экология, спорт, туризм, труд, шефская работа, кружки и т.д.); - досуговая деятельность (игры, увлечения, клубы, творческая деятельность, путешествия в природу и т.д.). Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах: - добровольности включения ребенка в досуговую деятельность; - альтернативного провождения времени; - свободного времени; - совместного планирования досуговой деятельности; Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях: - уровень целостного детского коллектива смены; - уровень отряда; - уровень организации досуга в группах по интересам; - уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
План работы лагеря

Мероприятие
Дата проведения
Ответственный


День защиты детей
Общелагерное мероприятие:
Конкурс «Представление» (название отряда, девиз, речевка, отрядный уголок)
Отрядные мероприятия:
Инструктаж по ТБ
Оформление отрядного уголка, разучивание девиза, речевки
«Отрядные дела»
1.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


Волшебный мелок
Общелагерное мероприятие:
Конкурс рисунков на асфальте «Вот такое Солнышко»
Отрядные мероприятия:
Выполнение рисунков на асфальте
«Отрядные дела»
2.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


День ПДД
Общелагерное мероприятие:
Просмотр мультипликационных фильмов по правилам дорожного движения
Викторина по ПДД
Отрядные мероприятия:
Беседа «Будь осторожен на дороге»
«Отрядные дела»
3.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


Зеленая аптечка
Общелагерное мероприятие:
Конкурс «Знатоки лесной аптечки»
Отрядные мероприятия:
Оформление стенгазеты «Зеленая аптечка»
«Отрядные дела»
4.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


«В гостях у сказки»
Общелагерное мероприятие:
Просмотр мультипликационных фильмов (сказки)
Викторина «В гостях у сказки»
Отрядные мероприятия:
Разгадывание загадок по сказкам
«Отрядные дела»
5.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


ДеньУмников
Общелагерное мероприятие:
Игра «Счастливый случай»
Отрядные мероприятия:
Интеллектуальные игры
«Отрядные дела»

6.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


День игр
Общелагерное мероприятие:
Веселые старты
Отрядные мероприятия:
Инструктаж «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
Подвижные игры на свежем воздухе
«Отрядные дела»
8.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


День спорта
Общелагерное мероприятие:
Соревнования по футболу
Отрядные мероприятия:
Спортивные игры на свежем воздухе
«Отрядные дела»
9.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


День Музыки
Общелагерное мероприятие:
Викторина «Музыкальный калейдоскоп»
Отрядные мероприятия:
Игры на свежем воздухе «Танцуй и пой»
«Отрядные дела»

10.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


День России
Общелагерное мероприятие:
Конкурсная программа «Русский народ» (Русская народная песня, игра или танец)
Отрядные мероприятия:
Подготовка к конкурсу «Русский народ»
Беседа «Символы Российского Государства»
«Отрядные дела»
11.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


День соревнований
Общелагерное мероприятие:
Соревнование по прыжкам на скакалке
Соревнование по Твистеру
Отрядные мероприятия:
Подвижные игры на свежем воздухе
«Отрядные дела»
13.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


День смеха
Общелагерное мероприятие:
Развлекательная игра «Крокодил»
Отрядные мероприятия:
Калейдоскоп шуток и розыгрышей
«Отрядные дела»

15.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


Шашечный турнир
Общелагерное мероприятие:
Турнир по шашкам
Отрядные мероприятия:
Настольные игры
«Отрядные дела»

16.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


День безопасности
Общелагерное мероприятие:
Конкурс рисунком по противопожарной тематике
Отрядные мероприятия:
Инструктаж по правилам пожарной безопасности
«Отрядные дела»

17.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


День Мойдодыра
Общелагерное мероприятие:
Викторина «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
Отрядные мероприятия:
Игры по гигиене
«Отрядные дела»
18.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


·°
День Этикета
Общелагерное мероприятие:
Конкурс-игра «Этикет и мы»
Отрядные мероприятия:
Школа этикета
«Отрядные дела»
19.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


Самый, самый
Общелагерное мероприятие:
Конкурс кроссвордов «Эти забавные животные»
Отрядные мероприятия:
Создание и разгадывание кроссворда
«Отрядные дела»

20.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


День памяти и скорби
Общелагерное мероприятие:
Конкурсная программа «Родина героями богата»
Просмотр тематического кинофильма
Отрядные мероприятия:
«Отрядные дела»
Беседа «Была война»
Подготовка творческих номеров к празднику закрытия лагеря «До свидания, друзья!»

22.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


Хочу все знать
Общелагерное мероприятие:
Игра-турнир Что?Где?Когда?
Отрядные мероприятия:
«Отрядные дела»
Подготовка творческих номеров к празднику закрытия лагеря «До свидания, друзья!»
23.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


День здоровья
Общелагерное мероприятие:
Викторина «Здоровье»
Отрядные мероприятия:
«Отрядные дела»
Подготовка творческих номеров к празднику закрытия лагеря «До свидания, друзья!»
Игры на свежем воздухе
24.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели


До свидания, друзья!
Общелагерное мероприятие:
Праздник «До свидания, друзья»
Отрядные мероприятия:
«Отрядные дела»
25.06.2015
Начальник лагеря,
воспитатели





Содержание программы смены.
Цель:
Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развитие их внутреннего потенциала, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно – значимую и личностно – привлекательную деятельность
Задачи реализации программы:
сплочить различные детские коллективы в единый дружный коллектив;
Закрепить правила личной гигиены отдыхающих, воспитание аккуратности, дисциплинированности во время еды в столовой;
Развить психические процессы детей (память, внимание, мышление, воображение, произвольная сфера, интеллектуальное развитие и др.);
Развить ловкость, воспитание у отдыхающих любви к спорту и здоровому образу жизни;
Создать в лагере атмосферу веселья и доброжелательности;
Развить познавательную активность и интересы;
Развить интерес к игровой деятельности;
Повысить самооценки;
Повысить уровень знаний детей об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
Снизить эмоциональную напряженость детей;
Воспитать чувства личной ответственности у детей за свои дела и поступки;
Воспитать у детей стремления к культурной жизни, правде, доброте, красоте.
Структура смены:
Подготовительный этап.
Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе об организации летнего отдыха;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
Встреча детей, знакомство;
Запуск программы;
Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
Реализация основной идеи смены;
Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно – творческих дел;
Работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
Подведение итогов смены;
Выработка перспектив деятельности организации.

Перечень работы кружков:
«Инспектор дорожного движения»
На кружке дети изучают правила дорожного движения. Занимаясь по программе ЮИД (юный инспектор дорожного движения), участники получают навыки организаторов безопасности движения.
«Биссероплитение»
Кружок мастерства, умения и фантазии при выполнении работ из бисера. Это мир, в котором соединяются самые разнообразные грани человеческого дарования. На занятиях дети выполняют творческие работы из бисера: цветы-букеты, цветочное панно, открытки, броши.
«Мой друг компьютер»
На занятиях кружка дети изучают и используют компьютерные программы Word, Excel, Power Point в работе над проектом «Ищем сокровища России». Изучая природу и достопримечательности России, дети создают презентации своих исследований.
«Баскетбол»
Баскетбол развивает координацию движений, ловкость, быстроту реакции, умение мгновенно принимать решения в сложных игровых ситуациях. Баскетбол – командная игра. Сыгранность, чувство локтя, умение владеть мячом, вера в коллективный успех – слагаемые успеха.
« Мини-футбол»
Футбол – популярная игра народов мира. Кто не мечтает быть похожим на своих кумиров?! Но мало мечтать – пора действовать и самому выходить на футбольное поле! Занимаясь футболом, дети осваивают правила и технику игры в мини-футбол, основные приемы владения мячом.
«Настольный теннис»
Теннисная ракетка и маленький пластмассовый мячик творят чудеса в умелых руках юного спортсмена. Теннис развивает координацию, ловкость, внимание, быстроту реакции. Успеха достигает тот, кто смело идет к достижению цели!
«Шахматы»
Шахматы развивают пространственное мышление, память, учат решать логические задачи.
Информационно-методическое обеспечение программы:
Наличие программы деятельности  лагеря, плана работы отряда, плана-сетки лагерной смены.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного совещания для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Материально-технического обеспечения программы:
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
ИКТ-технологии.
Призы и награды для стимулирования.

















 Список литературы
1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы/под ред. И.С Артюховой.- М.:ВАКО, 2007.
2. Козлова М. А. Я иду на урок в начальную школу: Сценарии школьных праздников, Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
3. Лещинская В.В. «Праздники для младших школьников» ООО «Аделант», 2009.
4. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина – 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1983.
5. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 1 класс. – М ВАКО, 2004













Сведения об авторе
Инькова Ксения Алексеевна – педагог организатор МБОУ СОШ №15 Молодой специалист, образование среднее – специальное
Наименование учреждения среднего профессионального образования, который окончил: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Северный педагогический колледж» город Серов
Контактный телефон: 89043865498 e-mail: kseniy.inkova@gmail.com












Приложение 1
АНКЕТА (в начале лагерной смены)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что.
Я не хочу, чтобы..
Я хочу, чтобы
Я боюсь, что.
Пожалуйста, напиши также:
Имя.. Фамилия
АНКЕТА ( в конце лагерной смены)
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ..
Мне жаль, что...
Я надеюсь, что..
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________



Приложение 2
Праздник открытия лагеря.
Предварительная подготовка: Разучивание детьми стихов, песен, речевок.
1-й ведущий: Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать вас на новом телеканале - ЛТО «Веселые земляне».
2-й ведущий ЛТО - лагерное телевидение, которое начинает свою работу впервые в это лето. Вас ждут незабываемые встречи с молодыми талантами, интересные новости, репортажи и, конечно
Вместе: Реклама!
1-й ведущий: наипервейшая новость- открытие летнего оздоровительного лагеря «Веселые земляне». Посмотрите специальный репортаж нашего корреспондента об этом примечательном событии.
На площадку выходят представители от разных отрядов.
Корреспондент. Мы находимся в гуще событий. Лагерь «Веселые земляне » в сборе?
Дети. ДА
Корреспондент: Первый отряд!
Дети: «Ребята-пираты»
Корреспондент: Ваш девиз!
Дети: Мы веселые ребята
Мы отважные пираты
Мы смешные, озорные
Мы веселые такие.
Корреспондент: Второй отряд!
Дети: «Динамит»
Корреспондент: Ваш девиз!
Дети: Если лагерь наш гремит-
Это сделал Динамит!
Корреспондент: Третий отряд!
Дети: «Вини - Пух»
Корреспондент: Ваш девиз!
Дети: Хоть ты лопни, хоть ты тресни
Вини-Пух на первом месте.
Корреспондент: Благодарю за интервью! Закончим наш репортаж пожеланием всяческих успехов ребятам- пиратам, динамитам, Вини-Пухам
На ниве отдыхаемости, хохотаемости, закаляемости, играемости и поправляемости.
1-й ведущий. Нашу программу передач продолжает «Песня сезона»!
Звучит мелодия из м/ф «»Чунга - чанга»
На площадку выходит группа детей, исполняет песню «Здравствуй, лето!» (сл. И.Жигаловой).
Пролетели школьные деньки,
Отзвенели школьные звонки,
До свиданья, наш уютный класс!
Здравствуй, лето! Каникулы у нас!
Припев. Снова лето, снова лето!
Веселись, играй при этом,
Веселись, играй при этом,
Чудо - летом!
Наше счастье отдыхаем
И силенок набираем,
И силенок набираем
Чудо - летом!
Здравствуй, лето, неба синева!
Здравствуй, лето, речка и трава!
Здравствуй, лето, дождик и жара!
А у нас каникулы! Ура!
Припев.
1-й ведущий. Реклама на канале ЛТО!
Выступление детей.
1-й ведущий. Сейчас вам заявляю прямо:
Настало время для рекламы.
От моды отставать не будем,
Пускай рекламу смотрят люди.
2-й ведущий. Вместо чипсов и чая
Ждет реклама вас другая:
Специально для вас
Реклама лета сейчас!
3-й ведущий. Здравствуй, лето!
Ярким солнцем все согрето.
В лес зеленый побежим,
На поляне полежим.
4-й ведущий. Здравствуй, ягода лесная!
Здравствуй, белка озорная!
Снова лето к нам пришло-
Это очень хорошо!
1-й ведущий: Лето, лето подоспело-
Земляника покраснела,
Повернется к солнцу боком,
Все нальется красным соком,
В поле красная гвоздика,
Красный клевер Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным.
М. Ивенсен
2-й ведущий: Веселое лето,
Всем дорого ты.
В лугах ароматных
Пестреют цветы.
А в рощице пташек
Звенят голоса,
Их песни хвалою
Летят к небесам.
Блестящие мошки
Кружатся толпой,
И солнышко шлет им
Свой луч золотой.
А. Плещеев
3-й ведущий: Очень добрым , очень светлым ,
Золотистым ясным днем
Мы летим в гости к лету,
В гости к солнышку пойдем.
Земляникой и цветами
Встретят нас и лес, и луг,
Наши песни вместе с нами
Будут птицы петь вокруг.
Рано утром яркий лучик
Зазвенит в густой листве.
Речка плавать нас научит,
Ветер – бегать по траве.
К. Ибряев
1-й ведущий: Сколько утреннего света
За распахнутым окном!
По земле гуляет лето,
Ходит лето босиком!
Сколько лета и простора!
Сколько песен и цветов!
Даль полей и гул моторов,
Эхо ранних поездов.
Сколько света, сколько солнца,
Сколько зелени кругом!
Вместе с птицами проснемся,
Вместе с травами растем!
В. Степанов
2-й ведущий: Продолжаем нашу программу.
Предоставим эфир любителям фольклора.
Встречайте фольклорный ансамбль « Чунга -чанга»
Частушки
Мы девчонки – хохотушки,
Пропоём для вас частушки,
Как мы в лагере своём
Очень дружно заживем.
В летний лагерь мы пришли,
Будем петь, играть, смеяться,
Будем спортом заниматься.
Будем есть побольше каши,
Чтобы стать сильней и краше.
На автобусе кататься
И зарядкой заниматься.
Не волнуйтесь, папы, мамы,
Летний отдых – лучший самый!
Отдохнем здесь двадцать дней-
Не узнаете детей.
Воспитателям своим
Здесь открыто говорим:
- много с вами нам хлопот
Эта смена принесет.
Малышам во всем поможем –
Побыстрей их спать уложим.
Сами ж будем веселиться,
Танцевать, играть, беситься.
Просим вас: нас не ругайте,
Забавляйте, развлекайте.
С нами вместе вы резвитесь,
С нами вместе веселитесь.
1-й ведущий. Внимание! Внимание! Начинаем телемост «Толкование бестолковщины». Наши телекамеры установлены прямо на центральной площадке лагеря. Каждый желающий может принять участие в телемосте. Итак, первый вопрос: «Что такое хлопоты?» (Аплодисменты) Громкими хлопотами приветствуем участников телемоста!
2-й ведущий. Продолжаем телемост. Кто такой хорек? (Певец в лагерном хоре)
Ведущие поочередно спрашивают,
что означают следующие слова:
- солист ( мастер по засолке огурцов, временно работающий в лагере поваром),
- падаль (парашютист, по ошибке приземлившийся в лагере),
- шумовка (дискотека в лагере),
- одаренный (именинник),
- скверная девочка (статуя в парке),
-ранец (просыпающийся в 6 часов утра),
-рвач (штангист, временно работающий в лагере физруком),
- нахлебник (составная часть бутерброда),
- пароход (прогулка вдвоём).
Если у детей нет вариантов ответов
отвечают сами ведущие.
1-й ведущий. Продолжаем нашу программу. В эфире – «Вредные советы». Эти советы необходимы всем, кто отдыхает в лагере, ведь не секрет, что иногда не знаешь, как поступить, что сказать, чем удивить, кого рассмешить, кому угодить, вот тут и пригодятся наши советы.
Выступление детей.
Вредные советы.
1-й ведущий. Если твой дружок в отряде
Стал источником заразы,
Обними его и в лагерь
Две недели не придешь.
2-й ведущий. Если лень зарядку делать,
Ты, пожалуйста, в больницу.
Надо делать это так:
Сунуть градусник в кастрюлю
И зажечь в печи огонь
А потом и доставай,
Сунь под мышку и хромай!
3-й ведущий. Если кашу ты не любишь-
За столом не причитай,
А в карман тому, кто рядом,
Потихонечку пихай.
1-й ведущий. Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет тверже кирпича.
2- й ведущий. Если вдруг худрук пристанет
С воспитательной беседой,
Что ты в игры не играешь,
Не танцуешь, не поешь,
Ты скажи ему, пусть сам он
Серенады распевает,
Только пляшет и играет-
У тебя от перегрузки
Пятка левая болит.
1-й ведущий. Благодарим за поучительные вредные советы! Продолжаем нашу программу. В эфире шумовое шоу « Утро в лагере «Наседкино». Приглашаем всех зрителей принять участие в шоу.
Представьте себе, что вы озвучиваете спектакль. У каждой группы (отряда) будет своя роль.
Ведущий распределяет роли и читает текст,
а группы детей их озвучивают.
Действующие лица: Корова, Котенок, Собака, Гуси, Поросята, Лошадь, Баран, Коза, наседка, Петух.
В одно замечательное утро в лагере «Наседкино» симпатичная Корова проснулась и сладко потянулась: «Му-у-у!» ( дети: «Му-у-у!» ). Тем временем Котенок – чертенок опрокинул сметану и испуганно мяукнул: «Мяу!» ( дети: «Мяу!»). На площадке откликнулась сердитая Собака- воспитательница: «Гав-гав!» ( дети: «Гав-гав!»). Она разбудила младший отряд Гусей. Гуси спросонья заворчали: «Га-га-га!» ( дети: «Га-га-га! » ). На их крики сбежались неумытые Поросята из отряда «Хрюндели» и захрюкали: «Хрю-хрю!» ( дети: «Хрю-хрю!»). Поросята разбудили веселую сторожку Лошадь, и она радостно заржала: «Иго-го!» (дети: «Иго-го!»). Строгий директор лагеря Баран посмотрел на Лошадь и заметил: «Бе-е-е! ( дети: «Бе-е-е!» ). С ними вступила в разговор вожатая Наседка и закудахтала: «Ко-ко-ко! Куд-кудах-тах-тах!» (дети: «Ко-ко-ко! Куд-кудах-тах-тах!»). Весь этот шум услышал Петушок. Он работал в лагере «Наседкино» будильником на полставки. Он понял, что пора будить весь лагерь, взлетел на жердочку и заголосил: «Ку-ка-ре-ку!» (дети: «Ку-ка-ре-ку!»), и все отдыхающие и поправляющие здоровье в лагере «Наседкино» ему дружно ответили (все персонажи говорят свои реплики одновременно, чтобы получился шум).
1-й ведущий. И, наконец, заключительная часть нашей программы - «Танцевальные мелодии и ритмы!»
2–й ведущий. А мы прощаемся с вами, дорогие друзья, до новых встреч на нашем телеканале!



Приложение 3
Дидактический материал по теме «Пожарная безопасность»
Тесты.
Выберете правильные ответы:
Какой материал являются легковоспламеняемым?
А) металл
Б) бензин
В) бетон
Что может явиться причиной пожара?
А) вода, выливающаяся из шланга
Б) включенный в розетку утюг
В) попугай, сидящий на люстре
Что можно отнести к средствам пожаротушения?
А) газовый баллончик
Б) вода
В) песок
Что нельзя использовать в качестве игрушки:
А) куклу
Б) конструктор «Лего»
В) спички
Чем можно защититься от дыма во время пожара?
А) мокрой тряпкой, закрыв лицо
Б) противогазом
В) прозрачным полиэтиленовым пакетом
6. Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
А) мокрые
Б) сухие
В) никакие
Кроссворд по теме «Пожарная безопасность»
По горизонтали:
Что в народе называют «красным петухом»? /огонь/
Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ. /отравление/
В деревянном домике проживают гномики.
все такие добряки – раздают всем огоньки. /спички/
По вертикали:
Я и туча, и туман, и ручей , и океан,
И летаю, и бегу, и пожар тушить могу /вода/
2. Это бедствие – огонь, дым, жар.
Называется -- ../пожар/
Защищу я от огня
В комнате, машине.
Лишь нажмите мой рычаг.
Я - /огнетушитель/















Приложение 4
Законы лагеря:
Закон «Наше имя – отряд!»
Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
Закон «Здоровый образ жизни!»
Береги свое здоровье.
Закон «Территория»
Запрещается выходить за территорию лагеря без сопровождения педагогов.
Закон чистоты и красоты.
Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
Закон Уважения.
Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим. Будь вежливым в общении с товарищами и взрослыми. Не употребляй нецензурных выражений. Твои действия не должны представлять угрозу окружающим.
 

Приложение 5
Время
Мероприятие

8.00-8.30
«С первыми лучами просыпайся и новому дню улыбайся!»
Приход детей.

8:30-8:45
«На зарядку становись, занимайся - не ленись!»
Зарядка

8:45-9:00
«Поспешай, детвора, на линейку всем пора»
Общее построение

9:30- 10.00
«Утром солнце рано встало и на завтрак нас позвало!»
Завтрак

10.00-10:30
«Везде порядок и уют ребята сами наведут!»
Операция «Уют»

10:30-11:30
«Этот часок себе посвяти, ведь у тебя целый день впереди».
Личное время, прогулки на свежем воздухе

11:30-13:00
« Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, От безделья никто здесь не мается Делом важным все занимаются»
Занятия по программе.

13:00- 14:00

«Подкрепиться основательно, днем ребятам - обязательно!»
Обед

14:00-14:30
Уход домой










13PAGE 15


13PAGE 142715