Доклад Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся


Доклад на тему:
« Формы взаимодействия учителя с родителями
Учащихся».
Учитель: Гаврилина М.Н.
2009 уч. г.
1.Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями.
Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возврастными потребностями, защитить их от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы и родители, и ученики не боялись рассказывать о своих трудностях.
На первое место в работе педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его общего развития.
И педагоги ,и ученики должны знать, например ,что головная боль, нервозность связаны у школьников с ухудшением зрения. В 70% случаев постоянная раздражительность, вспыльчивость, неадекватная реакция учащихся вызвана заболеваниями желудочно- кишечного тракта или отсутствием нормального сна. Врачи считают, что если у ребенка хронический насморк или кашель, то это явление может быть серьезным симптомом возможного заболевания селезенки, надпочечников или желез внутренней секреции.
Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:
1.Просвещение детей по программе « Здоровье».
2.Привлечение к этой деятельности преподавателей физической культуры, родителей.
3.Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самоценности здоровья.
4.Информирование родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов с охранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов- медиков к просветительской работе с родителями учеников и самими учащимися.
Второе направление деятельности классного руководителя- общение.
Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это прежде всего этическое воздействие, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Успеху работы классного руководителя способствует три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре.
Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.
1.Высшая ценность – человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.
Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой- - принятие жизни как дара природы.
2. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание ,способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями.
Классный руководитель должен воспринимать детей как носителей индивидуального внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, добрым в оценке, спокойным и несуетливым в организации дела.
3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная их роль – стать регулятором норм общения между людьми, критериями оценки поступков человека.
Культура, как и вся жизнь, постоянно изменяется, находится в постоянном развитии.
Задача педагога- помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Третье направление деятельности классного руководителя – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям – предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с « оптимистической « позиции ( А. С. Макаренко).
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:
А) на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
Б) на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность и исследовательское мышление;
В) на проведение психолого – педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса;
Г) на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Четвертое направление деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья, не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков его образ жизни, каковы обычаи и традиции семьи .Здесь необходимо следующее:
А) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика ,его взаимоотношений с членами семьи;
Б) психолого – педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
В) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
Г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения и корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности родителей.
2.Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся.
Традиционные формы работы с родителями.
1.Родительские собрания.
2.Общешкольные и общественные конференции.
3.Индивидуальные консультации педагога.
4.Посещение на дому.
Рекомендации по проведению родительских собраний.
1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2.Тема собраний должна учитывать возврастные особенности детей.
3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4.Собрание не должно заниматься осуждением и обсуждением личности учащихся.
Родительские конференции.
Имеют огромное значение в системе воспитательной работы в школе. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.
Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода их них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе.
В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференции выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима , когда педагог набирает класс. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации – собеседования с родителями.
Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем бы они хотели познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить все необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
Особенности здоровья ребенка;
Его увлечения, интересы;
Предпочтения в общении в семье;
Поведенческие реакции;
Особенности характера;
Мотивация учения;
Моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету « Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями:
Когда он родился, то….
Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
О здоровье можно сказать следующее….
Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы…
Его отношение к школе было…
В первые годы учебы он учился в основном…
Ему нравились такие предметы, как…
Отношения с первой учительницей были...
Общаясь с одноклассниками…
Трудности в воспитании связаны с…..
Хотелось бы ,чтобы педагоги обратили внимание на…
Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слышать и слушать, а не увлекаться назидательными советами.
Посещение ученика на дому является одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместных делах в семье, и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью.