ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯДокладчик: Мухаметрахимова А.А. 2015 год
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
"Зорко одно лишь сердце", - давным-давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем... Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика , средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести(соответственно функциям).
Какие же функции должно выполнять родительское собрание?повышать уровень педагогических знаний родителей;направлять работу родителей по руководству учебой детей в домашних условиях; помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;укреплять доверие детей и родителей к учителю и авторитет родителей в глазах детей;расширять участие членов семей младших школьников в воспитательной работе, школьных мероприятиях.
Родительские собрания провожу не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.
При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь следующих правил:родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет!разговаривай с родителями спокойным тоном, не старайся назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!умей терпеливо слушать родителей, давай возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!готовясь к встрече с родителями ученика, помни, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями, как для родителя, так и для ученика!
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.Среди видов, проводимых мною собраний можно выделить: информационные;тематические;итоговые (четвертные)
Чаще всего для работы с родителями использую тематическую лекцию - самую распространенную форму устного преподнесения знаний.Тематика лекций разнообразна:«Садимся за уроки»«Первая оценка»«Воспитание желания трудиться»«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Информационные родительские собрания чаще проводились мною в 1 классеЗнакомство родителей с особенностями ФГОС НОО.Знакомство родителей с основной образовательной программой начального общего образования, учебным планом для 1 класса.ФГОС НОО: новый образовательный результат.Условия успешной адаптации первоклассников к школе.
Участие родителей в школьных мероприятиях. Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных и школьных праздников.
Мои принципы общения с родителями:Почаще хвали родителя за воспитание ребенка, вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письмаПомнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.Уважай свое и родительское время, всегда назначай собрание за неделю до проведения
«Эти детки -- чистый лист. Их нельзя ни в коем случае испортить! Как заложить в них зернышки, чтобы со временем выросли красивые цветы?»