Урок музыки в 7 классе Художественные направления в музыке

Художественные направления в музыке

ЦЕЛЬ: Обобщить знания учащихся о художественных направлениях в музыке, по произведению определить направление, которое представляет композитор
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: учить анализировать музыкальное произведение, сравнивать, выделять главное
РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать умение определять на слух представителей художественного направления (барокко, классицизм, романтизм).делать выводы и аргументировать их.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: приобщать детей к «золотому фонду» мировой музыкальной культуры
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет композитора, музыкальный центр, таблица, компакт-диск, тетради
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

ХОД УРОКА.

Сегодня мы завершаем работу по теме «Художественное направление в музыке» Цель: обобщить все те знания, которые вы получили на уроках МУЗЫКИ
и, используя полученные знания, определить к какому художественному направлению относится то, или иное музыкальное произведение, привести доказательства, проанализировав его.
Давайте вспомним, с какими направлениями в музыке мы уже познакомились

Дети: Барокко, Классицизм, Романтизм

Сегодня у нас необычный урок. Необычно то, что на уроке у нас гости и необычно мы сидим .Это неслучайно. Сегодня мы будем работать в группах

Только что вы назвали 3 направления в музыке и группы у нас 3.
Каждой группе достанется по направлению. ( распределили)

Начнем с направления «БАРОККО»

Прежде всего давайте определим само понятие «барокко» (работа со словарем )

Работа со словарем

Внимание на экран и первый вопрос:

Когда возникло направление барокко в искусстве? Эпоха «барокко» Что характерно для барокко?
Здесь я хочу предоставить слово «ИСТОРИКАМ» .Им было предварительно дано задание. Как они с этим справились, мы сейчас узнаем.

ИСТОРИК (СЛАЙДЫ № ________)
Особенности произведений?
Какова идея произведений данного направления?
Жанры данного стиля?
Яркие представители барокко в музыке?


ВОПРОСЫ ОТ ГРУПП № 2, 3
Учитель: В это время появился жанр «опера» почему оперу называют « синтетическим жанром?»


Особенности барокко
век
16 нач.17

Идея
Человек и общество

Особенности
Пышность, вычурность, широта, величие

Жанры
Опера, концерт, кантата

Композиторы
,Вивальди, Бах, Гендель


КЛАССИЦИЗМ

Следующее направление в музыке « КЛАССИЦИЗМ»
Определим понятие «Классицизм» здесь нам тоже поможет словарь
Работа со словарем

Когда возникло направление «классицизм» в искусстве? Какое это было время?
Что характерно для направления? Это вопрос к «ИСТОРИКУ»

Какова идея произведений данного направления?
Особенности произведений?
Жанры данного стиля?
Яркие представители классицизма в музыке?

ВОПРОСЫ ОТ ГРУПП № 1, 3
Учитель:Этот композитор в 4 года сочинил пьсу, в 7 лет дал первый концерт,а в 8 летон знал и умел все,что можно требовать от профессора 40 лет.Назовите имя композитора.

Особенности классицизма

век
17-19

Идея
Противоречие человека и общества

Особенности
Гармоничность, строгость, соблюдение пропорций, целостность

Жанры
Симфония, соната, сонатная форма

Композиторы
Люлли, Бетховен,Гайдн,Моцарт



И, наконец, третье направление «РОМАНТИЗМ»

И снова с помощью словаря мы определяем понятие «романтизм»
Работа со словарем
Слово ИСТОРИКУ и его исследовательская работа
Когда возникло направление «романтизм» в искусстве? Что это было за время?
Что характерно для направления?

Какова идея произведений данного направления?
Особенности произведений?
Жанры данного стиля?
Яркие представители классицизма в музыке?

ВОПРОСЫ ОТ ГРУПП № 1, 2
Учитель:Что такое «шубертиады»? Кто принимал в них участие?

Особенности романтизма


век
19

Идея
Внутренний мир человека

Особенности
Лиризм, мечтательность, иллюзии, обращение к народности, фантастике,
Звучит легко, празднично

Жанры
Баллады, серенады, ноктюрны, песни, поэмы, вальсы

Композиторы
Шуберт, Шопен, Штраус и др.


Если вы помните тема нашего урока; «Художественные направления в музыке».
Мы подошли с вами к практической части урока.
Сейчас нам предстоит прослушать новое музыкальное произведение, и попробовать определить его художественное направление. Хочу напомнить: слушать музыку – великое искусство

Звучит вальс Штрауса « Мелодии весны»
Чтобы определить к какому направлению относится произведение. Попытайтесь определить:
Какое настроение несет вам эта музыка. К чему она нас призывает? Музыкальный образ.
Жанр
Темп (Ларго- очень медленный
Адажио – медленно, спокойно
Аллегро – быстро
Престо – очень быстро
Динамика т.е. сила звучания
АНАЛИЗ
Настроение праздника, музыка звучит легко, хочется танцевать. Это вальс. Возникает образ лирического героя романтический. Темп __________
Динамика меняется - музыка звучит то тише, то громче .

Вы уловили настроение, определили жанр произведения. Может кто-то из вас назовет и композитора?

ДЕТИ: Штраус

Что вы мне скажите по поводу услышанного произведения. Какое это направление?
(прошу ребенка определить направление и доказать это)


Следующее произведение Вивальди «Времена года» «ВЕСНА»

Какое настроение несет нам эта музыка. ? Музыкальный образ.
Жанр
Темп (Ларго- очень медленный
Адажио – медленно, спокойно
Аллегро – быстро
Престо – очень быстро
Динамика т.е. сила звучания

АНАЛИЗ
Настроение радости. Музыка энергична. Темп АЛЕГРО. Жанр – концерт. Динамика: меняется сила звучания
Образ природы пробуждающейся.

Вы уловили настроение, определили жанр произведения. Может кто-то из вас назовет и композитора?

Дети: Вивальди

Какое направление в музыке представляет Вивальди?
(ответы детей и обоснование)

Следующее произведение Моцарт «Симфония № 40 ) фрагменты

Что это за произведение? Оно не похоже на предыдущие.
Что такое «СИМФОНИЯ» («созвучие»; сложный жанр, сформировалась как цикл из 4 частей))

Какая это музыка – легкая или серьезная? Что за жанр.

Дети: Симфония
Докажите.
ДЕТИ: В ней 4 части
Как она строится?
Принципы её построения
1ч. – аллегро. Речь взволнованного человека., жалующегося.. Это волнение передается музыке ритм -учащен.Напряженность усиливается
2ч – Анданте затишье. Музыка мелодична
3 ч. – традиционный менуэт. Ритм танцевальный. Образ танцующих пар
Финал – итог всего цикла. Повторение 1 части
Все части связаны единой линией.
Динамика
Музыкальный образ (образ человека, который жалуется на то, что мир несовершенен,несправедлив)
Как переводится слово «симфония» (созвучие)

Кто композитор? Какое направление он представляет в музыке?

ХУДОЖЕСТВЕНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ

направление
век
идеи
особенности
жанр
композиторы

барокко
16-17
Человек и общество
Пышность вычурность
Опера
Концерт
Балет
Кантата
оратория
Вивальди
Бах
Гендель и др

классицизм
17-нач.19
Противоречие человека и общества
Строгость
Обращение к античности
Целостность
Соблюдение пропорций
Симфония
Соната

Гайдн
Моцарт
Бетховен

Романтизм
19 в
Внутренний мир человека
Лиризм
Мечтательность
Фантастика
Иллюзии
Обращение к народности
Баллада
Ноктюрн
Поэма
Фантазия
Песня
Вальс
Шуберт
Штраус
Шопен
Глинка
Чайковский
Римский-Корсаков


Заключение: Сегодня мы завершили работу по теме «Художественные направления в музыке». Все задачи, которые были поставлены на уроке выполнены,.а главное мы научились слушать музыку, ведь слушать музыку – великое искусство.
15