Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для обучающихся с ОВЗ. (2 класс)


Муниципальное образовательное учреждение
Дубковская средняя общеобразовательная школа
Ярославского муниципального района
Рассмотрена
на заседании МО
учителей
начальных классов
протокол №……….
от ………………… Утверждена приказом
директора школы
протокол №……..
От…………….
Директор школы:
Сухова Н.Н……………………………..

Рабочая программа
Коррекционных занятий по литературному чтению
для 2а кл.
на 2015/2016 уч.г.
учителя начальных классов Кротова О.В.
2015г.
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи курса
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы «Литературное чтение» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева ОС «Школа 2100».
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
При разработке программы учтены:
Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010)Основные содержательные линии примерной программы «Математика» (Примерные программы начального общего образования. В 2-х ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2011
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015-2016 учебном году. (Сборник материалов ГОУ ЯО ИРО – Ярославль, 2015г.)
Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
 Данная программа будет реализовываться во 2 классе на коррекционных занятиях по литературному чтению.
Цель рабочей программы - конкретизация содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм формирования у детей функциональной грамотности, что способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа ориентирована на формирование и развитие у обучающихся  cо смешанными специфическими расстройствами психологического характера речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Программа учитывает особенности детей с ОВЗ.
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ОВЗ  наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
Учащиеся со смешанными специфическими расстройствами психологического характера характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Методы и формы через которые будет реализована программа обучения детей с ОВЗ:
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
комментированные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся с ОВЗ  овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в трудностях волевых усилий; нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, сопровождающаяся повышенной двигательной и речевой активностью. Дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Кроме того, учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Корректировка программы
Программа строит обучение детей с ОВЗ  на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Нами были внесены изменения в рабочую программу по литературному чтению для 2 класса, разработанную на основе программы начального общего образования, авторской программы «Литературное чтение» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева ОС «Школа 2100».
34 часа (по 1 часу в неделю).
Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличения скорости, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя. На уроках чтения дети получают знания литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, особенностях малых фольклорных жанров. Дети получают первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о приеме сравнения, олицетворения, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Формой организации учебного процесса является в основном классно-урочная система, но также необходимы экскурсии в природу, в библиотеку.
Основные методы, используемые на уроках литературного чтения в первом классе: беседа, творческая работа, поисковая.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающиеся должны знать и уметь:
- знать 3 основных внешних показателя содержания книги (фамилия автора, заглавие книги, иллюстрация);
- подробно пересказать прочитанное и отвечать на вопросы по тексту с использованием необходимой громкости, темпа и тона речи;
- сознательно и правильно читать незнакомый текст учебника вслух целыми словами (трудные по слогам); темп чтения – 40-50 слов в минуту.
- самостоятельно знакомиться с детской книгой и читать ее под наблюдением учителя;
- записывать название книги и фамилию автора в тетрадь или на карточку;
- читать стихотворения наизусть.
Календарно-тематическое планирование
Учебная неделя Тема урока Элементы содержания
1 Русская народная сказка «Иван крестьянский сын и Чудо-юдо» Произведения устного народного творчества. Произведения о добре и зле. Жанр произведения: народная сказка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
2 П. Ершов. «Конек-Горбунок»
Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Герои произведения
Выразительное, осознанное чтение
3 В. Одоевский. «Мороз Иванович» Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Жанр: литературная сказка. Составление вопросов по содержанию прочитанного4 П. Бажов. «Серебряное копытце» Произведения классиков детской литературы. Правильное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения
5 Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» Пересказ текста
6 Русские народные скороговорки Малые фольклорные жанры. Правильность чтения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения
7 Т. Янссон. «Шляпа Волшебника» Осознанное, правильное выразительное чтение
8 Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» Участие в диалоге при обсуждении прочитанного9 А. Милн. «Винни-Пух». Наблюдение над характерами героев, языком сказки Жанр произведения. Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений. Декламация
10 А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». Герои сказки. Два мира в сказке Построение небольшого монологического высказывания о произведении 11 Дж. Родари. «Приключения Чиполлино» Понимание содержания литературного произведения; тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Умение работать с аннотацией. 12 А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон…» Использование интонаций, соответствующих смыслу текста 13 Коротышки – ска-зочные человечки из Цветочного го-рода (роман-сказка Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»). Выбор книги Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.) 14 Богатырская «Сказка про Илью Муромца» Жанр произведения: народная сказка. Понимание содержания произведения. Восприятие на слух. Осознанное чтение 15 Дагестанская сказка «Богатырь Назнай» Составление небольшого монологического высказывания о произведении. Аргументация своего мнения с привлечением текста произведения 16 Былины, легенды, предания Произведения устного народного творчества. Жанры. Умение работать с книгой 17 Татарская сказка «Мудрый старик» Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Различие жанров произведений, герои произведения. Составление устного высказывания с использованием аргументации своего мнения 18 Киргизская сказка «Мудрая девушка» Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения 19 Русская сказка «Мудрая дева». (Завершение работы.) Сравнительный анализ сказок о мудрости Различие жанров произведений.
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения 20 Японская сказка «Ивовый росток» (сказка вторая) Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста 21 Какие вопросы задают сказки? Пересказ текста. Составление самостоятельных высказываний по данной теме 22 Народные колыбельные песни Малые фольклорные жанры. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих содержанию произведения 23 Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки» Произведения устного народного творчества. Различение жанров. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.
Работа с текстом 24 Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы» Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея) 25 Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» Пересказ текста по плану. Герои произведения. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста 26 Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена».
Латышская сказка «Как петух лису обманул» Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения 27 Генрих Сапгир. «Песня».
Л. Квитко. «Веселый жук» Произведения современной отечественной литературы. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация. Различение жанров произведений: стихотворение 28 Читаю стихотворение и слышу сказку.
Литературные стихи-сказки Умение работать с книгой. Декламация.
Восприятие на слух и понимание художественных произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста 29 Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
(5 и 6-я части).
Секрет Лиса Различение жанров произведений. Сказка
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения 30 Валентин Берестов. «Честное гусеничное» Различение жанров. Сказка
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения 31 Г. Цыферов. «Град», «Про чудака лягушонка» Восприятие на слух и понимание художественных произведений различных жанров 32 Б. Сергуненков. «Неспетая песня», «Мальчик и леший, «Кот белый – кот черный» Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них 33 Творческий урок-конкурс Восприятие на слух и понимание художественных произведений 34 Произведения современной отечественной литературы.
Стихотворение. Выразительное чтение. Восприятие на слух и понимание художественных произведений