Программа Курса коррекционно-развивающих занятий Тянемся к солнцу(для детей 12 – 15 лет)

МБОУ СОШ №8 города Конаково


Программа
«ТЯНЕМСЯ К СОЛНЦУ»


Самовыражение
через творчество

Курс коррекционно-развивающих занятий
(для детей 12 – 15 лет)



Чижова Е.В.
педагог-психолог



2015


Аннотация

Обоснование программы

По результатам неоднократно проводимых психических исследований эмоционального состояния детей в школе (тест Филлипса) выявлен один из ведущих факторов негативно влияющий на развитие психического здоровья и личность учащихся. Это страх самовыражения. В процессе обследования дети признаются в нежелании демонстрировать свои способности, возможности, т.к. испытывают боязнь негативной оценки со стороны окружающих, боязнь быть не понятым, осмеянным. Таким детям приходится зачастую принимать стандартные решения ситуаций, проблем, избегая свои собственные, не менее правильные и интересные, отходить от оригинальности и необычности, думать «шаблонно», ориентируясь на мнение большинства или значимых людей, жить с «оглядкой». В результате этого у детей развивается тревожность, которая может в дальнейшем закрепиться и перейти в невротическую форму. Дети с тревожностью по данному фактору испытывают трудности общения, результаты их деятельности обычно неадекватны возможностям, низки. Со временем возникает внутренний конфликт, препятствующий развитию личности в целом.

Цель программы: снижение порога негативных эмоций при самовыражении посредством творчества.

Задачи:
Научить участников группы видеть свою уникальность, не бояться проявлений собственных возможностей, идей, мыслей, фантазии.
Научить участников группы видеть и уважать многогранность внутреннего мира других людей, философски относиться к ситуациям неприятия индивидуальности со стороны окружающих.
Повысить самооценку участников группы.
Адресат: группа учащихся 7-9 классов (12 -15 лет) в количестве 10 -12 человек.
Количество занятий: 10.
Продолжительность одного занятия: от 40 минут до 1,5 часа.
Структура программы: программа состоит из 3 этапов: входящая диагностика, информационно-практическая часть, исходящая диагностика.
Структура занятий: занятие состоит из 3 частей: входящая диагностика – упражнение «Лестница моего» (эмоциональное состояние на начало занятия), информационно-практическая часть, исходящая диагностика – упражнение «Лестница моего настроения» (эмоциональное состояние на конец занятия).
Периодичность занятий: 2 занятия в неделю.
Методы: при проведении занятий используются методы игротерапии, арт-терапии, (художественное творчество, проективный рисунок, лепка, рифмоплетение, сочинение историй и др.), психогимнастики.

Ожидаемые результаты: снижение уровня негативных эмоций, связанных с самовыражением.

Диагностика: Эффективность данного курса занятий отслеживается по методике Филлипса «Тест школьной тревожности» (методика прилагается к программе), где интерпретация результатов даётся по 8 факторам тревожности, в том числе и по таким факторам как «Страх самовыражения», «Страх несоответствовать ожиданиям окружающих». Проводится входящая и исходящая диагностика и последующий сравнительный анализ результатов.

Материально-техническое оснащение: светлое помещение (класс, комната релаксации), вмещающее группу участников, имеющее свободное пространство для упражнений подвижного характера, оснащённое аудиоаппаратурой (магнитофон). В помещении желательно наличие письменных столов (парт) или просто приспособлений для письма и рисования.



Учебный план
Программа «Тянемся к солнцу!».
Цель программы: снижение порога негативных эмоций при самовыражении посредством творчества.
Задачи:
1. Научить участников группы видеть свою уникальность, не бояться проявлений собственных возможностей, идей, мыслей, фантазии.
2. Научить участников группы видеть и уважать многогранность внутреннего мира других людей, философски относиться к ситуациям неприятия индивидуальности со стороны окружающих.
3. Повысить самооценку участников группы.
Категория участников: подростки 12 - 15 лет.
Срок реализации программы: 10 занятий (14 часов)
Режим занятий: от 40 минут до 1,5 часа 2 раза в неделю.


п/п

Тема занятия


Количество часов


Форма
контроля



всего
теорети-
ческих
практических



1

Входящая диагностика

35 минут

5 минут

30 минут

результаты теста Филлипса


2



Информационно-практическая работа


12 ч. 50 мин.

2 ч. 50 мин.

10 ч.

релаксация

3
Исходящая диагностика

35 мин.
5 минут
30 минут
результаты теста Филлипса


ИТОГО
14 часов.
3 часа
11 часов







Учебно-тематический план.
Программа «Тянемся к солнцу!».

Цель программы: снижение порога негативных эмоций при самовыражении посредством творчества.
Задачи:
1. Научить участников группы видеть свою уникальность, не бояться проявлений собственных возможностей, идей, мыслей, фантазии.
2. Научить участников группы видеть и уважать многогранность внутреннего мира других людей, философски относиться к ситуациям неприятия индивидуальности со стороны окружающих.
3. Повысить самооценку участников группы.
Категория участников: подростки 12 - 15 лет.
Срок реализации программы: 10 занятий (14 часов)
Режим занятий: от 40 минут до 1,5 часа 2 раза в неделю.



N

Тема занятия.


Количество часов




всего
теоретических
практических


1

Диагностический этап


35 минут

5 минут

30 минут




1.1. Групповая диагностика по методике Филипса.

35 минут

5 минут

30 минут


2



Информационно-
практический этап

12 ч. 50 мин.

2 ч. 50 мин.

10 ч.


2.1. «Знакомство»

1 час
20 минут
40 минут


2.2. «Инопланетяне»


1 час
20 минут
40 минут


2.3.«Твоё решение - Самое!»
1 ч. 5 мин.
15 минут
50 минут


2.4.«Звук и смысл»

1 ч.15 мин.
15 минут
1 час


2.5.«Острова и города»

1 ч.15 мин.
15 минут
1 час


2.6.«Моё кино»

1 ч. 40 мин.
20 минут
1 час 20 минут


2.7.«Сказочный лес»

1 ч. 45 мин.
15 минут
1 час 30 минут


2.8.«Чудеса техники»

1 ч.35 мин.
15 минут
1 час 20 минут


2.9.«Я плюс слово»

1 ч.15 мин.
15 минут
1 час


2.10.«Небо - это Я!»

1 час
20 минут
40 минут

3
Исходящая диагностика
35 мин.
5 минут
30 минут


3.1. Групповая диагностика по методике Филипса.

35 минут

5 минут

30 минут

ИТОГО
14 часов.
3 часа
11 часов













Учебная программа.

Цель программы: снижение порога негативных эмоций при самовыражении посредством творчества.

Задачи:
1.Научить участников группы видеть свою уникальность, не бояться проявлений собственных возможностей, идей, мыслей, фантазии.
2.Научить участников группы видеть и уважать многогранность внутреннего мира других людей, философски относиться к ситуациям неприятия индивидуальности со стороны окружающих.
3. Повысить самооценку участников группы.

Занятие 1.
«Знакомство».

Цель: Создание благоприятных условий для работы группы, знакомство участников с основными принципами тренинга, разработать и принять правила группы, способствовать самораскрытию ребят, сформулировать индивидуальные задачи их деятельности на предстоящих занятиях, знакомство с понятием «творческая активность».

Материалы: 2 ксерокопии приложения №1, ножницы на каждого участника, бумага, клей, набор картинок из упражнения № 5 на каждого участника, музыкальное сопровождение.

Содержание занятия.

Упражнение 1.
«Сказочное знакомство».
Цель: самопрезентация, раскрытие качеств важных для эффективного межличностного общения, создание настроя на творческую работу.

Участникам предлагается составить рассказ о себе как о герое сказочной повести. Начать рассказ словами: «В некотором царстве-государстве жил-был (жила-была) » и закончить «. так он(а) попал(а) в волшебную комнату, где проходил тренинг».
Далее ведущий раскрывает цель тренинга, оглашает основные правила тренинга, предлагает их дополнить.
Упражнение 2.
«Потерянная информация».
Цель: знакомство с понятием «Творческая активность», разработка и принятие правил группы через творческий поиск.

Ведущий даёт объяснение понятия «творческ5ая активность»: «Творческая активность -это интенсивный процесс, где вы, ребята, можете проявить свою фантазию, отразить свои идеи, быть оригинальными и неповторимыми, активными и интересными. Выполняя задание, направленное на проявление этих качеств, вы прилагаете усилия и получаете результат, который удивляет и радует окружающих. Главным правилом наших с вами встреч – будет принятие этого понятия как девиза, т.е. каждая наша встреча должна проходить в русле творческой активности. Нам нужно лишь постараться».

Далее ведущий сообщает: «Ребята! Перед вами файлы с документацией творческой лаборатории «ТС-2011» («Тянемся к солнцу – 2011» - готовый бланк можно взять в учебно-методическом комплекте к программе).
Половина информации о работе данной творческой лаборатории находится в этих файлах, но другая половина была уничтожена по причине компьютерного вируса. Вам предлагается разбиться на подгруппы, ознакомиться с имеющейся информацией в файлах и заполнить пробелы в документах. Здесь вы проявите свою фантазию, но при этом вы должны помнить: всё, что вы придумаете, должно быть в пределах выполнимого и в дальнейшем может «работать» в такой группе как наша. Для работы вам отводится 15 минут (можно больше, по желанию). По окончанию времени каждой подгруппой будут зачитываться результаты работы. Мы проведём обсуждение полученных данных».
Упражнение 3.
«Фигурачтоугодно».
Цель: самораскрытие отдельных сторон личности участников группы, создание положительного отношения участников друг к другу для дальнейшей совместной работы в группе.

Участники вырезают из бумаги фигуры (направление ножниц по бумаге хаотичное).
Затем каждый участник дарит своим соседям по кругу (справа и слева) подарки – вырезанные фигуры. При этом он объясняет, что это и почему он дарит такой подарок соседу. При работе с ножницами следует соблюдать правила осторожности.
Упражнение 4.
«Лестница моего настроения».
Цель: знакомство с понятием «Рефлексия», создание матрицы для рефлексии на занятиях, отразить своё эмоциональное состояние на данном занятии.

1 часть.
«Рефлексия - умение прислушаться к своим внутренним переживаниям, своему настроению и оценить и отразить его (в нашем случае – на листе бумаги с помощью картинок)»
Участникам раздаются картинки (Приложение 2), можно использовать другие, например серию «Цветы», «Эмоции» и т.д.
Каждый участник наклеивает рисунки на чистый лист бумаги с заголовком «Лестница моего настроения» (фамилия имя участника), располагая их в следующем порядке: рисунок, характеризующий наименьшую творческую активность и низкий фон настроения ставится на нижнюю ступень, рисунок, характеризующий высокую творческую активность и повышенный (лучший) фон – на самую верхнюю. Другие рисунки раскладываются между ними по-принципу нарастания данного параметра. Каждый участник самостоятельно анализирует и располагает рисунки, соотносит изображение с понятием «творческая активность», учитывая при этом либо скорость транспорта, либо с его новизну, либо привлекательность, либо с современность, либо с полезность, либо необычность и т.д. В результате у каждого участника из предложенных картинок получается своя «Лестница моего настроения», которой он будет пользоваться на протяжении всего курса занятий.
2 часть.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.
Ведущему для анализа динамики «самораскрытия и самовыражения» участников, желательно, отражать самооценку каждого участника на каждом занятии в таблице:

Фамилия имя ученика
№ занятия
№ ступени
из «Лестницы творческой активности»



на начало занятия
на конец занятия

1. Иванов И.
1
-
4


2
2
5


3
6
5


Упражнение 6.
«Прощание»
Цель: закрепить положительные эмоции общения в группе.
Участники обсуждают наиболее значимые моменты занятия. Прощаются друг с другом в форме, которую выбирают сами (каждый индивидуально).

Занятие 2
«Инопланетяне»
Цель: самовыражение и реализация творческого потенциала в языковом и художественном стиле.
Материалы: бумага, ручки, карандаши или краски, пластилин, солома.

Содержание занятия.

Упражнение 1.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на начало занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.
Упражнение 2.
«Инопланетный стих».
Цель: самовыражение и реализация творческого потенциала в языковом стиле.

Каждому участнику предлагается представить себя инопланетянином-поэтом. Задание: придумать стихотворение (четверостишие) на «родном» языке, записать его и прочесть вслух.
В первом случае стихотворение должно быть либо красивым по звучанию: плавный, гармоничный подбор звуков и слов. Участники делятся плодами своей фантазии: название стихотворения, тема, перевод.
На втором этапе должно прозвучать стихотворение экспрессивное, резкое, очень эмоциональное. Участники делятся плодами своей фантазии: название стихотворения, тема, перевод.
«Стих – Монотония»: монотонное, скучное, однообразное сочетание звуков. Участники делятся плодами своей фантазии: название стихотворения, тема, перевод.
Третий этап – весёлое стихотворение: смешное сочетание звуков, подбор слов, способный максимально развеселить других. Участники делятся плодами своей фантазии: название стихотворения, тема, перевод.
Упражнение 3.
«Портрет моего земляка».
Цель: самовыражение и реализация творческого потенциала в художественном стиле.

Участники работают над созданием портрета инопланетного существа (одного или нескольких). Важное условие при выполнении задания – оригинальность идеи рисунка. По окончанию рисования, участники демонстрируют свои работы, рассказывают о том, кто нарисован.

Упражнение 4.
«Пластилин и солома».
Цель: самовыражение и реализация творческого потенциала в процессе лепки.

С помощью пластилина и соломы создать одну из бытовых вещей инопланетянина. Объяснить её предназначение.
Упражнение 5.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на конец занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.

Упражнение 6.
«Прощание».
Цель: закрепить положительные эмоции общения в группе.

Участники прощаются друг с другом, благодаря каждого за лучшую работу на сегодняшнем занятии: «Твоей самой удачной идеей было. Молодец! До следующей встречи!»



Занятие 3.
«Твоё решение - Самое!»
Цель: самовыражение и реализация творческого потенциала в изобретательности идей.

Материалы: бланки для упражнения № 1, бумага, кисти, акварельные краски, вырезки газетных статей с «закрытыми» строками для упражнения № 3, бланк «Список блюд» (упражнение № 4) для каждого участника.

Содержание занятия.

Упражнение 1.
«Лестница моего настроения».
Цель: Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.
Упражнение 2.
«Ситуация 1».
Цель: проявление творческой эрудиции, фантазии в принятии решений в проблемной ситуации.

Инструкция: «Вы находитесь в группе сверстников (такой как наша), где вам интересно и комфортно. Ваша цель продержаться в ней как можно дольше. Но вы случайно узнаёте, что через 10 дней вас могут попросить уйти. Чтобы остаться в группе вам нужно совершить 10 необычных поступков, они и спасут вас от изгнания. Составьте список вашей спасательной акции». Каждому участнику выдаётся бланк:


Супер – акция: 10 «спасательных» поступков.
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
4._______
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Упражнение 3.
«Дуэт».
Цель: проявление творческой эрудиции, фантазии в изобразительной деятельности.

Ведущий предлагает участникам нарисовать картину, используя только 2 цвета акварельных красок (любых на выбор). Задаётся одна из тем: «Цветущий луг», «Сказки лета», «Букет» и т.д. Краски разрешается смешивать в поисках нового тона, оттенка. Выполнив задание, участники демонстрируют свои рисунки, объясняя, как они пришли к данному результату.

Упражнение 4.
«Спецкор».
Цель: проявление творческой эрудиции, фантазии в публицистическом жанре.

Участникам раздаются вырезки из газет с короткими статьями. В газетных статьях – пробелы, скрывающие суть информации. Задача участников – заполнить пробелы так, чтобы информация обрела смысл и статья стала полной.
Упражнение 5.
«Ситуация 2».
Цель: проявление творческой эрудиции, фантазии в принятии решений в проблемной ситуации.

Участникам тренинга предлагается следующая ситуация:
«Вы устраиваетесь шеф-поваром в один из престижных ресторанов города N. Вас принимают на работу с условием, что вы прямо сейчас, без особой подготовки, можете придумать 10 новых названий уже имеющимся блюдам ресторана. Основное правило подбора: в названии должны быть использованы:
- только глаголы (Например: жаркое «Налетай!», десерт «Полакомимся!» и т.д.);
-только слова на букву «З» (или другую) (коктейль «Закарпатье», каша «Золотое зерно» и др.);
- строчки из песен ( мороженое «Льдинка – растай», щи «Богатырская наша сила» и др.)
Каждый участник сам выбирает одно из 3-х предложенных условий.

Список блюд:
1.Салат.
2. Суп (щи, рассольник, похлёбка и т.д.)
3. Студень.
4. Жаркое..
5. Пирог..
6. Кисель.
7. Каша
8. Коктейль
9. Мороженое
10. Фруктовый десерт..

Упражнение 6.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на конец занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.
Упражнение 7.
«Прощание».
Цель: закрепить положительные эмоции общения в группе.
Участники прощаются друг с другом, благодаря каждого за лучшую работу на сегодняшнем занятии: «Твоей самой удачной идеей было. Молодец! До следующей встречи!»

Занятие 4.
«Звук и смысл»

Цель: обозначение и принятие разного мироощущения – своего и других участников группы.
Материалы: бланки с вопросами для упражнение № 3, ручки.

Содержание занятия.

Упражнение 1.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на начало занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.


Упражнение 2.
«Звук».
Цель: рефлексия восприятия звуков, звукосочетаний, развитие воображения, фантазии, самоанализ, анализ и приняие мироощущения окружающих.

Ведущий предлагает участникам пофантазировать, он просит их закрыть глаза и слушать звуки, сочетания звуков, которые он будет произносить, попытаться представить на что похож этот звук (образ: один или несколько).

Звуки: «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш»,
«п-п-п»,
«ль»,
«А»,
«иннна!»,
«рк-рк-рк-рк»
и др.
После каждого произношения ведущим того или иного звукосочетания участники делятся плодами своей фантазии.

Упражнение 2.
«Рифма – фифма»
Цель: рефлексия восприятия звуков, слогов, реализация творческого потенциала в рифмовании слов.

Участники делятся на 2 группы.
Ведущий даёт задание группам: придумать слова, которые бы рифмовались со словом:
1 группе – «МОЛОКО»,
2 группе – «КОВЁР».
Затем задание усложняется и участникам нужно придумать новые слова, которые бы рифмовались с данными словами, за основу слова можно брать знакомые слова (Например, «молоко - коробко», «ковёр – копьёр»), значение новых слов можно не объяснять.

Упражнение 3.
«Неоднозначие».
Цель: рефлексия восприятия музыки, развитие воображения, фантазии, самоанализ, анализ и приняие мироощущения окружающих.

Ведущий раздаёт участникам тренинга листы бумаги с 3-мя вопросами и предлагает прослушать музыкальный ряд, состоящий из фрагментов 7-8 мелодий (Можно использовать мелодии серии компакт – дисков Romantic Collection). Прослушивая мелодии, участники должны делать заметки, соответствующие ответам на свои вопросы.
Вопросы для каждого участника индивидуальные.

Список вопросов, которые можно использовать в данном задании
( так же смотри в учебно-методическом приложении к программе)
1. Какая из мелодий муз. ряда, на ваш взгляд, «лишняя»?
2. Какая из мелодий, на ваш взгляд, обладает самой высокой энергетикой?
3. Какая из мелодий на ваш взгляд самая печальная?
4. Какая из мелодий самая «добрая»?
5. Какой из мелодий вы бы дали своё имя?
6. Какую мелодию вы бы выбрали для музыкального оформления праздника?
7. Какую мелодию вы бы выбрали для лейтмотива к художественному фильму?
8. Какую мелодию вы бы выбрали для лейтмотива для мультфильма?
9. Какую мелодию вы бы выбрали к новой песне?
10. Какую мелодию вы бы выбрали для сопровождения нашего тренинга?
11. Какую мелодию вы бы выбрали для муз. оформления нового супер-шоу?
12. Какую мелодию вы бы выбрали для своего сегодняшнего настроения?
13. Какую бы из прослушанных мелодий вы назвали «Мелодией любви»?
14. Какую бы из прослушанных мелодий вы назвали «Мелодией дождя»?
15. Какую бы из прослушанных мелодий вы назвали «Музыкой моря»?
16. Какую бы из прослушанных мелодий вы назвали «Музыкой солнца»?
17. Какую бы из прослушанных мелодий вы назвали «Мелодией грозы»?
18. Выделите из прослушанных мелодий «самую осеннюю».
19. Выделите из прослушанных мелодий «самую зимнюю».
20. Выделите из прослушанных мелодий «самую летнюю».
21. Выделите из прослушанных мелодий «самую весеннюю».
22.Придумайте название мелодии под № 1.
23. Придумайте название мелодии под № 2.
24. Придумайте название мелодии под № 3.
25. Придумайте название мелодии под № 4.
26. Придумайте название мелодии под № 5.
27. Придумайте название мелодии под № 6.
28. Придумайте название мелодии под № 7.

Ведущий предлагает прослушать каждую мелодию ещё раз. После прослушивания мелодии №1 (а далее и № 2,3,4 и т.д.) ведущий делает паузу и просит зачитать участников по кругу все заметки, которые относятся только к данной мелодии.
Упражнение позволяет увидеть «неоднозначие» восприятия и «неоднозначие» мира переживаний участников тренинга.
Упражнение 4.
«Шедевр».
Цель: рефлексия восприятия членов группы, развитие воображения, фантазии, самоанализ, анализ и принятие мироощущения окружающих.

Группа работает сидя в кругу. В центр круга садится человек (первый-желающий).
Группе даётся задание представить себя великими художниками и мысленно создать картину - шедевр, где бы вы нарисовали человека, сидящего перед вами. Что это была бы за картина, как и кем бы вы изобразили данного человека?
Участники делятся плодами своего воображения. Затем в центр круга садится следующий участник. Задание повторяется.

Упражнение 5.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на конец занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.

Упражнение 6.
«Прощание».
Цель: закрепить положительные эмоции общения в группе.

Участники обсуждают наиболее значимые моменты занятия. Прощаются друг с другом в форме, которую выбирают сами (каждый индивидуально).

Занятие 5.
«Острова и города»

Цель: самовыражение и реализация творческой активности в тематике «Острова и города».

Материалы: листочки с вырезками из контурных карт, этническая ритмичная музыка в современной обработке (любая другая ритмичная музыка), материалы для упр. № 3 – коробочки, баночки, пузырьки и т.д. из под использованных продуктов (приносят сами участники).

Содержание занятия.

Упражнение 1.
«Лестница моего настроения».

Цель: рефлексия эмоционального состояния на начало занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.
Упражнение 2.
«Острова».
Цель: реализция творческой фантазии с учетом некоторых условностей ситуации.

Участникам раздаются страницы контурных карт, и предлагается нарисовать на карте систему новых островов, учитывая особенности данного участка земли. Островам нужно придумать название и рассказать об особенностях климата на их территории, о том, как жители островов приспосабливаются к этим особенностям.
Упражнение 3.
«Танцор Диско».
Цель: реализация творческой фантазии в танце, поиск нового решения.

Участники разбиваются на 2 группы.
Ведущий даёт задание: «На одном из новых островов – праздник танца. Жители отмечают его тем, что придумывают и показывают по очереди новые танцевальные движения, получается непрерывный танец». На подготовку группе отводится время (10 мин.). Затем включается весёлая ритмичная музыка, и участники каждой группы выходят на середину, по очереди сменяя друг друга, и демонстрируют новые придуманные ими движения танца. Звание «Танцор Диско» присваивается самым активным и оригинальным в подборе движений участникам. Титул «Звёзды танца» получает группа, которая «перетанцует» по своей оригинальности соперников.

Упражнение 4.
«Город, которого нет».
Цель: проявление фантазии в создании макета, нахождение нестандартного применения бытовым вещам.

На ватмане или куске обоев участники создают макет сказочного города, используя коробки, баночки, обёртки, пакетики из-под продуктов и других вещей. Красками или гуашью дополняют свой макет. Сказочному городу дают имя. Одно из условий задания – город должен иметь своё лицо, проект должен отличиться чем-то необычным.

Упражнение 5.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на конец занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.

Упражнение 6.
«Прощание».
Цель: закрепить положительные эмоции общения в группе.

Участники обсуждают наиболее значимые моменты занятия. Прощаются друг с другом в форме, которую выбирают сами (каждый индивидуально).

Занятие 6.
«Моё кино».

Цель: самовыражение и воплощение творческой фантазии в тематике « МОЁ КИНО».

Материалы: фигурки людей выполненные из картона или плотной бумаги высотой 40-50 см.

Содержание занятия.

Упражнение 1.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на начало занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.

Упражнение 2.
«Приветствие под музыку».
Цель: закрепление положительных эмоции общения в группе, создание благоприятного фона настроения для дальнейшей творческой работы.

Участники шагают по кругу под весёлую музыку. Ведущий неожиданно останавливает музыку, участники резко поворачиваются внутрь круга и в это время каждый из участников по очереди должен либо громко произнести своё приветствие либо поприветствовать других жестом, движением. После такого приветствия музыка опять включается, участники вновь идут по кругу. Всё повторяется. Важное условие приветствия: участники не должны повторять предыдущих вариантов приветствия.

Упражнение 3.
«Кино-Ателье».
Цель: развитие художественного воображения, выражение настроения и личного внутреннего отношения в создании образов героев.

Участникам раздаются бумажные фигурки людей (высота фигурок 40-50 см). Это артисты будущего фантастического фильма «Галактика». Каждый артист должен быть одет в соответствии роли, которая значится на обороте фигурки. Участники с помощью карандашей, красок, фломастеров создают костюмы «артистам».
Названия ролей: Кариотта, генерал ирынов, Метака свинятская, Сумега сЪедобная, Ветакома подземная, Петаног, Грязунка, представитель фунозоров, Смоч, Шамашак, Тима-Добрека и др.
Фигурок может быть несколько для каждого участника.
Одетые куклы выставляются перед участниками тренинга.

Упражнение 4.
«Гримёрка».
Цель: развитие художественного воображения, выражение личного отношения к внешним особенностям созданных образов.
(продолжение упр.№3)
Участники довершают образ бумажных кукол - артистов (каждый своей), используя в качестве грима краски. Создаётся причёска или вносится нужное к ней дополнение.
Участники объясняют выбор красок, характер исполнения техники грима своих кукол. Обсуждаются вопрос: какую информацию могут нести внешность, одежда, макияж, аксессуары?

Упражнение 5.
«Киносценарий».
Цель: проявление самовыражения в роли сценариста.

Каждый участник тренинга придумывает и кратко записывает киносценарий, состоящий из героев - кукол предыдущего упражнения (всех). Каждой кукле отводится определённая роль в сценарии.
Участники не совещаются по поводу присвоения роли той или иной кукле. Данное задание каждый выполняет самостоятельно.
По окончанию работы каждый из участников зачитывает свой сценарий. Ведущий и др. участники группы задают вопросы: какая из ролей сценария близка по характеру «сценаристу», кто ему более или менее симпатичен, какая из сцен будущего фильма для «сценариста» самая яркая, самая напряжённая, грустная и т.д.

Упражнение 6.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на конец занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.

Упражнение 7.
«Прощание».
Цель: закрепить положительные эмоции общения в группе.

Участники обсуждают наиболее значимые моменты занятия. Прощаются друг с другом в форме, которую выбирают сами (каждый индивидуально).

Занятие 7.
«Сказочный лес».

Цель: самовыражение и воплощение творческой фантазии в тематике «Сказочный лес».
Материалы: музыкальное сопровождение для упр. № 1, краски, бумага, кисти, трафареты для упр. № 3.

Содержание занятия.

Упражнение 1.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на начало занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.

Упражнение 2.
«Лесные фантазии».
Цель: рефлексия воображения и внутреннего эмоционального состояния при прослушивании музыки

Играет мелодия. Участникам группы предлагается закрыть глаза и под музыку представить картину пребывания в сказочном лесу, где всё необычно – растения, птицы, животные и что-то ещё. Затем ведущий просит каждого участника описать свою «лесную фантазию».


Упражнение 3.
«Гамма цветов».
Цель: проявление творческого размаха и фантазии в изобразительной деятельности.

Ведущий предлагает участникам при помощи красок, карандашей или фломастеров нарисовать одно из самых необычных растений сказочного леса. Важное условие при выполнении задания: на рисунке должно быть использовано максимальное количество цветов и оттенков.

Упражнение 4.
«Сказочный зверь».
Цель: проявление творческой эрудиции и фантазии в изобразительной деятельности.

Каждый из участников группы получает трафарет (контур изображения).
Задание №1 – дополни, дорисуй трафарет до образа животного, которое обитает в сказочном лесу.
Задание №2 – добавь к уже имеющемуся образу детали, которые бы изменили образ до неузнаваемости в нём предыдущего.
Задание №3 – в полученную картинку внеси изменения, чтобы твоё сказочное животное стало добрым.

Упражнение 5.
«Встреча с Лешим».
Цель: проявление эрудиции, поиск поведения в ситуациях, требующих нестандартного решения, спонтанное проигрывание ситуаций по ролям.

Ведущий предлагает участникам представить себя хозяином сказочного леса – Лешим. Как поведёт себя Леший в ситуации (ситуации разыгрываются, ведущий распределяет роли, для каждого участника – своя ситуация):
- если встретит в лесу незнакомца:
- если встретит в лесу Домового,
- если встретит в своём лесу Чёрта,
- если встретит в своём лесу Маленькую Бабу-Ягу,
- если встретит в своём лесу Тамучаку,
- если встретит в своём лесу Бахунду,
- если встретит в своём лесу Кувыркашку,
- если встретит в своём лесу живой сундук с богатством,
- если встретит в своём лесу армию злых паучков,
- если встретит в своём лесу маленького толстого утёночка,
- если встретит в своём лесу Цветок- Кипяток.

Упражнение 6.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на конец занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.

Упражнение 7.
«Прощание».
Цель: закрепить положительные эмоции общения в группе.

Участники обсуждают наиболее значимые моменты занятия. Прощаются друг с другом в форме, которую выбирают сами (каждый индивидуально).



Занятие 8.
«Чудеса техники».

Цель: самовыражение и воплощение творческой фантазии в тематике «Чудеса техники».
Материалы: музыкальное сопровождение к упр.№ 1, 3, бумага, карандаши.

Содержание занятия.

Упражнение 1.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на начало занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.

Упражнение 2.
«Аэробус».
Цель: активизация фантазии, мысленное создание образа, воплощение в образ.

Участники тренинга становятся в круг. Под веселую мелодию выполняют задание ведущего: «Представьте, что каждый из вас - учёный и создал новый технический аппарат Аэробус. У каждого из вас своя версия звучания и перемещения нового аппарата. По кругу поочередно под музыку:
1 – каждый передаёт звук нового аппарата,
2 - каждый показывает руками движение нового аппарата,
3 – каждый изображает перемещение нового аппарата,
4 – каждый изображает себя, находящегося внутри аппарата.
Остальные участники повторяют движения и звуки».

Упражнение 3.
«Бюро идей».
Цель: проявление изобретательности, эрудиции, фантазии в создании новых конструкций.

Участники делятся на подгруппы, организуя «Бюро идей №1» и «Бюро идей №2».
Задача каждого бюро придумать как можно больше новых и необычных технических конструкций (Вспомните сказку про свинопаса: горшочек, который угадывает блюдо, готовящееся в каждом доме – одна из необычных технических конструкций.)

Упражнение 4.
«Музыка шурупиков».
Цель: прослушивание 2 контрастных мелодий, активизация внимания, восприятия, воображения, анализ внутреннего состояния, сравнение и принятие внутренних ощущений других членов группы.

Участникам тренинговой группы предлагается музыка для прослушивания: 2-3 мелодии разных музыкальных стилей, направлений (например: классика - рок, джаз - поп и др.варианты) - по 3-4 мин. каждая.
Перед прослушиванием мелодий ведущий объявляет:
1.«Музыка, которую вы сейчас услышите, называется «Музыка шурупиков», она передаёт жизнь и движение шурупов, гаечек, валиков и т.д. в простом механическом будильнике. Закройте глаза и представьте под музыку эту жизнь.»
2. «Вторая мелодия тоже о жизни в будильнике, но попробуйте представить, что изменилось в мире шурупиков с изменением мелодии»
В конце упражнения участники рассказывают о том, что им удалось представить под музыку, какое настроение вызвали фантазии и мелодии.


Упражнение 5.
«Моя профессия – каракук».
Цель: проявление изобретательности, эрудиции, фантазии в создании нового рода занятий (профессии), самопрезентация.

Участникам даётся задание придумать новый род профессии и представить себя её представителем. Каждому даётся слово, и каждый участник рассказывает о своей профессии, о том, чем он занимается, о положительных и отрицательных сторонах профессии, привилегиях и недостатках сферы своей деятельности.
Ведущий раздаёт участникам листы бумаги, на которых каждый рисует мини-рекламу своей новой профессии. Выполнив задание, участники демонстрируют свои рекламные проспекты.

Упражнение 6.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на начало занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.

Упражнение 7.
«Прощание».
Цель: закрепить положительные эмоции общения в группе.

Участники обсуждают наиболее значимые моменты занятия. Прощаются друг с другом в форме, которую выбирают сами (каждый индивидуально).

Занятие 9.
« Я плюс слово »

Цель: самовыражение и реализация творческого потенциала в языковом и художественном стиле.
Материалы: музыкальное сопровождение.

Содержание занятия.

Упражнение 1.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на начало занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.

Упражнение 2.
«Классный переводчик!».
Цель: рефлексия эмоционального состояния при прослушивании музыкального фрагмента, создание языкового каламбура соответствующего своему настроению от прослушанного, воплощение творческого вымысла.

Участникам тренинга предлагается на прослушивание песня (желательно, малознакомая) исполняемая на иностранном языке. Задача участников – представить себя в роли переводчика и за 2-3 минуты набросать перевод песни на лист бумаги. Затем по очереди каждый из участников должен представиться («Я – Василина Стругалова (любое имя ), самый лучший (язык, на котором исполняется песня) Например: сербо- русский переводчик только что поработала над новой песней (название, авторы). Прослушайте перевод». Для более яркого эффекта прослушивания перевод зачитывается на фоне песни.


Упражнение 3.
«Великая магия».
Цель: более глубокое сплочение группы, получение ощущения важности и особенности собственных мыслей, желаний, а так же мыслей и желаний окружающих, воображаемая реализация желаний «для близких-других».

Участники делятся на 2 группы.
Ведущий предлагает каждому участнику высказать свои желания, продолжить фразу: «Я бы очень хотел(а), чтобы». Затем определяются задачи участников: «Представьте себя великими магами. Пусть каждая группа выберет одно из желаний противоположной группы и исполнит его».
От участников требуется проявление фантазии и оригинальности. При желании участников, упражнение повторяется, проигрываются другие желания на выбор.

Упражнение 4.
«Скажи три слова».
Цель: развитие выразительности речи, движений, воображения, групповой сплоченности,

Выбирается водящий (считалкой или по желанию). Звучит музыка. Участники хаотично перемещаются по комнате. Водящий даёт команду: «Птицы!» или «Животные!» или «Цветы!» и др., резко останавливает музыку. Каждый из участников замирает в позе выбранного им животного, птицы Водящий подходит к каждому участнику и просит его представиться. Представляясь, участник говорит ровно 3 слова, которые его особенно характеризуют. (Пример. Тигр - полосатый, рычу, хищник. Тюльпан – алый, весенний, неароматный. Попугай – яркий, разноцветный, говорю.) Водящий должен угадать – кто это. Угадав – выходит из игры. Цель всех игроков – облегчить задачу ведущего: не произнося названия объекта, называть его признаки.
Игра проходит в ускоренном темпе.
Упражнение 5.
«Лавка имён нарицательных».
Цель: развитие выразительности языка, речи, воображения, фантазии.

Ведущий даёт инструкцию: в течение 10 минут каждый из участников должен придумать новые названия следующим предметам – зима, колокол, дождь, сказка, человек, конь и др. (10 – 15 слов). Названия должны по смыслу или звучанию характеризовать образ заданного предмета ( например: зима - Сугробика, колокол -Бабах, дождь - Ливайка и др). Допускаются необычные сочетания обычных слов (например: зима - Холодкоснежка и др.)

Упражнение 6.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на начало занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.
Упражнение 7.
«Прощание».
Цель: закрепить положительные эмоции общения в группе.

Участники обсуждают наиболее значимые моменты занятия. Прощаются друг с другом в форме, которую выбирают сами (каждый индивидуально).

Занятие 10.
«Небо - это Я!»

Цель: отражение своего внутреннего мира в рисунке, создание общего рисунка-отражения внутреннего «я» участников, приятие уникальности каждого.
Материалы: листы ватмана или рулоны светлой бумаги (например, обои)

Содержание занятия.

Упражнение 1.
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на начало занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.

Упражнение 2.
«Моё небо – Моё Творчество!»
Цель: отражение своего внутреннего мира в рисунке, видение уникальности внутреннего мира своего и каждого участника группы, принятие единства себя с другими.

На последнем занятии участники тренинговой группы совместно создают общий рисунок. Для этого в начале каждый из участников на листе ватмана или рулоне светлых обоев рисует «кусок своего неба». Этот «кусочек неба» должен состоять из необычных небесных тел, в своём образе отражающих мир интересов каждого участника. Рисунки закрепляются на потолок (плитку потолка) – лучший вариант или на оконные рамы (вид из окна), стены.

Упражнение 3
«Лестница моего настроения».
Цель: рефлексия эмоционального состояния на начало занятия.
Ведущий предлагает оценить своё настроение и активность на сегодняшнем занятии определенным рисунком.

Упражнение 4.
«Прощание».
Цель: рефлексия чувств о пройденном курсе занятий.

Участники делятся впечатлениями от курса занятий, высказывают свои пожелания, прощаются друг с другом.

































Методическое обеспечение.

«NORDIC» - музыкальный компакт-диск (CD) серии «ROMATIK COLLECTION».- Германия, 2004г.

«DISKO» - музыкальный компакт-диск (CD) серии «ROMATIK COLLECTION».- Германия, 2004г.

«NOSTALGI» - музыкальный компакт-диск (CD) серии «ROMATIK COLLECTION».- Германия, 2004г.

«Шедевры инструментальной классики» - музыкальный компакт-диск (CD) серии «Шедевры инструментальной музыки».- М., 2002 г.

«ENNIO MORRIKONE. Karol » - музыкальный компакт-диск (CD). - М.,2005.
































Список литературы.

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: Питер, 2004.

Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. - М.,1989.

Выготский Л.С. Психология.- М.,2000.

Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.- СПб.: Питер, 2005.

Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб.: ООО «Речь», 2001.

Игры: обучение, тренинг, досуг.- М.,1994.

Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.,2001.

Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. - М., 1999.

Копытин А.И. Основы арт-терапии.- СПб.: Речь,1999.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М.,1998.

Прихожан А.М. Психология неудачника.- М.,2000.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. - М., 2001.

Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. - М.,1995.

Родари Дж. Грамматика фантазии. - М.,1990.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.,1995.

Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.,1990.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: Владос, 2001.









МБОУ СОШ №8 города Конаково


«ТЯНЕМСЯ К СОЛНЦУ»



Самовыражение
через творчество

Учебно-методический комплект
курса коррекционно-развивающих занятий
с младшими подростками.


Чижова Е.В.
педагог-психолог



2015


Пояснительная записка.

Данный учебно-методический комплект является приложением к программе коррекционно-развивающих занятий «Тянемся к солнцу!» педагога-психолога МБОУ СОШ №8 города Конаково Чижовой Е.В.
Материал представлен набором карточек, схем, карт, картинок, размещён последовательно, согласно учебно-тематическому плану.
Удобен в использовании.


Диагностический этап.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.



Факторы
№ вопросов

1. Общая тревожность в школе
2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;
сумма = 22

2. Переживание социального стресса
5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11

3. Фрустрация потребности в достижение успеха
1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения
27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний
2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
3,8,13,17.22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
9,14.18.23,28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8


КЛЮЧ К ВОПРОСАМ

1 -
7-
13-
19-
25 +
31 -
37-
43 +
49-
55-

2 _
8-
14-
20 +
26-
32-
38 +
44 +
50-
56-

3-
9-
15-
21 -
27-
33-
39 +
45-
51 -
57-

4-
10-
16-
22 +
28-
34-
40-
46-
52-
58-

5-
11 +
17-
23-
29-
35 +
41 +
47-
53-


6-
12-
18-
24 +
30 +
36 +
42 -
48-
54-



Результаты
1) Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).
Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.


Бланк


































«+»


































0















«–»



















































Текст опросника.
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
Похож ли ты на своих одноклассников?
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
Боишься ли ты временами вступать в спор?
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?





Информационно-практический этап.

Таблица№1.

Самооценка участников
(для психолога).

Фамилия имя ученика
№ занятия
№ ступени
из «Лестницы творческой активности»



на начало занятия
на конец занятия

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.




10.




11.




12.




13.




14.




15.




ИТОГ

















Занятие №1.

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ №1

Творческая лаборатория:
ТС-2011 («Тянемся к солнцу – 2015!»)

Направление: общение, раскрытие и реализация творческого потенциала.

Конечная цель: обозначение ведущей (главной) сферы проявления творческих способностей каждого сотрудника (изобразительное искусство, музыка, кулинария и др.)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пути достижения цели: творения мысли, фантазии, воображения.

Продукт, получаемый при достижении цели: материальные носители (то, что можно увидеть и оценить) ведущей сферы творческих воплощений (скульптура из бумаги, пластилина, рисунки, сценарий тематического вечера, проект организационной деятельности, блюдо и др.: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





РАБОЧИЙ КОДЕКС СОТРУДНИКОВ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
ТС-2015 («Тянемся к солнцу – 2015!»)
Правила успеха предприятия!



Доверительный стиль общения.
Сотрудники творческой лаборатории, выражая свою точку зрения, пользуются фразами: «Я считаю», «Я думаю», «Я имею свою точку зрения на данную ситуацию» и т.д.
Сотрудники творческой лаборатории ТС-2015 не лгут. Если появляется желание сказать неправду – ограничиваются молчанием или открытым отказом от высказываний по данной проблеме.
То, что происходит в стенах лаборатории (события, обсуждения, поиск решения той или иной проблемы) – не выносится за периметр.
Уважение творческих интересов и точки зрения каждого специалиста ТС-2015.
Творческая активность: сотрудники творческой лаборатории активно участвуют в акциях, референдумах, проектах.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ
ТС-2015 «Тянемся к солнцу- 2015!».
(что от тебя требуется)

Каждый сотрудник должен вовремя_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Когда заканчивается рабочий день, каждый сотрудник_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ДЕВИЗ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подписи сотрудников творческой лаборатории
ТС-2015.
______________________________________________________________________________________________________________



Картинки для составления «Лестницы моего настроения»






















Занятие №3.

Бланки для упражнения №2
«Ситуация 1»


Супер – акция: 10 «спасательных» поступков.
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
4.________________________________________________________________
5.________________________________________________________________
6.________________________________________________________________
7.________________________________________________________________
8.________________________________________________________________
9.________________________________________________________________
10._______________________________________________________________



Супер – акция: 10 «спасательных» поступков.
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
4.________________________________________________________________
5.________________________________________________________________
6.________________________________________________________________
7.________________________________________________________________
8.________________________________________________________________
9.________________________________________________________________
10._______________________________________________________________



Супер – акция: 10 «спасательных» поступков.
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
4.________________________________________________________________
5.________________________________________________________________
6.________________________________________________________________
7.________________________________________________________________
8.________________________________________________________________
9.________________________________________________________________
10._______________________________________________________________

Бланки для упражнения №4
«Спецкор».

Исходный вариант.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А знаете ли вы, что гардероб российской императрицы Елизаветы Петровны насчитывал около 15 тысяч платьев. Елизавета была страшной модницей и очень любила веселиться. В ее дворцах непрерывно устраивались невиданной красоты балы и маскарады, на которые приглашались самые высокие гости из разных стран. Именно во времена Елизаветы российский двор прослыл одним из самых пышных и богатых в мире. Императрица любила поражать воображение публики: она переодевалась по несколько раз за один вечер и никогда! не надевала одно и то же платье дважды. Платья она предпочитала шить из самых дорогих и необычных тканей. В стране в те времена был установлен закон, согласно которому ни один иностранный торговец не имел права продать свой товар, пока его не осмотрела Елизавета – так она отбирала для себя понравившиеся ткани и наряды и обеспечивала их уникальность. После себя императрица-шопоголик оставила обширнейший гардероб и массу долгов.

Предлагаемый вариант.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А знаете ли вы, что гардероб российской императрицы Елизаветы Петровны насчитывал около платьев. Елизавета была .....и очень любила веселиться. В ее . непрерывно устраивались невиданной красоты ., на которые приглашались самые высокие гости из разных стран. Именно во времена Елизаветы российский двор прослыл одним из самых пышных и богатых в мире. Императрица любила поражать воображение публики: она переодевалась по несколько раз за один вечер и никогда! не надевала одно и то же платье Платья она предпочитала шить из . В стране в те времена был установлен закон, согласно которому ни один иностранный торговец не имел права .......................
.– так она отбирала для себя понравившиеся . ..и обеспечивала их уникальность. После себя императрица-шопоголик оставила обширнейший гардероб и массу .


Исходный вариант.
Лев.
Лев предпочитает открытые пространства, где находит прохладу в тени редких деревьев. Для охоты же лучше иметь широкий обзор, чтобы издали заметить стада пасущихся травоядных и разработать стратегию, как лучше приблизиться к ним незамеченным. Внешне это ленивый зверь, который по долгу дремлет и бездельничает. Только когда лев голоден и вынужден преследовать стада травоядных или когда должен защищать свою территорию, он выходит из оцепенения. Львы не охотятся в одиночку, в отличие от гепардов и тигров. В результате все члены семейства львов подолгу живут вместе и выросших львят не изгоняют из него, если только условия на охотничьей территории не становятся критическими. Обычно на охоту отправляется группа самок, самцы же редко присоединяются к ним. Охотницы окружают жертву, притаившись в высокой траве. Когда животное замечает опасность, его охватывает паника, и оно пытается спастись галопом, но чаще всего попадает в лапы других, незамеченных им спрятавшихся львиц. Характерная особенность льва - густая грива у самцов, чего нет у прочих представителей семейства кошачьих. У львицы рождается обычно два львенка. Чтобы стать взрослыми, им надо около двух лет - все это время они перенимают опыт родителей. Когти льва могут достигать 7 см.

Предлагаемый вариант (см. следующую стр.)
Предлагаемый вариант


.
. предпочитает открытые пространства, где находит прохладу в тени редких деревьев. Для охоты же лучше иметь широкий обзор, чтобы издали заметить стада пасущихся травоядных и разработать стратегию, как лучше приблизиться к ним незамеченным. Внешне это. ..который по долгу дремлет и бездельничает. Только когда .. голоден и вынужден преследовать или когда должен защищать свою территорию, он выходит из оцепенения.
не охотятся в одиночку, в отличие от .. В результате ..подолгу живут вместе и выросших .. не изгоняют из него, если только условия на охотничьей территории не становятся критическими.
Обычно на охоту отправляется , самцы же редко присоединяются к ним. ... окружают , притаившись в высокой траве. Когда животное замечает опасность, его охватывает ., и оно пытается спастись галопом, но чаще всего попадает в .., незамеченных им спрятавшихся ...........................................
Характерная особенность . - густая .., чего нет у прочих представителей семейства .
У рождается обычно два .. Чтобы стать взрослыми, им надо около двух лет - все это время они перенимают опыт родителей.
Когти . могут достигать 7 см.

Исходный вариант.

Внешний вид этого животного таков, что его ни с кем не спутаешь: передние лапы короткие, что придает ему некоторое сходство с человеком, а задние, напротив, длинные и приспособлены для прыжков. Хвост длинный и сильный. Видов кенгуру много. Одни водятся на огромных пространствах полусухих прерий, другие живут в кустарниках под деревьями, а третьи во влажной зоне. Рыжий кенгуру наиболее известен; он живет группами различной численности в прерии, где его легко было изучать зоологам, поскольку эти животные не очень боятся человека. У кенгуру длинные и довольно большие уши. Они могут двигаться независимо одно от другого - это помогает животным улавливать самые слабые звуки. И действительно, кенгуру имеет сильно развитый слух. Кенгуру не опирается на передние лапы, когда стоит на земле. Они служат животному для хватания предметов - пальцы очень хорошо приспособлены для этой цели. Иногда кенгуру борются между собой, чтобы установить свое господство. Дуэлянты становятся друг напротив друга, опираясь на задние лапы и хвост. Чтобы нанести удар, они хватают друг друга передними лапами, поднимают ноги, удерживаясь лишь на одном хвосте, и наносят ими мощные удары. Причиняя серьезные раны своими острыми когтями. Прежде чем покинуть сумку на животе матери, детеныш кенгуру находится в ней около восьми месяцев Часто случается, что самка кенгуру перестает кормить молоком детеныша, который уже находится в сумке, потому что другой, едва родившись занимает его место. Одновременно внутри нее развивается третий детеныш. Кенгуренок рождается слепым и голым, длинной в два сантиметра и весом всего один грамм. Для быстрого передвижения, например, в случае, когда их спугнут, кенгуру совершают длинные прыжки, пользуясь хвостом как рулем, а задними ногами - для толчка. Несмотря на большую массу - до 70 килограммов, они развивают высокую скорость.
Хвост, который на конце становится тоньше, очень мускулист и может достигать одного метра в длину.
Древесный кенгуру - самый маленький из рыжих кенгуру. Нижние и верхние конечности у него не сильно отличаются длиной. Живет он в лесу, обычно на деревьях.

Предлагаемый вариант.
Кенгуру.
Внешний вид этого животного таков, что его ни с кем не спутаешь: передние лапы , что придает ему некоторое сходство с .., а задние, напротив, длинные и приспособлены для прыжков. Хвост . и сильный. Видов .. много. Одни водятся на огромных пространствах полусухих прерий, другие живут в ..., а третьи во влажной зоне. Рыжий наиболее известен; он живет группами различной численности в прерии, где его легко было изучать зоологам, поскольку эти животные . У .. длинные и довольно большие уши. Они могут двигаться независимо одно от другого - это помогает животным улавливать самые слабые звуки. И действительно, имеет сильно развитый слух.
не опирается на передние лапы, когда стоит на земле. Они служат животному для . - пальцы очень хорошо приспособлены для этой цели. Иногда .. борются между собой, чтобы установить свое господство. Дуэлянты становятся друг напротив друга, опираясь на задние . Чтобы нанести удар, они хватают друг друга передними лапами, ., и наносят ими мощные удары. Причиняя серьезные раны своими острыми .
Прежде чем покинуть .. на животе матери, детеныш находится в ней около восьми месяцев Часто случается, что самка . перестает кормить детеныша, который уже находится в .., потому что другой, едва родившись занимает его место. Одновременно внутри нее развивается третий детеныш. рождается слепым и голым, длинной в два сантиметра и весом всего один грамм. Для быстрого передвижения, например, в случае, когда их спугнут, совершают длинные прыжки, пользуясь хвостом как рулем, а задними ногами - для толчка. Несмотря на большую массу - до .. килограммов, они развивают высокую скорость. Хвост, который на конце становится тоньше, очень мускулист и может достигать . метра в длину. Древесный .. - самый маленький из рыжих . Нижние и верхние конечности у него не сильно отличаются длиной. Живет он ., обычно на деревьях.









Бланк для упражнения №5 «Ситуация 2».


Список блюд:
1.Салат.
2. Суп (щи, рассольник, похлёбка и т.д.)
3. Студень.
4. Жаркое..
5. Пирог..
6. Кисель.
7. Каша
8. Коктейль
9. Мороженое
10. Фруктовый десерт..




Список блюд:
1.Салат.
2. Суп (щи, рассольник, похлёбка и т.д.)
3. Студень.
4. Жаркое..
5. Пирог..
6. Кисель.
7. Каша
8. Коктейль
9. Мороженое
10. Фруктовый десерт..



Список блюд:
1.Салат.
2. Суп (щи, рассольник, похлёбка и т.д.)
3. Студень.
4. Жаркое..
5. Пирог..
6. Кисель.
7. Каша
8. Коктейль
9. Мороженое
10. Фруктовый десерт..


Занятие №4.

Набор карточек с вопросами для упражнения №3
«Неоднозначие».


Какая из мелодий музыкального ряда, на ваш взгляд, «лишняя»?
Придумайте название мелодии под № 7.




Какая из мелодий, на ваш взгляд, обладает самой высокой энергетикой?
Придумайте название мелодии под № 6.




Какая из мелодий на ваш взгляд самая печальная?
Придумайте название мелодии под № 5.




Какая из мелодий самая «добрая»?
Придумайте название мелодии под № 4.




Какой из мелодий вы бы дали своё имя?
Какую мелодию вы бы выбрали для музыкального оформления праздника?




Какую мелодию вы бы выбрали для лейтмотива к художественному фильму?
Выделите из прослушанных мелодий «самую осеннюю».





Какую мелодию вы бы выбрали для лейтмотива для мультфильма?
Придумайте название мелодии под № 3.




Какую мелодию вы бы выбрали к новой песне?
Какую бы из прослушанных мелодий вы назвали «Мелодией грозы»?



Какую мелодию вы бы выбрали для сопровождения нашего тренинга?
Придумайте название мелодии под № 1.




Какую мелодию вы бы выбрали для муз. оформления нового супер-шоу?
Выделите из прослушанных мелодий «самую весеннюю».




Какую мелодию вы бы выбрали для своего сегодняшнего настроения?
Какую бы из прослушанных мелодий вы назвали «Мелодией любви»?




Какую бы из прослушанных мелодий вы назвали «Музыкой моря»?
Выделите из прослушанных мелодий «самую зимнюю».




Какую бы из прослушанных мелодий вы назвали «Музыкой солнца»?
Придумайте название мелодии под № 2.
















Занятие №5.
Бланки для упражнения №2 «Острова».
(см. следующую стр.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15


13PAGE 14215




тянемся к солнцу