Конспект классного часа Дружба, товарищество и кадетское братство


Классный час на тему:
«Дружба, товарищество и кадетское братство».
Цели:
образовательная: формировать умение различать дружбу и товарищество.
воспитательная: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как человеческую потребность и социальную ценность.
развивающая: формировать культуру общения; умение высказывать и отстаивать свое мнение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап Технология Компетенция
Вводная часть Мотивация
к деятельности Технология этического диалога
Личностные: способность к самоопределению (развитие представлений о формах, способах и приемах конструктивного взаимодействия);Регулятивные: целеполагание.
Основная часть
Формирование и
расширение области
знаний об этике человеческих отношенийТехнология этического диалога,
технология здоровьесбереженияИсследовательские: умение осуществлять анализ и синтез информации.
Ценностно-смысловые: видеть ценностные смыслы в полученной информации.
Социальные: умение использовать личностный опыт и другие ресурсы для достижения цели.
Заключительная часть
Подведение итогов Технология этического диалога
Мыслительные: умение обобщать, синтезировать полученный опыт;
Речевые: развитие навыков речевого взаимодействия.Рефлексия: организация обратной связи Технология этического диалога
Рефлексивные: высказывания о эмоциональном отношении к занятию.
Конспект классного часа,
проводимого в 6 классе (4 роты, 2 курса)
Место: кабинет самоподготовки.
Метод: диалогический.
Форма: беседа.
Средства: мультивидеопроектор, ноутбук, презентация.
Руководители занятия: воспитатель учебного курса Чертихина Л. В.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами прикоснемся к этике человеческих отношений, постараемся войти в мир тонкий и сложный. В мир отношений людей близких и знакомых, посторонних и совсем незнакомых, что заслуживает вечной памяти.
Вопрос. Как Вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
Тема классного часа «Дружба, товарищество и кадетское братство» (слайд№1)
Дружба, товарищество. Друг и товарищ, казалось бы, понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое, зависит очень многое, зависит и то, какой будет наша жизнь.
Вопрос. У всех у нас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем же отличаются понятия «друг», «товарищ»? Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Почему?
(слайд№2)
Вопрос. Как вы считаете, можно ли назвать синонимами слова «товарищ», «знакомый», «приятель», «друг»? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)
Воспитатель. А теперь потренируемся в умении различать, когда и какое слово нужно употребить. (Воспитатель читает начало предложения, дети его заканчивают)
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать….
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите….
Об однокурснике, с которым съеден пуд соли, скажете….
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете….
Оценка проблемной ситуации.
Воспитатель. Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Сложно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Обратите внимание на пословицы:
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Друга иметь – себя не жалеть.
Друг познается в беде.
Друга на деньги не купишь.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает (слайд№3).
Я зачитаю Вам ситуацию, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации и опишите свои действия.
Ситуация. Наташа сказала: «Костя, я не выучила басню Крылова «Стрекоза и муравей». Скажи учительнице, что и ты не выучил». Костя опешил и не успел высказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и его первым вызвали к доске. Пришлось ему с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа же сказала: «Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну».
Вопросы. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования? Была ли эта дружба настоящей? Как вы оцениваете поступок Наташи?
Итог. Этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего, человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.
Воспитатель. А можно ли критиковать друг друга?
Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу тоже нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду - преданным. Воспитатель. Если мы говорим о взводе, как о дружном коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?
Итог. Значит, есть дружба личная и коллективная. Личная дружба основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.
Вопросы. Как же добиться, чтобы во взводе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?
Итог. Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним, честным по отношению к другому.
Игра «Знаю ли я своего друга?»
Воспитатель. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто же у нас во взводе действительно настоящие друзья.
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Какой урок у него любимый?
На чем он любит кататься?
Какое время года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Кем хочет стать, когда вырастет?
Какое животное он хотел бы иметь дома?
Какие книги любит читать?
Подведение итогов.
Воспитатель. Что Вы понимает под понятием «кадетское братство»?
Подведение итогов.
Воспитатель. В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре пишет: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» (слайд №4). И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь (слайд №5).
Законы дружбы (слайд №6).
1. Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
2. Дружба – это, прежде всего вера в человека, не надо менять друзей.
3. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим.
4. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
5. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба.
6.Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду.
Запомни!
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо (слайд№7).
Рефлексия.
Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего? (слайд№8).
Воспитатель __________ /Чертихина Л. В./