Рабочая программа по Технологии 4класс (УМК Гармония)
МБОУ Бутурлинская СОШ имени В. И. Казакова
Принято Утверждаю.
Педагогическим советом школы. Директор школы
Протокол №_1 от_1.09.2015г. __________А.Н. Федоров
Приказ № 330_от 31.08.15
Рабочая программа
по системе «Гармония»
по технологии
Класс 4 «А»
Учитель: Шилина С.А.
Категория __высшая___
Стаж работы__26л.______
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Зам. директора по УВР
Руководитель ШМО
___________/__Щепеткова О.А.__/ ___________/__Козлова И.М__/
Протокол №__1_от 31.08 .2015_
Раздел 1. Пояснительная записка.
Учебная программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир», автор Конышева Н.М ( УМК «Гармония»).
Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный , здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Задачи курса:
Духовно-эмоциональное обогащение личности
а) формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
б) воспитательного и участливого отношения к окружающему;
в) формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;
г) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.
2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
3. Развитие мышления, речи, познавательной активности и самостоятельности учащихся.
4. Расширение кругозора.
5. Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.
.
Место предмета в учебном плане
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы урок технологии в 4 классе рассчитаны на 1 учебный час в неделю. Следовательно, общее количество часов составило – 34 часов.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Проблема социально-исторического и духовно-эстетического смысла мира вещей является главным стержнем программы четвертого года обучения. Накопленные учениками за предыдущий период знания и умения не просто дополняются, а систематизируются и обобщаются в результате у них формируется более полное представление о значении продуктивной практической деятельности человека и осмысленное отношение к ней.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений.
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития способности к обобщению и абстрактному мышлению лежит непосредственная практическая деятельность человека, соединённая с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия.
Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Раздел 3. Содержание тем учебного курса
I четверть
Из глубины веков (9 ч.)
Основы понимания исторической и социальной информации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фактов. На конкретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появление этих предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно. Форма, цвет, декор, материал все имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времен и продиктованы, как правило, сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах, которыми пользовался и продолжает пользоваться человек.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы. Изучение истории некоторых ремесел. Понятие об исторической значимости предметной среды. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов.
Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов; лепка и роспись изразца); старинные техники плетения: макраме; плетение из бересты, щепы, лыка (или имитация этих материалов); изготовление украшений с использованием древней магической символики; полотенце с вышивкой.
II четверть
Мастера и подмастерья (8 ч.)
Совершенно необходимо, чтобы результатом полученной информации о социально-историческом смысле мира вещей и предметной деятельности человека стало заинтересованное и уважительное отношение учеников к культурным традициям, к передаче знаний и опыта от одного поколения к другому. Понимание ценности предшествующих культур и бережное отношение к ним не должно противоречить творческому стремлению к постоянному поиску нового, поэтому так важно продемонстрировать детям возможные корректные сочетания подражательной и творческой деятельности. Подражание, если оно продиктовано стремлением лучше узнать, понять, изучить какую-либо идею или дело, в данном случае подражание Мастеру это способ научиться мастерству. Четвероклассники на какой-то период сознательно принимают установку на преимущественно подражательную деятельность, видят себя в роли «подмастерьев». На первый взгляд такой прием может показаться противоречащим общей творческой концепции курса, но это не так. Он использован лишь для того, чтобы более четко и убедительно выделить мысль: Мастер учится не только у Природы, но и у других Мастеров. При этом имеется в виду самая важная сторона мастерства его духовно-нравственный смысл; с распространенным в различных методиках трудового обучения копированием указанный прием не имеет ничего общего.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Изучение и освоение всевозможных новых способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художественными эффектами. Сложные виды бумагопластики. Новые чертежно-графические приемы: построение прямоугольника с помощью угольника и линейки; геометрические построения с использованием различных чертежно-измерительных инструментов.
Новогодние, рождественские, святочные аксессуары (маски, упаковки, открытки, игрушки).
Развертки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр (декоративная упаковка или елочная игрушка); комбинирование геометрических тел и разверток в изделиях: карнавальная маска, автомобиль Деда Мороза, замок Снежной королевы.
Елочные игрушки из ниток, пропитанных клеем; конструирование гирлянд.
III четверть
Традиции и современность (9 ч.)
Как видно из названия четверти, программа предлагает еще раз, специально, обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития отдельных ремёсел и предметного мира в целом, которая объясняет трансформацию традиций изготовления изделий народных промыслов в современных условиях. Проектно-художественная деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремеслами наших дней. При конструировании собственных изделий они снова обращаются к той историко-эстетической информации, которая лежит в основе предметной деятельности современного человека.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Творческое использование известных и новых способов работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в художественных ремеслах. Рукоделие в духе народных традиций. Природные формы в художественных ремеслах.
Вязание крючком; кружевоплетение (имитация из тесьмы); мягкая игрушка-сувенир; конструирование и шитье передника; вышивка салфетки или полотенца; переплетные работы (жесткий переплет); бисероплетение.
IV четверть
Творчество. Труд. Мастерство (8 ч.)
В этой четверти дети продолжают изучение традиций и канонов, существующих в различных видах художественных ремесел. Вместе с тем предполагается, что к середине четвертого класса ученики уже достаточно свободно владеют основными приемами ручной работы и их дальнейшее совершенствование само по себе способно вызвать у детей положительные эмоции. Фактически в этот период продолжаются и углубляются те основные образовательные и развивающие линии обучения, которые были заданы ранее.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Ознакомление с особенностями монументального, станкового и декоративно-прикладного искусства. Работа художника в различных видах искусства. Разработка и изготовление изделий современного вида.
Станковое искусство, скульптура: однофигурная и двухфигурная композиция (лепка). Монументальное искусство, витраж: окно замка Снежной Королевы, веселого гнома или Малъвины (макет из плотной и крепированной бумаги). Декоративно-прикладное искусство: декоративная тарелка для кухни определенной цветовой гаммы; декоративная маска (папье-маше).
Современная декоративная посуда; аппликация из соломки; простейшие приемы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и пр.); разделочная доска (выжигание).
Раздел 4. Планируемые результаты по изучению учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической
деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные
Учащиеся научатся:
использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные. Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации
замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;
воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование.
№п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Тип урока
Основные
вопросы
УУД
Виды
деятельности
Планируемые результаты
1 четверть Из глубины веков (18 часов)
1.
2.09
Вводный урок. Тема года
Урок открытия новых знаний
Введение в проблематику уроков; формирование первоначальных представлений о смысле традиций, об исторической информации, заключенной в вещах.
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий
Беседа. Составление технологической карты по ТБ.
Знать правила техники безопасности на уроках трудового обучения
2
9.09
16.09
Керамика в культуре народов мира.
Изделие: Сосуд с магическим орнаментом (лепка, роспись)
Комбинированный урок
Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы; знакомство с бытовой керамикой (лепкой и росписью сосуда по древним мотивам с использованием древней символики)
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы
Подбор и составление магические узоры для керамического изделия. Лепка простого сосуда из пластилина. Роспись сосуда.
Знать об особом месте керамики в быту наших предков. Знать о значении стилизованных изображений четырех стихий. Уметь составлять свои орнаменты.
3
23.09
7.10
14.10
21.10
Архитектурная керамика. Изразец.
Изделие: Декоративная плитка; коллективное панно (лепка, роспись)
Комбинированный урок
Знакомство с архитектурной керамикой (лепкой и росписью изразца с использованием древней символики и орнаментов)
сохранять порядок на рабочем месте;
Дорисовка пропущенного фрагмента изразца. Роспись готового панно. Изготовление «изразцового» панно из пластилина. Лепка и роспись.
Знать понятие «изразец». Уметь изготавливать простой изразец из пластилина.
4
28.10
11.11
Плетение из полос бересты, щепы, лыка. Изделие: Плетеная корзиночка.
Урок открытия новых знаний
Ознакомление с ремеслом плетения, его декоративно-художественными достоинствами и ролью в народном быту
планировать предстоящую практическую работу
Изготовление плетеной корзиночки способом прямого плетения.
Знать, какие материалы используют мастера для плетения. Знать основные виды переплетения. Уметь выполнять простое плетение. Уметь плести корзиночку из полосок бумаги.
5
18.11
25.11
Плетение из полос бересты, щепы, лыка. Изделие: Плетеный короб
Комбинированный урок
Ознакомление с ремеслом плетения, его декоративно-художественными достоинствами и ролью в народном быту
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы
Изготовление плетеной коробочки способом прямого плетения. Украшение готового изделия бумажными кружевами.
Знать, какие материалы используют мастера для плетения. Знать основные виды переплетения. Уметь выполнять простое плетение.
6
2.12
9.12
Магия вещей. Украшения. Изделие: Ожерелье, бусы.
Комбинированный урок
Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы; изготовление украшений с использованием древней магической символики
следовать при выполнении работы инструкциям
Составление собственного узора цепочки «крестик» или «колечки».
Усвоить прием низания (изготовить ожерелье, бусы) Знать правила украшения ювелирных изделий. Уметь составлять простые узоры для украшений из бисера.
7
16.12
23.12
Украшения. Цепочка (плетение)
Комбинированный урок
Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы; изготовление украшений с использованием древней магической символики
сохранять порядок на рабочем месте;
Составление собственного узора цепочки «крестик» или «колечки».
Знать правила украшения ювелирных изделий. Уметь составлять простые узоры для украшений из бисера.
8
13.01
Украшения. Браслет (плетение)
Комбинированный урок
Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы; изготовление украшений с использованием древней магической символики
планировать предстоящую практическую работу
Составление собственного узора цепочки «крестик» или «колечки».
Знать правила украшения ювелирных изделий. Уметь составлять простые узоры для украшений из бисера.
9
20.01
Итоговый урок. Обобщение по теме: «Из глубины веков»
Урок обобщения и систематизации знаний
.
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий
Выставка работ.
Уметь видеть свои достижения
2 четверть Традиции мастеров в изделиях для праздника (15 часов)
10
27.01
Бумагопластика. Новые приёмы оригами. Карнавальные шапочки и маски. Изделие: шапочки-треуголки
Комбинированный урок
Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы
Методы сгибания бумаги. Изготовление разметки шапочки-треуголки.
Знать особенности карнавальных головных уборов. Уметь выполнять разметку для изделия из бумаги
11
3.02
Изделия для праздника. Шапочка-пилотка.
Урок открытия новых знаний
Освоение приемов и методов сгибания бумаги.
следовать при выполнении работы инструкциям
Методы сгибания бумаги. Изготовление разметки шапочки-пилотки.
Знать приемы и методы сгибания бумаги. Уметь использовать эти приемы для изготовления бумажных изделий.
12
10.02
Изделия для праздника. Шлем богатыря.
Урок открытия новых знаний
Освоить приемы стилизации предметов. Научиться применять стилизацию для изготовления головных карнавальных уборов.
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами
Методы сгибания бумаги Изготовление шлема богатыря.
Знать приемы стилизации обычных предметов. Уметь применять стилизацию для изготовления головных карнавальных уборов.
13
17.02
Изделия для праздника. Карнавальная маска.
Комбинированный урок
Повторить правила изготовления чертежа. Сборка изделия по выкройке.
сохранять порядок на рабочем месте;
Составление технологической карты по изготовлению карнавальной маски. Придумывание своего эскиза карнавальной маски. Украшение.
Знать правила изготовления чертежа или разметки. Уметь собирать изделие по выкройке.
14
24.02
2.03
Святки. Обрядовое печенье. Лепка печенья
из соленого теста
Комбинированный урок
Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов. Способы формообразования деталей изделия
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы
Составление рецепта соленого теста. Выполнение эскиза печенья.
Знать рецепт приготовления соленого теста. Уметь лепить фигурки из соленого теста.
15
9.03
Гофрирование. Изделие: Гофрированный фонарик
Комбинированный урок
Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом
планировать предстоящую практическую работу
Проведение расчетов длины заготовок. Заполнение таблицы расчетов. Изготовление трехцветной заготовки. Вспомогательная сетка.
Знать приемы сгибания бумаги. Уметь выполнять складки бумаги разными способами. Уметь выполнять расчеты параметров деталей и их количества
16
16.03
23.03
Бумагопластика. Изделие: Раскладные
Открытки без каркаса
Комбинированный урок
Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом
сохранять порядок на рабочем месте;
Выполнение заготовок. Приемы сгибания и склеивания изделия Исправление ошибок в готовых заготовках. Построение основы открытки..
Знать приемы сгибания бумаги. Уметь выполнять складки бумаги разными способами. Уметь выполнять расчеты параметров деталей и их количества
17
6.04
Барельеф в декоративном изделии. Изделие: Декоративная рамка для фото
Комбинированный урок
Обучение изготавливать изделия в технике «соленое тесто» и «папье-маше».
следовать при выполнении работы инструкциям
Составление технологической карты для изготовления декоративной рамки. Выполнение эскиза барельефа и рисунка для рисунка.
Знать термин барельеф. Знать что такое папье-маше. Уметь выполнять изделия в технике «соленое тесто» и «папье-маше».
18
13.04
Упаковка - ёлочка
Урок обобщения и систематизации знаний
Повторить приемы сгибания бумаги. Научиться выполнять складки бумаги разными способами
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы
Построение развертки с помощью циркуля и линейки. Составление плана работы. Сборка готового изделия.
Знать приемы сгибания бумаги. Уметь выполнять складки бумаги разными способами. Уметь выполнять расчеты параметров деталей и их количества
3 четверть Мастера и подмастерья (19 часов)
19-20
Простейшие приемы вязания крючком. Изделия: цепочки, панно, кошелек из вязаного полотна
Комбинированный урок
Ознакомление с художественными ремеслами наших дней
планировать предстоящую практическую работу
Изготовление простой воздушной петли. Украшение изделия вязаной цепочкой.
Знать и соблюдать правила ТБ при работе с крючком. Уметь вывязывать крючком цепочку из воздушных петель.
21
Петельный шов. Изделие: Салфетка.
Комбинированный урок
Обучение выполнению петельного шва и применению его для рукоделия в духе народных традиций
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами
Изготовление выкройки салфетки.
Знать правила ТБ при работе с иглой и ножницами. Уметь выполнять петельный шов разными способами. Уметь изготавливать выкройку изделия.
22
Декоративные кармашки. Петельный шов.
Урок открытия новых знаний
Обучение выполнению петельного шва и применению его для рукоделия в духе народных традиций
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы
Стилизация изображения декоративных кармашков. Изготовление выкройки кармашка. Сборка деталей изделия кармашка.
Знать правила ТБ при работе с иглой и ножницами. Уметь выполнять петельный шов разными способами. Уметь изготавливать выкройку изделия.
23
Закладка из ткани с вышивкой.
Комбинированный урок
Обучение выполнению петельного шва и применению его для рукоделия в духе народных традиций
сохранять порядок на рабочем месте;
Составление технологической карты выполнения закладки. Исправление ошибок в готовом плане работы.
Знать правила ТБ при работе с иглой и ножницами. Уметь выполнять петельный шов разными способами. Уметь изготавливать выкройку изделия.
24
25.02
28.02
4.03
Окантовка картона. Изделие: Обложка для проездного билета
Комбинированный урок
Исправление плана работы по изготовлению обложки. Изготовление
обложки по алгоритму.
следовать при выполнении работы инструкциям
Изготовление выкройки деталей переплета. Сборка изделия по инструкции.
Знать рациональные приемы разметки.
Уметь:
– использовать рациональные приемы разметки;
– читать и работать
по простой технико-технологической документации
25
7.03
11.03
Жесткий переплет. Ремонт книги.
Комбинированный урок
Знакомство с переплетными работами, обучение изготовлению жесткого переплета
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы
Изготовление выкройки деталей переплета. Сборка изделия по инструкции.
Знать рациональные приемы разметки.
Уметь:
– использовать рациональные приемы разметки;
– читать и работать
по простой технико-технологической документации
26
14.03
18.03
21.03
Оригами. Изделие: Хлопушка, вертушка, лягушка
Комбинированный урок
Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом
сохранять порядок на рабочем месте;
Освоить новые приемы бумагопластики, новые чертежно-графические приемы
4 четверть В каждом деле – свои секреты. (16 часов)
27
1.04
Аппликация из соломки.
Комбинированный урок
Знакомство со свойствами соломы как материала для поделок.
планировать предстоящую практическую работу
Доработка готового эскиза из соломки.
Знать правила и приемы работы с природными материалами: соломкой и соломенными полосам
28
4.04
Звездочка из круглых соломин
Комбинированный урок
Знакомство со свойствами соломы как материала для поделок.
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами
Разработка эскиза звездочки. План работы. Составление собственного рисунка звездочки.
Знать правила и приемы работы с природными материалами: соломкой и соломенными полосами
29
8.04
11.04
Игрушки из ниток. Золотой петушок.
Комбинированный урок
Изучение и освоение приемов работы с толстой нитью.
следовать при выполнении работы инструкциям
Сборка изделия по инструкции.
Знать правила и приемы работы с природными материалами: соломкой и соломенными полосами. Уметь работать с толстыми нитями, при отсутствии соломки.
30
15.04
18.04
22.04
Металл в руках мастера. Тиснение по фольге, работа с проволокой.
Комбинированный урок
Знакомство с художественной обработкой металла в народном искусстве
сохранять порядок на рабочем месте;
Составление плана изготовления чеканки на фольге.
Уметь выполнять ручное тиснение по фольге, выполняя изделие в технике чеканка. Знать простейшие приемы обработки металла.
31
25.04
29.04
6.05
Дарим людям свое мастерство. Новые стежки и швы. Шов «козлик». Вышивка
Комбинированный урок
Обучение выполнению шва «козлик», повторение других швов, изготовление подарков
для будущих первоклассников
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы
Знать рациональные приемы разметки.
Уметь:
– использовать рациональные приемы разметки;
– читать и работать
по простой технико-технологической документации
32
13.05.
16.05
Компьютерные технологии. Основные устройства компьютера.
Урок открытия новых знаний
Знакомство с основным устройством компьютера.
следовать при выполнении работы инструкциям
Составление карты ТБ при работе на ПК.
Знать основное устройство ПК. Знать и соблюдать ТБ при работе на ПК.
32
20.05
23.05
Компьютерные технологии на службе человека. Рисование на компьютере. Открытка с компьютерным рисунком
Урок открытия новых знаний
Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: графикой
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами
Разработка макета компьютерной открытки.
Уметь работать в программе Paint для изготовления простейших рисунков для открыток и приглашений
34
Проектная работа. «Город, в котором удобно и приятно жить».
Урок обобщения и систематизации знаний
Подведение итогов года.
планировать предстоящую практическую работу
Разработка проекта. Глав ная идея. Конструирование объектов (макетов) городских сооружений.
Знать, что такое проект и проектная работа. Знать основные этапы разработки проекта. Уметь работать коллективно. Уметь представить свою работу
Раздел 6. Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса
В результате изучения технологии (труда) ученик должен
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
знать/понимать:
уметь:
– роль трудовой деятельности в жизни человека;
– распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
– влияние технической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
– область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
– основные источники информации;
– назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации;
– выполнить инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
– осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
– получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы, рисунки, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
– работать с текстом и изображением, представленными на компьютере;
– соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
– создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
– осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
– компьютерные программы – для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда;
– соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой;
– создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
– осуществления сотрудничества в совместной работе.
Раздел 7. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков.
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
Оценка устных ответов
Оценка «5»
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
изделие изготовлено с учетом установленных требований;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
не соблюдались многие правила техники безопасности.
Раздел 8. Перечень учебно - методического обеспечения
Учебник, учебное пособие
Учебники:
Н.М.Конышева. Технология». 4 класс «Секреты мастеров», Смоленск «Ассоциация XXI», 2014.
Н.М.Конышева. Рабочая тетрадь «Технология». 4 класс в 2 ч., Смоленск «Ассоциация XXI», 2014
Дополнительная литература для учителя и учащихся.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва, «Просвещение», 2013 (Стандарты второго поколения);
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч., Москва, «Просвещение», 2013 (Стандарты второго поколения);
Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. Смоленск, «Ассоциация XXI век»;
Аппликационные работы в начальных классах. Щеблыкин И.К. и др. Москва, «Просвещение», 1990;
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Москва, «Просвещение», 1992;
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, «Академия развития», 1997.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Образовательные ресурсы сети Интернет.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Естественнонаучный образовательный портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал «Российское образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский общеобразовательный портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский портал открытого образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал «ИКТ в образовании» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Издательство УМК «Гармония» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Страна мастеров"[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Виртуальная школа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Начальная школа - детям, родителям, учителям. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 141415
15