Описание проекта Писатели Бурятии-детям
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 3
Г. Улан-Удэ
Малакшинова О.А.
2011
Министерство образования и науки РБ
Городской конкурс учителей
общеобразовательных учреждений «Педагог XXI века»
ГБОУ «Школа-интернат №3»
Малакшинова О.А.
Проект «Писатели Бурятии – детям»
Проект «Писатели Бурятии -детям»
Актуальность и новизна проекта. Социальный заказ общества определяет необходимость воспитания людей творческих, конструктивно и самобытно мыслящих, готовых к решению нестандартных жизненных задач, умеющих адекватно реагировать на быстро изменяющиеся условия социума. Это детализируется в более конкретном виде при отборе содержания образования, методов и приёмов обучения, призванных формировать личность обучающегося, обладающую рядом компетентностей.
Значительная роль в решении поставленного вопроса принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
Также одной из основных проблем воспитания в настоящее время является проблема формирования личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений.
В настоящее время педагогическая практика, решая задачи воспитания этнической толерантной личности, испытывает затруднение, связанное с дефицитом методических разработок.
Одним из педагогических средств процесса целенаправленного развития у старшеклассников такой компетентности как этнокультурная толерантность является учебно-исследовательская деятельность, позволяющая организовать познание, понимание старшеклассниками истории, памятников духовной, материальной культуры, традиций этносов, населяющих территорию Бурятии.
В системе образования актуальна проблема формирования личности, способной усвоить несколько культур, готовой к этническому самоопределению, саморазвитию в новых социальных условиях на основе сотрудничества и диалога. Поэтому одним из важнейших принципов в образовании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные ценности, национальные традиции, нравственно-этические правила своего народа, а также понимания и уважения духовного наследия других этносов, живущих в Республике Бурятия. Литература Бурятии помогает решать важнейшие учебно- воспитательные задачи, формирует систему ценностей учащихся, способствует процессу становления личности ребенка, учит понимать прошлое и настоящее нашего края. Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает в ней своеобразия и самобытности. Литературное краеведение помогает открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире – в людях и природе родного края, пробудить у них чувство любви к малой родине, к ее литературе и культуре.
Исторически сложилось так, что школа, обучая ученика, работает, прежде всего со знаниями и информацией, а информационные технологии идеально подходят для того, чтобы, органично вписавшись в процессы передачи знаний, повысить эффективность преподавания. Поэтому адаптивность к новым условиям преподавания в цифровой век – залог успеха развития системы образования. Широкое использование информационных технологий реализуется с помощью нашего интегрированного информационного продукта «Писатели Бурятии – детям», созданного на основе интернет-технологий. Процесс создания этого продукта превратило традиционные уроки в увлекательные, насыщенные и содержательные занятия, способствовало концентрации внимания учеников на изучении предмета и поднятии их активности на уроках.
Необходимо отметить, что одной из самых востребованных современностью умений требует от учащихся способности оперировать информацией, жить и работать в информационной среде, адекватно воспринимать и развивать её. Не менее важной задачей становится формирование информационной компетентности учащихся, которая проявляется: в знании аналитических методов обработки информации, в конкретных навыках по использованию различных технических устройств, в умении использовать и извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и эффективно работать с различными видами информации, в создание новых источников информации.
Так возникла идея создания творческого продукта – электронного пособия по литературе Бурятии – в сотворчестве с детьми.
Цель проекта: разработать и реализовать в образовательной практике школы методическую систему работы по развитию у учащихся таких компетентностей как этнокультурная толерантность и информационная.
Задачи проекта:
1. Рассмотреть потенциал учебно-исследовательской деятельности в развитии у старшеклассников этнокультурной компетентности.
2. Раскрыть технологическую идею развития у старшеклассников этнокультурной толерантности: познание – эмоциональное суждение – действия – понимание, принятие истории, культуры Бурятии. Приобщение к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы Бурятии;
3. Разработать электронное учебное пособие-практикум «Писатели Бурятии - детям».
4. Обобщить результаты выполненной работы.
Условия достижения поставленных целей и задач проекта:
Заинтересованность всех субъектов образовательного процесса в практическом решении поставленных целей и задач;
Уровень профессиональной подготовки педагогов образовательного учреждения;
Четкий механизм реализации проекта.
Типология проекта: комбинированный (информационный, исследовательский, литературно-творческий, культурологический, практико-ориентированный).
Контингент участников проекта:
учителя ГОУ «СОШ-И №3»;
учащиеся 10-го класса ГОУ «СОШ-И №3»;
писатели Бурятии;
сотрудники Национальной библиотеки им. М.Горького.
Категория учащихся: учащиеся 10-го класса.
Продолжительность проекта: 7 недель.
Предметная область: литература.
Ключевая технологическая идея проекта: Чтобы понять, принять культуру другого этноса, надо ее познать, изучить, исследовать. В исследовательской деятельности учащиеся приобретают не только новые знания, но у них формируется и ценностное, уважительное отношение к своему и другим этносам. Эмоционально окрашенным знаниям, полученным самостоятельно, легче перейти в убеждения: сочувствие, сопереживание, взаимодействие. А убеждениям – в конкретные действия, проявляющиеся в общении, поведении, умениях находить проявления этнической толерантности, анализировать их, соотносить с собственной позицией.
Таким образом, технологическая идея развития у старшеклассников такой компетентности как этнокультурная толерантность, может быть обозначена следующим образом: познание – эмоциональное суждение – понимание, принятие литературы Бурятии - действия.
Механизмы реализации:
Исследовательские и поисковые методы, применение которых помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты. Использование этих методов позволяет в значительной мере реализовать сущностные черты компетентностного подхода, добиться результата, оптимального для каждого ученика.
Выполнение старшеклассниками групповых, индивидуальных исследовательских проектов, направленных на изучение литературы Бурятии.
Участие в ученических, научно-практических конференциях с результатами выполненных работ («Шаг в будущее»; «Сибирская весна»).
Разработка и проведение совместно с учащимися общешкольных мероприятий: «Литературные встречи с писателями».
Создание электронного учебного пособия-практикума «Писатели Бурятии - детям».
Методы: при выборе метода работы учитывалось то, что ключевые компетенции являются естественным и основным результатом метода проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, исследовательскими методами обучения, методами обучения в группе («мозговой штурм», кооперативное обучение, групповая дискуссия), наблюдения, анализа продуктов деятельности учащихся, методом проблемных ситуаций, тестирования, индивидуальных бесед с учащимися и др.
Одним из основных инструментом реализации проекта является внедрение информационных технологий. Мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Система мониторинга изменений (Диагностика развития этнокультурной толерантности).
Критерии развития этнокультурной компетентности: готовность актуализации компетентности, знания, опыт этнотолерантного взаимодействия, эмоционально-ценностное отношение к содержанию и процессу этнотолерантного взаимодействия, эмоционально-волевая саморегуляция в ходе этнотолерантного взаимодействия.
Методы диагностики: наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, метод проблемных ситуаций, опрос, анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы с учащимися и др.
Современные реалии развития российского общества ставят перед школой такую задачу: развивать у подрастающего поколения такую компетентность как этнокультурная толерантность. Ключевым средством целенаправленного развития у учащихся этнокультурной компетентности является учебно-исследовательская деятельность, позволяющая организовать познание, понимание старшеклассниками истории, памятников духовной, материальной культуры, литературы Бурятии.
Стадия работы над проектом
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Сроки
1. Подготовка
Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочих групп: биографы, исследователи, оформители, медиа-группа.
Постановка частных задач внутри каждой группы.
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников
25 октября
2. Планирование
А)Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д)Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.
26-29 октября
3. Исследование
1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2. Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
Поэтапно выполняют задачи проекта
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
01-19 ноября
4. Выводы.
Анализ информации по разделам:
«От автора», «Писатели», «Художественный мир писателей», «Книжная галерея», «Памятные места, музеи», «Библиотеки», «Интеллектуальный десант», «Видеоролики с писательницей В. Алагуевой», «Тесты, викторины», «Библиография».
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют электронное пособие.
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
22ноября-6 декабря
5. Защита проекта и оценка его результатов
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
-презентация электронного пособия;
- литературный салон «Диалоги о сокровенном» с участием известных бурятских писателей.
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта
10 декабря
6. Рефлексия
Диспут. Сопоставить цель и результат.
Анализ конечного результата с началом работы, замыкание круга нашей деятельности, чтобы придать процессу целостность).
10 декабря
Ожидаемые результаты:
реализовать в образовательной практике школы методическую систему работы по развитию у учащихся такой компетентности как этнокультурная толерантность;
раскрыть потенциал учебно-исследовательской деятельности в развитии у старшеклассников этнокультурной компетентности;
приобщение к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы Бурятии;
разработать электронное учебное пособие-практикум «Писатели Бурятии - детям»;
обобщить результаты выполненной работы;
самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности;
расширение исследовательского характера учебной деятельности учащихся; учащихся.
формирование информационной компетенции учащихся;
включение в активную познавательную деятельность учеников, повышение их интереса к учебному предмету;
развитие исследовательских умений (умений выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
пополнение школьной медиатеки;
освоение ИКТ, компьютерных программ;
осознание, что электронное пособие может быть использовано другими учащимися, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, в школе и дома;
положительная динамика развития у старшеклассников этнокультурной компетентности;
расширение общего кругозора учащихся.
Риски реализации проекта:
Компьютер является одним из средств обучения, а не определяет содержание обучения. Использование его требует овладения определенными технологиями. Его применение ограничено санитарными нормами.
Большая загруженность учащихся может сказаться на сроках реализации проекта.
Затруднение в обеспечении доступа учащихся к локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам.
Полученные результаты:
Приобщение к культуре родного края;
Создание электронного пособия «Писатели Бурятии - детям»;
Самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности;
Расширение исследовательского характера учебной деятельности учащихся;
Включение в активную познавательную деятельность слабых учеников, повышение их интереса к учебному предмету;
Пополнение школьной медиатеки;
Освоение ИКТ, компьютерных программ: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Abby Fine Reader, Adobe Photoshop, Macromedia Dreamweaver;
Осознание, что электронное пособие может быть использовано другими учащимися, учителями, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, в школе и дома и всеми, кто интересуется культурой Бурятии.
Система контроля:
Отзывы всех участников проекта (о проведении мероприятий, формировании личностных качеств, поступках учащихся и др.);
Анализ результативности;
Корректирование работы.
Перспективы развития проекта.
Продолжение начатой работы в рамках этого проекта.
Создание других электронных пособий.
Разработка спецкурса «Калейдоскоп культур этносов, проживающих на территории Бурятии»;
методические разработки общешкольных мероприятий (“Дни культуры”, “Международный День толерантности”);
Групповые и индивидуальные исследовательские проекты, направленные на развитие у старшеклассников понимания, принятия культуры этносов, проживающих на территории Бурятии.
Масштабность проекта. Воспроизводимость опыта в других условиях.
Проект реализован в рамках общеобразовательного учреждения ГОУ СОШИ №3.
Проект легко реализовать в других регионах
Риски реализации проекта:
Дефицит дидактических разработок с включением базовых ценностей этнокультурной толерантности в образовательные программы.
Трудности с методической литературой, которая необходима по конкретной исследовательской малоизученной проблеме при работе старшеклассников.
Раритеты (книги), требующие изучения, находятся не в свободном доступе.
Дефицит документов, на которые можно было ссылаться во время учебно-исследовательской деятельности.
Рисунок 2