Проект по формированию экологической культуры у учащихся 1 класса «Тропинка доброты»
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»
-283043220679
Волкова Наталья Павловна
Методическая разработка
проекта «Тропинка доброты»
629709 ЯНАО
село Салемал
ул Новая 12
2016 г.
Аннотация
Проект по формированию экологической культуры у учащихся 1 класса «Тропинка доброты»
Проект раскрывает задачи и содержание работы по экологическому воспитанию учащихся начальной школы с учетом психофизиологических особенностей детей от 6 до 8 лет.
В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка,как:
• познавательный (формирование представлений о мире природы,• перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе).
• практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию учащихся на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство сприродой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, участие детей вэкологических акциях, ведение календарей природы).
Цели:
1. Расширение знаний учащихся о природе малой родины и ее исторических ценностях.
2. Формирование экологической культуры.
Задачи:
1. Учить детей оценивать воздействие человека на природу;
2. Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;
3. Обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
4. Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
5. Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
6. Способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края Ямальский район (ЯНАО).
7. Воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины – с Салемал.
8. Повысить экологическое просвещение учащихся;
9. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Предполагаемый результат:
Дети узнают особенности природы родного края;
Дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе;
У учащихся сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Дети научатся систематизировать и углубять свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;
Дети научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
Назначение тропы:
Тропа рассчитана для экологического воспитания учащихся 1 класса. Выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Предполагаемый результат:
• Учащиеся узнают особенности природы родного края;
• овладеют знаниями безопасного поведения в природе;
• У учащихся сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
• Учащиеся систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;
• Учащиеся умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
Формы реализации проекта:
• Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы;
• Использование сказочного персонажа;
• Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций;
• Практическая деятельность;
• Наблюдение за живой и неживой природой;
• Дидактические, настольные экологические игры;
• Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала)
• Труд в природе;
•Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий, обучающие презентации.
Проект «Тропинка доброты»
Направленность проекта: познавательно-исследовательскийУчастники проекта: педагог, учащиеся 1 класса.
Руководитель проекта: учитель начальных классов: Волкова Наталья Павловна.
Объект исследования: система экологического образования учащихся 1 класса через создание экологической тропы.
Предмет исследования: условия эффективности применения экологической тропы и её влияние на эколого-краеведческое образование учащихся 1 класса.
Пояснительная записка
Младший школьный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Данный проект обеспечивает каждому ребёнку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения, на познании климатических особенностей нашего края. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий.
Гипотеза:
Если создать экологическую тропу на территории школы, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры детей и родителей.
Актуализация темы.
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно лишь только в тесном взаимодействии с природой.
Природа хрупка и ранима. Важно дать детям представление о том, что человек часть природы: он не может жить вне нее, не должен нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы можем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на Земле.
Воспитание у детей ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Кроме того экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. При этом дети знакомятся с растениями и животными, местами их обитания, условиями жизни, тем самым расширяя свой кругозор, и практикуются в ориентировании. Современный ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В младшем школьном возрасте на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания учахихся.
В современных условиях окружающая среда испытывает антропогенную нагрузку, теряет способность к самовосстановлению. Экологический кризис носит глобальный характер. Меры по защите природы являются первостепенной задачей человеческого сообщества Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания учащихся.
Проблема:
• Потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды – всё это приводит к отсутствию у учащися поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
При написании проекта следовала следующим педагогическим принципам:
- системность;
- наглядность;
- доступность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- сезонность.
Этапы создания и оформления тропы:
1 этап – подготовительный:
4135120317501. Детальное обследование территории школы и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов.
3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4. Составление паспорта всех точек тропинки.
5. Изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку.
6. Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
2 этап – познавательно-исследовательский:
Знакомя детей со свойствами снега, необходимо обращать внимание детей на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства. «Нужен ли растениям зимой снег?», «Где быстрее наступит весна?», « Где будут первые проталины?», « Почему воздух становиться грязным?» и др.
Важно отметить, что в экспериментально исследовательской деятельности мы обучаем детей умению применять условные мерки, что позволяет им быстрее научиться выделять, а затем и сравнивать качественные особенности наблюдаемых явлений, веществ.
Так на тропе с детьми измеряют снегомером глубину снежного покрова около забора, кустов и на открытом месте; просматривают высоту сугробов, определяют слои снега. Приходим к выводу, что около заборов деревьев, кустов и на открытой местности снег разносится ветром, сугроб многослойный, четко просматриваются слои. Рыхлый снег лучше сохраняет тепло, потому что там много воздуха, следовательно, растениям под таким снегом теплее.
1. Беседа о климате.
Объекты для наблюдений: Природа в Севера сурова, болота да камень. Тонкий слой почвы не может прикрыть этот камень. Столбик термометра лишь в мае поднимается до 5° и начинает оттаивать почва. Только в июне и августе не бывает снега, но ощутимо ледяное дыхание Севера. Лето короткое и холодное, с частыми дождями и даже снегом, преобладают северные, северо-западные ветры. Устойчивый снежный покров образуется уже в первой половине октября. На пять месяцев водворяется зима с метелями, вьюгами, штормовыми ветрами. И еще одна особенность нашего края, к которой приспособляется все живое: это полярная ночь, длящаяся 48 суток, и полярный день, когда 63 дня солнце не заходит за горизонт.
5143534290Объекты для наблюдений: брусника, вечнозеленый кустарничек высотой до 30 см, листья очередные на коротких черешках, зимующие, кожистые, округлые, по краю несколько завернутые. С верхней стороны листья темно-зеленые, блестящие, с нижней - светло-зеленые с бурыми точками. Цветки на коротких цветоножках с двумя прицветниками, собраны в короткие поникающие верхушечные кисти из 4-8 цветков. Имеют слабый приятный запах. Плод - шаровидная блестящая, при созревании красная сочная ягода с многочисленными мелкими семенами. Растет брусника в сухих сосновых лесах, на высохших торфяниках. Брусника (листья и ягоды) обладает мочегонным и дезинфицирующим действием и традиционно применяется при камнях в почках, подагре, ревматизме, пиелонефрите, цистите. Ягоду в этих случаях употребляют свежую, моченую и вареную. Кроме того, брусника усиливает активность антибиотиков и сульфаниламидных препаратов, поэтому её рекомендуют лихорадящим больным, а также для повышения аппетита после перенесенных тяжелых болезней и травм. В этом случае очень полезен морс из ягод, так как он сочетает в себе противовоспалительное и мочегонное действия, т. е. подавляет развитие микробов и выводит токсины. Кислый напиток утоляет жажду, а содержащиеся в нём витамины укрепляют силы. Полезен морс и при онкологических заболеваниях – при раковой интоксикации.
Брусника способствует усвоению пищи, усиливает выделение слюны, желудочного и панкреатического соков, поэтому с её помощью успешно лечат гастриты с пониженной кислотностью, воспаление поджелудочной железы. Применяется она и как вспомогательное средство при лечении гипертонической болезни.
273057620 Объекты для наблюдений: группа молодых лиственниц и березок встали в хоровод, разного возраста и высоты. Есть также молодые травянистые растения. На земле - камни.
Лиственница - род хвойных деревьев, принадлежащих семейству Сосновые. Дерево до 30-45 м. Кора соломенного цвета, голая, иногда с редкими волосками. На более старых стволах серо-буроватая, у старых деревьев очень толстая, глубокобороздчатая. Верхушечные почки ширококонические, боковые полушаровидные, желтовато-бурые. Хвоинки 13-45 мм дл., светло-зеленые, с сизоватым налетом (особенно в начале лета) Долговечна, морозостойка, светолюбива, ветроустойчива, малотребовательна к влажности почвы и воздуха. Развивается быстро на самых различных типах почвы, однако предпочитает глубокие, содержащие известь. При заболачивании образует придаточные корни.
13906554610Карликовая березка, или ерник. Карликовая березка мало похожа на нашу обычную, всем знакомую березу, хотя оба эти растения - близкие родственники (разные виды одного и того же рода). Высота карликовой березки невелика - редко больше половины человеческого роста. И растет она не деревом, а ветвистым кустарником. Карликовая березка - одно из самых распространенных растений тундры. На Севере карликовую березку часто называют ерником. Листья карликовой березы мелкие, длиной 5-15 мм, шириной 10-20 мм, округлые, сверху темно-зеленые, снизу светло-зеленые. Прикрепляются к побегам с помощью коротких черешков длиной 4-6 мм. Осенью окрашиваются в желтый и ярко красный цвет. Сережки на карликовой березе так же чрезвычайно малы. Имеют овальную форму. При созревании рассыпаются на отдельные части: трехлопастные чешуйки и плоды – мелкие овальные орехи длинной 2 мм, шириной 1 мм, с узкими, перепончатыми крыльями по бокам. Кора взрослого растения гладкая, покрыта пробковым слоем. Зимостойкость кустарника довольно высока. В дикой природе встречается на Севере России, Якутии и Западной Сибири. Карликовая береза тундры способна выдержать длительные суровые зимы на мерзлом грунте. Растет преимущественно на болотах, наряду с лишайниками, мхами и карликовыми ивами. В летний период растение служит в качестве корма для животных тундры. Более крупные экземпляры березки использует местное населения как топливо.
3 этап – Обобщающий. Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний
Риски проекта:
Непредсказуемость климатических условий, непереживаемость растений.
Рекомендации по организации работы с детьми
1.Наблюдения за:
разнообразием растений: деревьями, кустарниками, травами, мхами, ягодами;
сезонными изменениями жизни растений;
очередностью появления первых листьев весной и началом листопада осенью;
насекомыми;
травами и цветами, растущими на Севере;
беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения;
игры с детьми «Мы растения», «чем полезна», «чей листочек»;
сенсорное развитие детей;
экскурсии и наблюдения за кустами и деревьями в разные времена года;
исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем
отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой;
связь с животным миром;
польза для человека и забота человека.
Обсуждаемые вопросы:
сравнение деревьев, кустов, ягодников между собой;
забота человека о деревьях;
использование луп для наблюдений;
сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;
связь с животными
2. Изобразительная деятельность:
зарисовки;
сбор фотоматериала;
3. Праздники и развлечения:
Праздник елочки
Знатоки природы;
4. Конкурсы Старичка-Боровичка
Вот и закончилась наша экскурсия. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:
- Что интересного ты узнал на экскурсии?
- Что тебе понравилось?
- Что поразило или удивило тебя?
- Что не понравилось?
- Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?
Предлагаемые формы работы на экологической тропе
1. Работа по месяцам на экологической тропе
Сентябрь
Деревья и цветы на экологической тропе.
6477042545Слушание звуков музыки в природе - шум листвы и т.д. Рассматривание деревьев, опавших листьев. Беседа о подготовке деревьев к зиме. Знакомство с народными приметами: много ягод на рябине - к теплой зиме; много грибов много белок будет. Сбор опавших листьев деревьев для поделок.
Изготовление композиций из природного материала, кормушек для птиц.
Октябрь
Живая и неживая природа.
Слушание музыки из цикла «Времена года. Осень» П. И. Чайковского.
Поиск объектов живой и неживой природы.
Беседа о признаках живых организмов.
Ноябрь
Вода в природе.
Беседа о разных состояниях воды. Отгадывание загадок о снеге, льде, воде.
Поиск льда под снегом. Беседа «Куда бежит река Обь?», «Кого река повстречала на своем пути?».
Рисование на тему «Кого река повстречала на своем пути?».
Декабрь
Деревья зимой (лиственница).
Рассматривание силуэтов деревьев.
Посадка лука. Подпроект «Огород на подоконнике»
Рассказ о лиственнице. Сравнение ели и лиственницы.
Отобразить схематично то, что интересного увидели во время экскурсии.
Январь
69215539750Наблюдения за свойствами снега. Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. Послушать, как скрипит снег, определить в какую погоду он скрипит.
Февраль
Наблюдения за птицами: воробьями, синицами, воронами, сороками. Сравнить поведение птиц у кормушек, их внешний вид.
Наблюдение за ветром (зимний ветер злой, ледяной, колючий, холодный, лютый). Наблюдения за сугробами. Откуда они берутся? (В метель ветер наметает снег, который задерживается на возвышенных местах).
Март
Исследование «Где быстрее растает снег». Внести в группу два стаканчика со снегом, один укутать в рукавицу. Понаблюдать, где быстрее растает снег.
Посадка помидор, перца, цветов бархатцы.
Апрель
Наблюдение за снегом: иногда он идет вместе с дождем, снежный покров стал серым, в теплую погоду снег липкий. Что такое наст.
Наблюдение за сосульками. Сравнение сосулек на солнечной стороне здания и на теневой.
Сбор обломанных ветром веток. Наблюдение в группе за ветками, поставленными в воду, и за ветками деревьев на участке.
Май
Исследование зависимости характеристик песка от состояния погоды (теплый, когда солнечно; холодный, твердый во время заморозков; сухой, рассыпается в руках, когда светит солнышко; если полить из лейки, становится мокрым, темнеет).
Исследование: подставить ладошку под солнечные лучи, чтобы выяснить, стало ли солнышко пригревать
Июнь
Исследование «Что происходит с почками».
Украшение летней беседки.
Пересадка цветов на грунт. (земля каменистая, поэтому покупаем специально землю)
Наблюдение за насекомыми. Как они двигаются? В каких местах их больше.
Июль
Наблюдение за цветами.
Наблюдение за листьями деревьев и кустарников. Сравнение их по цвету, форме.
Август
Наблюдение за цветами.
Беседа о насекомых и наблюдение за ними.
Экскурсия по экологической тропе «В гостях у лета».
Поиск признаков лета.
Наблюдение за солнечными часами.
Экологические игры
«Растительные этажи»
Материалы: изображение лесных ярусов (на плотной бумаге), карточки с изображением животных, бумага, цветные карандаши.
Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы, пищевая цепь, “жилища” животных.
Мотивация: поговорим с детьми о том, какие растения они могут увидеть в лесу, чем они различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их значение для леса. Пусть дети расскажут о том, каких зверюшек и где можно найти в лесу (под скалой, на дереве).
Задание: определить, на каком растительном ярусе обитает данное животное, на каком охотится и т.д.
Игра: ведущий заранее готовит картинки с изображениями животных. Дети рассаживаются вокруг листа плотной бумаги с изображением лесных ярусов и ведущий по одной показывает им картинки. Тот, кто первым правильно назовёт ярус, на котором обитает данное животное, получает очко и имеет право положить картинку на данный ярус. Если ребёнок правильно назовёт животное, он получает ещё одно очко. Побеждает тот, кто заработал больше всех очков.
Варианты:
- не только разместить изображение животных по растительным ярусам, но и привести хотя бы один пример жертвы и один пример хищника;
- ведущий готовит изображения животных определённой пищевой цепи (или нескольких цепей). Задача игроков – правильно составить пищевую цепь и указать стрелками взаимосвязь между животными.
Викторины
А) Узнайте птицу и расскажите, что вы знаете о ней.
1. Я день-деньской стучу-стучу.
Я врач лесной. Я лес лечу.
2. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
(В тёплый край я не летаю,Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
3. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это кто? …
4. Непоседа птица эта - одного с берёзой цвета.
5. Синяя косынка, тёмненькая спинка
Маленькая птичка. Звать её…
Б) Викторина: «Что ты знаешь о птицах?»
1. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
2. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
4. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
5. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
6. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
7. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
8. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)9. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
10. Назовите птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )11. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
12. Сколько разных синиц вы знаете? (большая, гаичка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)
13. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)В) Викторина о зимующих птицах.
Вопросы:
1. Какая птица живет дольше всех?
2. Где птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики?
3. Наблюдая из окна за поведением воробьёв, прилетающих на кормушку, дети научились определять, какая погода на улице. Как они это делали?
4. Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз. Почему?
5. Воробей – это вредная или полезная птица?
6. У какой птицы самый длинный клюв?
7. У какой птицы самый длинный хвост?
8. Какие птицы строят гнезда в январе?
9. Какую пользу птицы приносят зимой?
Ответы.
1. Ворон живет 100 лет.
2. Тетерева и рябчики прячутся под снегом.
3. В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранять тепло тела.
4. В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно.
5. Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами – это большая польза.
6. Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.
7. Самый длинный хвост у сороки.
8. В январе строят гнезда клесты.
9. Зимой птицы находят в коре деревьев насекомых и личинки насекомых.
Д) Викторина про птиц.
1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)
2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)
3. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время.)4. Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)
5. Кто носом деревья сажает? (Кедровка – кедровые орехи, сойка – желуди.)
6. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)
7. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)
8. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2 -3 дня жди снегопада.)9. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)
10. Какая птица умеет дразниться? (Попугай.)
11. Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин.)
Экологическая игра «Мусор в лесу».
Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5 минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:
• Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
• Металлическая консервная банка.
• Стеклянная бутылка.
• Пластиковая бутылка.
• Бумажные фантики от конфет.
• Гвозди.
• Кожура банана, огрызки яблок.
• Метла из веток.
• Старая футболка.
• Газеты.
• Жестяная банка с остатками машинного масла.
Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок — естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимерв требуется около 600лет), поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.
Эмоциональные ситуации.
Создание эмоциональных ситуаций призвано воспитывать верность принципам природосообразного поведения, в частности бережное отношение к отдельным объектам и природной среде. Как правило, эмоциональные переживания надолго запоминаются. Заставляют задуматься над тем, каково место человека в природной среде, как изменить свое отношение к природе в лучшую сторону, а также над тем, как вернуться на это место еще, уже многое начинает связывать человека и определенную территорию по ассоциациям.
Обними дерево. Взаимоотношениям человека и растения в последнее время уделяется немало внимания. Так, известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.
Экологические песни. Подобранные соответственно темам экскурсий экологические песни, особенно лирические, в исполнении ребят или педагога, способны эффективно закрепить полученные знания (если, конечно, в их содержании есть определенная информация), а также вызвать эмоциональные переживания, связанные с природными объектами или явлением.
Птичьи голоса. Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц – как естественные, учитывая их суточную активность, так и в произведенной записи и определить, кому они принадлежат. Возможно сопровождение загадками, вопросами викторины, стихотворениями.
Ожидаемый уровень сформированности интегративных качеств:
Экологическое образование способствует развитию интегративных качеств: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, имеющий первичные представления, овладевший необходимыми умениями и навыками.
Реализация данного проекта должна сформировать начало экологической культуры у детей; практическим действиям по охране природы; экспериментировать, анализировать, делать выводы; у учащихся сформировать желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурштейн Л. М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.:2011.
2. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 2013.
3. Кондратьева Н. Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2011.
4. Корнелл Дж. Радость общения с природой. Владивосток, 2014.
5. Куликовская И. Э., Совгин Н. Н. Детское экспериментирование. М.:Педагогическое общество России,2012.