Моя будущая профессия. Занятие для учащихся 8 классов.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского Муниципального района Нижегородской области
«Средняя школа № 1 г. Перевоза»
Методическая разработка занятия
"Моя будущая профессия"
(для учащихся 8 класса)
Составитель: И. А. Тарасова,
педагог-психолог
г. Перевоз, 2016
Занятие "Моя будущая профессия"
(для учащихся 8 класса)
Содержание деятельности ученика Содержание деятельности учителя
Цель: актуализировать проблему выбора будущей профессии.
ШАГ 0 (2-3 минуты)
Вводное слово психолога. Прежде чем начать наше занятие, задумайтесь, что значит жизнь человека без работы. Представьте себе, что все отдыхают и на работе и дома, на предприятиях, в больнице и в магазине и т. д..
Вопрос. Что тогда будет?
В мире не существует ни одного человека, который бы сам производил все, что ему необходимо для жизни – все мы пользуемся результатами труда других людей.
Что значит слово «профессия»? Почему появились разные профессии?
Один человек не в состоянии справиться со всем тем, что ему необходимо сделать для того, чтобы жить. Поэтому уже с древних времен возникло разделение труда и появился многообразный мир профессий. (Слово профессия произошло от латинского «profiteer , что переводится как «объявлять своим делом». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.)
Важно задуматься над выбором профессии уже сейчас. «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»,– сказал один мудрец.
Кто-то скажет, что вы еще ничего не умеете. И на это можно возразить. У каждого из вас уже есть какие-то способности, и, может быть, они станут трамплином к вашей будущей профессии. В доказательство хочу привести интересный факт, а вам предлагаю отгадать его разгадку. У крестьянина в Югославии жил кот, который постоянно циркулировал между селом и пастбищем овец. Заметив эту привычку, хозяева стали использовать кота в качестве … кого? (Почтальона).
ШАГ 1 (10 минут)
Цель: актуализировать проблему выбора профессии (образовательной траектории).
Цель: как выбирать свою будущую профессию
Здание 1. Напишите на листочке кем вы хотите стать в будущем и положите в коробку.
Рефлексия. Нравится ли вам выбор, сделанный за вас.
Задание 2. Посмотрите мультфильм "Кем стать"(из серии "Калейдоскоп профессий).
Вопрос. Какую ошибку в выборе профессии допустил главный герой? Учитель собирает листки в коробку и просит детей вытащить какой-либо листок и посмотреть какая профессия ему досталась.
Делает вывод о том, что важно не ошибиться с выбором будущей профессии.
ШАГ 2 (5 минут)
Цель: расширить знания о мире профессий
РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ
Здание 3. Примите участие в игре "Аукцион профессий"
Для этого вам необходимо объединиться в 5 команд.
Далее Я буду называть букву. Командам необходимо назвать профессию на эту букву. Выигрывает та команда, которая последней называет профессию на эту букву.
Рефлексия. Какой вывод мы можем сделать из этой игры.
Задание 4. Примите участие в игре "Цепочка профессий". “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Психолог называет первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами.
Психолог показывает буквы, на которые команды называют профессии (К, Н, Л, В, М).
В мире насчитывается более 40 тыс. профессии. В нашей стране – несколько тысяч.
По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: "В чем же сходство вашей профессии с только что названной?". Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине – с автотранспортом, а в конце – с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург – повар – мясник – слесарь (тоже рубит, но металл) – автослесарь – таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") – артист драмтеатра – артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях…
ШАГ 3 (13 минут)
Цель: повысить уровень осознания учащимися типичного и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
РАБОТАЕМ В ГРУППАХ (по 5 человек)
(время работы в группе 7 минут)
Задание 5.
1. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о трудовом дне нашего работника. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок – завтрак – звонок – урок – двоечники – вопрос – ответ – тройка – учительская – директор – скандал – урок – отличники – звонок – дом – постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо вы представляете себе работу специалистов разных профессий, а также выясним, способны ли вы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком, ради "хохмы", испортить весь рассказ.
2. Каждая группа читает свои стихи.
Рефлексия.
Получился ли целостный рассказ или нет? Почему?
Насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала. Профессии следует взять из ящика, в который дети складывали листки, на которых было написано кем они хотят быть в будущем.
ШАГ 4 (12 минут)
Цель: учиться различать профессиональные стереотипы.
РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ
Задание 6. Общая инструкция:
1. "Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного единственного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. какую профессию больше всего напоминает общий облик человека? Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (примерно 30-40секунд) и называть свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?".
2. По желанию выбирается доброволец, который будет отгадывать загаданного одноклассника. Доброволец идет на некоторое время в коридор.
Остальные быстро и тихо(!) выбирают любого из присутствующих.
3. Приглашается доброволец. Он начинает всем по очереди задавать вопрос: "С какой профессией ассоциируется загаданный человек?". Каждый должен быстро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).
4. После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает немного и начинает называть тех, кто, по его мнению, в набольшей степени соответствует названным профессиям.
Рефлексия. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе). У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.
Игра рассчитана на количество игроков от 6-8 до 15-20. Время одного проигрывания - от 7-10 до 15 минут.
ШАГ 5 (2-3 минуты)
Цель: подведение итогов занятия.
Чем мы сегодня занимались?
Что было полезно для вас? Источники информации
http://azps.ru/training/2/trn159.html
http://azps.ru/training/2/trn160.htmlhttp://refdb.ru/look/2911563-p9.htmlhttp://www.topauthor.ru/skolko_professiy_sushchestvuet_v_mire_155b.html