Рабочая программа 8-9 класс составленная на основе примерной
Город Кропоткин, Кавказский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №3
города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2016 года протокол №1
Председатель _______ /Е. Р. Еремян/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
Уровень образования основное общее образование
(класс) 8-9 классы
Количество часов 136
Учитель Мирошкина Татьяна Анатольевна
Программа разработана в соответствии и на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по химии, включенной в содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования /http /fgosreestr.ru/ node/
Рабочая программа по химии для 8-9 классов разработана на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программы учебного предмета химия, включенной в содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования /http /fgosreestr.ru/ node/ и примерной линии УМК О.С.Габрилян, В.И.Сивоглазов, С.А.Сладков Дрофа/ Москва/2016 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «химия»
Класс
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные
результаты
8 класс
-Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
-Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
-Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
-анализировать существую
щие и планировать будущие образовательные результаты;
-.идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-.определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-.отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-.оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
-.характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
-описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
-раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
-раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
-различать химические и физические явления;
-называть химические элементы;
-определять состав веществ по их формулам;-
-.определять валентность атома элемента в соединениях;
-определять тип химических реакций;
-называть признаки и условия протекания химических реакций;
-выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
-.составлять формулы бинарных соединений;
-составлять уравнения химических реакций;
-соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
-пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
-вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
-вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
-вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
9 класс
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
-Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
-Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
-Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, уважение к истории культуры своего Отечества.
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов
-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет
-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
.-переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
9-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
-характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
-получать, собирать кислород и водород;
-распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
-раскрывать смысл закона Авогадро;
-раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
-характеризовать физические и химические свойства воды;
-раскрывать смысл понятия «раствор»;
-вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
-приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
-называть соединения изученных классов неорганических веществ;
-характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
-определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
-составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
-проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
-распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
-характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
-раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
-объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
-объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
-характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
-составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
-раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
-характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
-определять вид химической связи в неорганических соединениях;
-изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
-раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
-определять степень окисления атома элемента в соединении;
-раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
-составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
-объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
-составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
-определять возможность протекания реакций ионного обмена;
-проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
-определять окислитель и восстановитель;
-составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
-называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
-классифицировать химические реакции по различным признакам;
-характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
-проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
-распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
-характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
-называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
-оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
-грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
-определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
2.СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Первоначальные химические понятия».
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Лабораторные опыты.
1. Рассмотрение веществ с разными физическими свойствами
2. Примеры физических явлений : плавление парафина, испарение воды.
3 Примеры химических реакций : окисление меди при нагревании ,
действие соляной кислоты на мрамор.
4 Составление шаростержневых моделей молекул аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода( I V)
Практическая работа №1 Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории
Практическая работа №2 Очистка загрязненной поваренной соли
Практическая работа № 3 Признаки протекания химических реакций
Раздел «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Лабораторные опыты. 5 .Изготовление моделей молекул бинарных соединений. 6 Моделирование построения Периодической системы.
Раздел «Строение вещества. Химическая связь».
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Лабораторные опыты.
7 Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей..
Раздел «Основные классы неорганических соединений».
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований.Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Лабораторные опыты.
8. Ознакомление с образцами оксидов
9. Сравнение окраски индикаторов в различных средах.
10. Взаимодействие кислот с металлами , оксидами металлов
11Взаимодействие солей с металлами
12Взаимодействие оснований с кислотами
13Получение нерастворимых оснований
14 Разложение нерастворимых оснований
Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Раздел «Кислород. Водород».
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.
Лабораторные опыты.
15Получение и распознавание кислорода.
16Получение и распознавание водорода
17 Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы.
Практическая работа№6 Получение кислорода и изучение его свойств
Практическая работа№7. Получение водорода и изучение его свойств.
Раздел «Химические реакции».
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Лабораторные опыты.
18 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
19Примеры экзо- и эндотермических реакций
20Реакции обмена между растворами электролитов
21 Опыты по выявлению условий течения реакций обмена в растворах электролитов до конца
22. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.
Практическая работа №6 Реакции ионного обмена.
Раздел «Металлы и их соединения».
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Лабораторные опыты
23Взаимодействие раствора гидроксида натрия с растворами кислот и солей
24 Взаимодействие раствора гидроксида кальция с растворами кислот и солей
25Окрашивание пламени солями щелочных металлов.
26Взаимодействие кальция с водой.
Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами .
Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.
Взаимодействие железа с соляной кислотой.
30 Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Практическая работа№1 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Раздел «Неметаллы IV-VII групп и их соединения».
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Лабораторные опыты.
31Получение и распознавание водорода.
32Исследование поверхностного натяжения воды.
33Растворение перманганата калия или медного купороса в воде.
34Гидратация обезвоженного сульфата меди (II).
35Изготовление гипсового отпечатка.
36 Взаимодействие соляной кислоты с магнием , оксидом магния, карбонатом магния
37Ознакомление с составом минеральной воды.
38.Качественная реакция на галогенид-ионы.
39Получение и распознавание кислорода.
40Свойства разбавленной серной кислоты.
41Изучение свойств аммиака.
42Распознавание солей аммония.
43Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Практическая работа№2 Качественные реакции на ионы в растворе.
Практическая работа№3 Получение аммиака и изучение его свойств.
Практическая работа№4 Получение углекислого газа и изучение его свойств.
Практическая работа№5 Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений»
Раздел «Вода.Растворы».
Вода в природе. Круговорот воды в природе.Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Лабораторные опыты.
44Получение и распознавание кислорода.
45Получение и распознавание водорода
46 Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы.
Практическая работа№6 Получение кислорода и изучение его свойств
Практическая работа№7. Получение водорода и изучение его свойств.
Раздел «Первоначальные сведения об органических веществах».
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Лабораторные опыты
47Изготовление моделей углеводородов
48Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди без нагревания и при нагревании
49 Взаимодействие крахмала с иодом
Типы расчетных задач:
Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Таблица содержания практических работ :
№п/п
Количество часов прим прог.
Количество часов
раб программе
8 класс
1
Практическая работа №1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием.Строение пламени
1
1
2
Практическая работа №2 Очистка загрезненной поваренной соли
1
1
3
Практическая работа №3Генетическая связь между классами неорганических соединений
1
1
4
Практическая работа №4 Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества
1
1
5
Практическая работа №5Признаки протекания химических реакций
1
1
6
Практическая работа №6 Реакции ионного обмена
1
1
Итого
6
6
9 класс
1
Практическая работа №1
Решение экспериментальных задач по теме» Металлы»
1
1
2
Практическая работа №2Качественные реакции на ионы в растворе
1
1
3
Практическая работа №3 Получение аммиака и изучение его свойств.
1
1
4
Практическая работа №4 Получение оксида углерода и изучение его свойств
1
1
5
Практическая работа №5
Решение экспериментальных задач по теме « Неметаллы IV-VII и их соединений»
1
1
6
Практическая работа №6
Получение кислорода и изучение его свойств
1
1
Практическая работа № 7 Получение водорода и изучение его свойств
Итого
7
7
Всего
13
13
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
класс
Название контрольной работы
дата
8
Контрольная работа № 1 «Первоначальные химические понятия»
Контрольная работа № 2. « Вода. Растворы»
Контрольная работа № 3.» Основные классы неорганических соединений!
Контрольная работа № 4. «Химические реакции»
Итого-4 часа
9
Контрольная работа № 1 «Строение атома.. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»
Контрольная работа № 2 «Металлы и их соединения»
Контрольная работа № 3 « Неметаллы IV-VII групп и их соединений»
Контрольная работа № 4 «Кислород и водород».
Итого- 4 часа
Всего
9 часов
Направления проектных работ
8 класс: “Соединения химических элементов”, “Изменения, происходящие с веществами” “Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов”, “Шеренга великих химиков”.
9 класс: “Металлы” “Неметаллы”, “Органические вещества”.
Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы.
8 класс
8 класс
Раздел
Кол-во
часов
Темы
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся
1.Первоначальные химические понятия
15
1.1Предмет химии
5
Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента
Соблюдать правила техники безопасности
Проводить групповые наблюдения во время лабораторных опытов
Обсуждать в группах результаты опытов
1.2 Химические понятиях понятия
10
Составлять ионные уравнения реакций
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2.Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
5
5
Характеризовать элементы на основе их положения в ПС и особенностей строения их атомов
Объяснять закономерности изменения свойств Исследовать свойства изучаемых веществ
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского) языка и языка химии
Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в ПТ
объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
3Строение веществ. Химическая связь
8
Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
-формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире,
4 Основные классы неорганических соединений
15
4.1 Оксиды
4
Определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов (оксиды, летучие водородные соединения, основания, кислоты, соли) по формуле;
описывать свойства отдельных представителей оксидов (на примере воды, углекислого газа, негашеной извести), летучих водородных соединений (на примере хлороводорода и аммиака), оснований (на примере гидроксидов натрия, калия и кальция), кислот (на примере серной кислоты) и солей (на примере хлорид натрия, карбоната кальция, фосфата кальция);
определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей по валентностям и степеням окисления
4.2. Основания, кислоты, соли.
11
элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
составлять названия оксидов, оснований, кислот и солей; сравнивать валентность и степень окисления; оксиды, основания, кислоты и соли по составу;
использовать таблицу растворимости для определения растворимости веществ;
устанавливать генетическую связь между оксидом и гидроксидом и наоборот
5 Вода. Растворы
8
Давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация»
Конкретизировать понятие «ион»
Обобщать понятия «катион» и «анион»
Исследовать свойства растворов электролитов
Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов
6 Химические реакции
17
6,1 Классификация химических реакций
9
Объяснять закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения;
составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ;
описывать реакции с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; участию катализатора;
использовать таблицу растворимости для
6.2Окислительновосстановительные реакций
8
определения возможности протекания реакций обмена; электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможности протекания реакций между металлами и водными растворами кислот и солей;
наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;
проводить расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
9 класс
1Строение атома. Периодический закон и периодическаясистема химических элементов Д.И. Менделеева
8
8
Характеризовать элементы на основе их положения в ПС и особенностей строения их атомов
Объяснять закономерности изменения свойств Исследовать свойства изучаемых веществ
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского) языка и языка химии
Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в ПТ
объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
2 Металлы и их соединения
24
2.1 Общие свойства металлов
8
Исследовать свойства изучаемых веществ
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии
Характеризовать химические элементы по положению в ПТ
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты
2.2Щелочные и щелочноземельные
Металлы
4
Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах ПТ
2.3Алюминий и его соединения
3
Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе
Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов переходных элементов
Распознавать с помощью качественных реакций ионы металлов
Соблюдать ТБ, правильно обращаться с реактивами и лабораторным оборудованием
2.4 Железо и его соединения
9
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде
Решать задачи на примеси веществ
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений
3 Неметаллы IV – VII групп и их соединения
22
3.1 Общие свойства неметаллов
3
Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ
Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов
3.2Галогены. Сера и ее соединения
7
Соблюдать технику безопасности
Оказывать первую помощь при ожогах, отравлениях и травмах, связанных с реактивами и оборудованием
Устанавливать принадлежность веществ к определенному классу соединений
3.3Азот, фосфор и их соединения
6
Сопоставлять свойства концентрированной и разбавленной азотной кислоты
Составлять уравнения ступенчатой диссоциации
Записывать уравнения реакций в ионном виде
Распознавать опытным путем аммиак, растворы кислот, нитрат-, фосфат-ионы, ион аммония
3.4Углерод, кремний и их соединения
6
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде
4 Кислород. Водород
7
4.1. Кислород. Водород
7
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты
Описывать свойства изучаемых веществ н а основе наблюдений за их превращениями
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах ПС
Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о ПЗ
Готовить компьютерные презентации по теме
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений
5 Первоначальные сведения об органических веществах
7
5.1 Первоначальные сведения об органических веществах
7
Знать определение органической химии, углеводородов, их классификацию, основные положения теории Бутлерова, определение изомеров
Знать особенности строения органических веществ
Иметь представление о природных источниках УВ
Уметь записывать полные и сокращенные структурные формулы веществ, давать им названия
Уметь записывать уравнения некоторых химических реакций в органической химии
Итого
136
Итого
136
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания
Заместитель директора по УМР
методического объединения
учителей от 20 года
_____________ /_______________/
руководитель ШМО
« __» августа 20___года
_____________/Мирошкина Т.А./
13PAGE 14315
13PAGE 142415
Заголовок 1Заголовок 215Заголовок 3,Обычный 2Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915