конспект урока по окружающему миру Охрана животных
Составила: учитель начальных классов
Рябинина Ирина Борисовна
Урок по окружающему миру в 3 классе
тема: «Охрана животных»
Задачи:
1. Образовательные:
1. Познакомить детей с животными, которые внесены в Красную книгу;
2. Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди
2. Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей, информационную культуру.
2. Развивать речь, мышление детей, учить сравнивать, обобщать
3. Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику, презентация по теме урока, компьютер, интерактивная доска, Красная книга, два письма с жалобами, доклады детей.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
-Сегодня мы с вами продолжим разговор о жизни животных. Давайте проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока. Как работать с тестом вы знаете… Правильно, надо выбрать верный ответ и его отметить. Приступили к работе.
3.Постановка темы урока.
-Назвать тему сегодняшнего урока мне помогут (Тимур, Вера, Катя). Пожалуйста, ребята
Ребёнок 1: Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою земля
И небо чистым быть.
А землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный человек».
Ребёнок 2: Сейчас же кинулись спасать
Природную среду.
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что земле
Приходится терпеть.
Ребёнок 3: Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, лугаИ чистую гладь рек – всю Землю-
Можешь только ты,
Разумный человек!
-Так какова тема нашего урока?
/На доске открывается тема урока. (Слайд1)
Охрана животных
-Давайте прочитаем все вместе.
-В первом и во втором классе вы узнали немало правил поведения в природе. Назовите их. (Слайд 2)
/Дети называют знакомые им правила:
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников;
Нельзя срывать цветы;
Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых;
Нельзя уничтожать лягушек и жаб…/
Посмотрите (слайд 3): Как прекрасен этот мир! Посмотрите на фотографии и рисунки животных: ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы ни одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
-Природе очень трудно залечивать даже самые маленькие раны, Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими.
-В чём причина исчезновения многих видов животных? (слайд 4)
/Дети называют эти причины:
Вырубают леса
Уничтожают растения.
Приносится вред почве.
Загрязняются реки.
Ведётся бессистемная охота.
Деятельность человека./
- Вы правильно ответили на мои вопросы.
-Животные играют огромную роль в природе, Но люди порой жестоко истребляют их ради меха или мяса, а иногда и просто ради развлечения. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие стали редкими и занесены в Красную Книгу.
-Почему эта книга названа Красной? А не синей или жёлтой? (слайд 5)
/Ответ детей: Красный цвет- сигнал опасности, предупреждающий об угрозе исчезновения растений и животных./
Демонстрация Красной книги.
-Откройте учебники и прочитайте на странице112, какую цель мы ставим на сегодняшний урок. (слайд 6)
Докажите, что животных необходимо
охранять.
И чтобы это доказать:
4.Введение в тему. (Слайд 8)
-Мы с вами отправляемся в путешествие по страницам Красной книги.
3154680126365За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. В 1948 году был основан Международный союз охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Учёные назвали этот список Красной книгой. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет.
00За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. В 1948 году был основан Международный союз охраны природы. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Учёные назвали этот список Красной книгой. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет.
-685800104775Начиная с 1600года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них за последние 50лет лет.00Начиная с 1600года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них за последние 50лет лет.214884010477500
.
43434006921500
125730051435Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными. Позднее она переиздавалась. Некоторые виды восстановили свою численность, поэтому миновали опасность исчезновения (бобр, соболь). Но в то же время второе издание было дополнено новыми видами, среди них черноморская афалина.
00Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными. Позднее она переиздавалась. Некоторые виды восстановили свою численность, поэтому миновали опасность исчезновения (бобр, соболь). Но в то же время второе издание было дополнено новыми видами, среди них черноморская афалина.
5. Животные красной книги.
Отгадайте загадку, о ком она?
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры)
(слайд 9) Редкими стали белый медведь, морж, орёл-беркут, фламинго, тигр, журавль, жук-красотел, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные.
Давайте послушаем сообщения животных, которые нуждаются в охране. Слушайте внимательно.
Доклады детей (соболь, журавль, белый медведь)
Работа в учебнике: Прочитайте о других животных, которые занесены в Красную книгу. (стр.113)
Работа в тетрадях.
- Расскажите с помощью этих знаков, почему многие виды диких животных становятся редкими?
( Задание в Рабочих тетрадях на странице 51);
6. Экологические правила (письмо от животных)
- Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных:
Жалоба 1.
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
- Кто это? (Это сова)
Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2.
«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются всторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Помни, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, ёж, синица, дятел, лягушка, жаба и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
-В чём же заключается природоохранительная деятельность человека?/В создании питомников, заказников, заповедников./
На доске помещается таблица/
2114551714500132588016637000
-442150517970500
-58864513779500
-Давайте откроем толковые словари и узнаем значение этих слов.
/Дети ищут в словарях значение этик слов/.(слайд 10)
3411855191770 Земельный или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые виды животных, растений.
00 Земельный или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые виды животных, растений.
-405765172085ЗАКАЗНИК
00ЗАКАЗНИК
-2914653175ПИТОМНИК
00ПИТОМНИК
3709670154305Место для разведения и выращивания растений и животных.
00Место для разведения и выращивания растений и животных.
ЗАПОВЕДНИК
ЗАПОВЕДНИК
2840355106680Заповедное место (участок территории или акватории), где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
00Заповедное место (участок территории или акватории), где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
-Помогают спасению редких животных и зоопарки. В них живут и приносят потомство животные из разных мест.
- Давайте вспомним экологические правила. (слайд 11)
Ученики называют правила, а учитель вывешивает плакаты и знаки с названными правилами:
Не разоряй птичьи гнёзда.
Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут покинуть гнездо.
Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающего птенца и беспомощных детёнышей зверей.
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
7. Итог:
- Дети, зачем нужно защищать и оберегать животных?
Выставление оценок.
Домашнее задание.