Урок по окружающему миру на тему «Разнообразие животных»
Этап урока 1.Самоопределение к учебной деятельности.Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
Деятельность учителя Организация детей к уроку.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок! (слайд 2)
Психологический настрой к уроку
На доске: 1 2 3 4 5
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 5. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 5. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
Деятельность обучающихсяпознавательная осуществляемые действия формируемые способы деятельности коммуникативная осуществляемые действия формируемые способы деятельности регулятивная осуществляемые действия Организация рабочего места
формируемые способы деятельности Умение организовать свое рабочее место.
личностная осуществляемые действия Самооценка готовности к уроку.
формируемые способы деятельности Умение оценивать свою готовность к уроку.
Этап урока 2.Актуализация опорных знаний: Цель: Актуализировать знания о животных.
Деятельность учителя Организует работу со словами: Ятрышник, ветреница дубравная, сон-трава, боярышник, астра альпийская, эвглена зелёная
(слайд 3)
-Узнайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Для этого выбрать лишнее слово.
- Лишнее слово: эвглена зелёная. А кто такая эвглена зелёная? (ссылка на источник в Интернет). Мы выяснили что она - животное. Значит, сегодня на уроке у нас речь пойдет о животных.
Просит привести примеры разных животных: огромных и маленьких, красивых и безобразных, опасных и безвредных, быстрых и медленных
- Посмотрите, сколько животных вы знаете.
Деятельность обучающихсяпознавательная осуществляемые действия Рассматривают предложенные слова.
формируемые способы деятельности Анализировать визуальную информацию; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, знаний, анализ объектов.
коммуникативная осуществляемые действия Во фронтальном опросе взаимодействуют с учителем.
формируемые способы деятельности Воспринимать на слух ответы учащихся.
регулятивная осуществляемые действия Контролируют правильность ответов.
формируемые способы деятельности Принимать и сохранять учебную задачу.
личностная осуществляемые действия Быстро называют животных. Проявился эффект успеха.
формируемые способы деятельности Формирование ценностного отношения к умению видеть и признавать свои ошибки.
Этап урока
Деятельность учителя 3.Постановка проблемы, цели урока.Цель: Сформировать представление о результате.
1. Использование приема «Путешествие со сказочным героем».
-Ребята, сегодня к нам в гости пришла ваша любимая героиня мультфильма Мой маленький пони- Флаттершай. Как вы думаете, почему именно она решила к вам прийти?(Флаттершай очень любит животных и очень легко находит с ними общий язык),
2. Организует работу в парах, используя прием создания проблемной ситуации. Контролирует процесс выполнения задания.
Материал для выдвижения гипотез
- Ребята, Флаттершай расскажет вам одну историю (слайд 4).
Жили – были две сестры – царицы. Звали их Флора и Фауна. (На слайде рисунки двух цариц.) Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке. Царство растений представляло единое целое.
У Фауны до некоторых пор царство тоже было единым целым, и состояло из частей -групп. Но однажды случилась беда: она потеряла «Домовую» книгу, где животные все были переписаны по группам, они разбежались, мечутся, растерялись - полный беспорядок (слайд 5).
- Давайте поможем царице Фауне навести порядок в её царстве, и распределим животных по группам. Посовещайтесь в своих группах и скажите: На какие группы можно разделить всех животных? (слайд 6).
3. Организует опрос обучающихся по анализу подготовленных групп
-Так на какие группы вы разделили животных?
4. Подводит итоги данного этапа работы; корректирует результаты работы
- Ребята, вам было задано одно задание, но результат мы получили разный. Почему так получилось? На какие вопросы нам нужно найти ответ?
5. Учитель просит выдвинуть предположение о предполагаемой темы и цели урока
- Какова будет тема и цель урока? Давайте постараемся их сформулировать.
6. Подводит итог беседы о темы и цели урока. Выясняется, что обучающимся трудно разделить животных, поскольку не знают на что обращать внимание. Возникает вопрос: «Каким образом распределить животных?»
Деятельность обучающихсяпознавательная осуществляемые действия 2. Слушают учителя. Самостоятельно в парах обсуждают, выдвигают предположения.
3. По выбору учителя обучающиеся предлагают свою классификацию.
4. Слушают учителя, выдвигают предположения.
5. Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока.
формируемые способы деятельности 2. Осуществлять актуализацию знаний, анализировать объекты.
3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
4. Анализировать свой ответ, сопоставлять его с ответом остальных обучающихся.
5. Выдвигать предположения и обосновывать их
коммуникативная осуществляемые действия 2. Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время совместного поиска ответа.
3. Во фронтальном режиме слушают ответы одноклассников.
4. Слушают учителя, вступают в диалог.
5. Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем.
формируемые способы деятельности 2. Уметь в коммуникации строить понятные для собеседника высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
3. Воспринимать на слух ответы обучающихся.
4. Понимать и воспринимать на слух требования учителя.
5. Воспринимать на слух ответы обучающихся; строить понятные для собеседника высказывания.
регулятивная осуществляемые действия 2. Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания; принимают решение о правильности самостоятельно подготовленной классификации
3. Осуществляют контроль за высказываниями других пар; сопоставляют свою классификацию с классификацией других пар
5. Осуществляют самоконтроль понимания темы и цели урока
формируемые способы деятельности 2. Учитывать правило в планировании и контроле способа решения; уметь контролировать действия собеседника
3. Уметь контролировать действия других пар
5. Принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый контроль по результату
личностная осуществляемые действия Формулируют цель, проблему, тему урока.
формируемые способы деятельности Формирование ценностного отношения к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.
ФизминуткаПроводит учитель. УУД- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Этап урока 4.Открытие нового знания Цель: Сформировать представление о разнообразии животных.
Деятельность учителя Проводит вводную беседу (актуализацию жизненного опыта), позволяющую ответить на вопрос «Как распределить животных по группам?» и выяснить: насколько дети знакомы с понятиями «одноклеточные», «многоклеточные», «беспозвоночные», «позвоночные» и каковы их признаки.
- Вопрос «Как разделить животных по группам?» С давних пор интересовал ученых разных стран. Существовали разные мнения. Основателем классификации, т.е.разделения животных на группы, был шведский ученый Карл Линней. По его мнению, нужно было делить на группы по признакам сходства. Давайте сейчас мы с вами разберем следующие понятия «одноклеточные», «многоклеточные», «беспозвоночные», «позвоночные». Как вы считаете, что означает каждый термин?(слайд 7).
Подводит итог обсуждения.
-Для того, чтобы узнать в какие группы распределить представленных животных, я предлагаю вам поработать сообща в группах. Позже представите свой отчет в виде короткого выступления.
Организует деление класса на 4 группы для работы с текстом учебника, дополнительной литературой, ссылками Интернета (каждой группе выдает ноутбук), наглядными пособиями по следующим направлениям: «Одноклеточные», «Многоклеточные», «Беспозвоночные», «Позвоночные». Ставит цель на выявление основных черт. Регулирует работу групп, по мере необходимости осуществляет помощь в выполнении задания. Для первой группы, изучающих одноклеточных, готовит электронный микроскоп.
Организует обсуждение подготовленных сообщений. Подводит итог работы на данном этапе.
- Правильно ли мы распределили животных? Что нового мы узнали?
-Молодцы, ребята! Хорошо поработали и очень помогли царице Фауны. Она вас благодарит (слайд 8).
Деятельность обучающихсяпознавательная осуществляемые действия Слушают вопрос учителя, отвечают.
3.Анализируют текст учебника и дополнительных источников (Интернет, Энциклопедии); Согласовывают между собой характеристику каждой группы животных, выявляют значение каждого животного; Делают обобщающий вывод о каждой группе животных.
4. Участвуют в беседе по обсуждению характеристик групп животных. Рассматривают с помощью электронного микроскопа одноклеточных.
формируемые способы деятельности Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; строить рассуждения в форме связи простых суждений.
3.Анализировать объекты живой природы с выделение существенных и несущественных смысловых признаков.
4. Осознанно и произвольно строить свою речевое высказывание в устной форме; обосновывать свое мнение; развитие умения работы с информацией, электронным микроскопом.
коммуникативная осуществляемые действия Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
3.В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи.
4.Каждая группа озвучивает ответы, демонстрируя наглядные пособия, изображения под электронным микроскопом.
формируемые способы деятельности Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания.
3.Согласосывать усилия по решению учебной задачи; договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать другие мнения.
4. Строить высказывания, понятные для партнеров; рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий); понимать на слух ответы учащихся. Умение работы с инновационными технологиями.
регулятивная осуществляемые действия Контролирует правильность ответов обучающихся.
3.Взаимоконтролируют процесс выполнения задания.
4. Целевое слушание ответов каждой группы.
формируемые способы деятельности Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу.
3.Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
4. Осуществлять контроль по результату.
личностная осуществляемые действия формируемые способы деятельности Умение удерживать учебную задачу.
ФизминуткаПроводит учитель. УУД- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Этап урока 5.Включение нового знания в систему знаний
Цель: проверить уровень усвоения нового знания.
Деятельность учителя 1.Организует работу на выполнение тестового задания (в ProClass). Контролирует процесс выполнения заданий теста. Анализируют полученные результаты.
-А сейчас, я предлагаю выполнить тест. Взяли пульты, работаем дружно, внимательно слушаем и выполняем мои указания. Приступим.
- Давайте посмотрим на ваши результаты.
2. Организует совместную игровую работу обучающихся по заполнению таблицы: «Разнообразие животных», прикрепленную на доске.
– Давайте поиграем! Нам необходимо приклеить на ватман животных, относящихся к разным группам.
Деятельность обучающихсяпознавательная осуществляемые действия 1.Слушают указания учителя. В индивидуальном режиме решают тест. Осуществляют анализ своей работы.
2. Слушают учителя. Озвучивают животного и наклеивают в определенную группу.
формируемые способы деятельности 1.Умение применять полученные знания в ходе решения теста. Умение обнаруживать ошибки. Устно вносить соответствующие коррективы (исправления).
2. Умение применять полученные знания на практике.
коммуникативная осуществляемые действия 1.Понимают и воспринимают указания учителя. Работают с инновационными технологиями.
2. Взаимодействуют с учителем.
формируемые способы деятельности 1.Умение осуществлять самоконтроль; развитие умения работы с инновационными технологиями.
2. Умение слушать своих одноклассников.
регулятивная осуществляемые действия 1.Рефлексивный контроль. Осознание качества и уровня усвоения знаний.
2. Осуществляю контроль за одноклассниками и самоконтроль.
формируемые способы деятельности 1.Умение давать оценку результатов учебной деятельности.
2. Умение оценивать правильность выполнения действий.
личностная формируемые способы деятельности Ценностное отношение к умению видеть и признавать свои ошибки. Формирование границ собственного знания и «незнания».
Этапы
урока
6.Контроль и оценка Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности
Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
Предметные УУД : выслушивает результаты, соотносит со своим.
7. Рефлексия
Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
Личностные УУД : осознание практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы;
Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;
Самооценка и оценка учителя
УУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
8. Постановка домашнего задания.
Деятельность учителя 6. -Подведем итог нашего урока.
-Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли?
- Научились мы различать животных?
-На основе каких признаков мы распределяем животных?
-Разнообразен ли животный мир? (слайд 9).
7. - Ребята, закончите фразы: У нас получилось хорошо………. У нас не получилось…. Нам надо еще поработать над…… (слайд 10).Что на уроке вы бы назвали целым? Какие части этого целого вы узнали? На все ли вопросы мы ответили? Оправдались ли ваши ожидания?Если обучающимся всё понятно, надо поднять карточку зеленого цвета,если есть один или два вопроса непонятных, поднять синий цвет, если вообще всё трудно и непонятно, поднять красный цвет.
8. -Оцените свою работу на уроке по 5-бальной системе
1 2 3 4 5
Оценка учителя
1 2 3 4 5
9. Обучающимся выдается конверт с картинкой животного. Задание: Подготовь сообщение по следующим пунктам: 1) Внешний вид; 2) Место распространения; 3) Образ жизни; 4) Значение в природе. Сделай презентацию (3-5 слайдов).
Желаю успехов!